Жанровое своеобразие печатных материалов как реализация принципа многожанровости

Жанровое своеобразие печатных материалов как реализация принципа многожанровости. Одним из наиболее актуальных направлений в изучении теории современной журналистики является проблема структурирования публицистических жанров.

Понятие жанра, осмысление его функций в произведении, особенности пересечения и смешения жанров до конца не изучены. В настоящее время в журналистике существует множество определений жанра, но ни одно из них не является универсальным. Единственным основанием жанровой дифференциации, которое выделяют все исследователи, – это некая повторяемость и устойчивость разновидности текстов, применяемых в печатных изданиях. А.А. Тертычный в работе «Жанры периодической печати» выделяет и обосновывает три базовых способа отображения в медийном пространстве.

Именно они формируют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: «от первоначального чув¬ственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета» (Тертычный, 2000: 43). По мнению В.Е. Хализева, «жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем.

Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными» (Хализев, 1999: 12). В теории журналистики термин «жанр» не имеет однозначного толкования. «Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров» (Шибаева, 2001: http://www.library.cjes.ru/online/ ?a=con&b_id=458). В определении В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика «жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи» (Вакуров, Кохтев, Солганик, 1978: 19). Л.Е. Кройчик в работе «Система журналистских жанров» полагает, что жанр – это «особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы» (Кройчик, 2000: 125-168). Под журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода признаки на¬зываются жанрообразующими факторами.

Знание этих факторов помогает более чет¬ко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио¬дической печати.

В современной теории журналистики выделяются в качестве основ¬ных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це¬левая установка (функция) отображения, метод отображения» (Тертычный, 2000: 21). В общепринятой науке о журналистике также нет и единого мнения относитель¬но системы жанров.

По мнению М.Э. Конурбаева, «в большинстве существующих классификаций жанров отсутствует единое основание для деления.

В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики текста, в других – понятийные» (Конурбаев, 2008: 367). А.А. Тертычный выделяет следующие группы жанров: информационные (заметка, корреспонденция, отчет, ин¬тервью, блиц-опрос, вопрос-от¬вет, репортаж, некролог); аналитические (отчет, корреспонденция, интервью, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналист¬ское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, экспери¬мент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз) и художественно-публицистические (очерк, фельетон, пам¬флет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, ле¬генда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра) (Тертычный, 2000). В диссертационном исследовании мы будем опираться непосредственно на данную классификацию.

Л.Е. Кройчик разделяет публицистические произведения на оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские и исследовательско-образные (Кройчик, 2000). В.Б. Виноградова предлагает классифицировать журналистские жанры на собственно информационные, собственно публицистические, информационно-публицистические, художественно-публицистические, собственно художественные, рекламные, официально-деловые и остальные (Виноградова, 2001). Наблюдаемая некоторая несогласованность относительно жанровой дифференциации свидетельствует о том, что в теории журналистики пока не найдено общих системных оснований для описания многообразия жанров, хотя жанр признается практическим инструментом журналиста.

В настоящее время теоретики журналистики отмечают трансформацию жанра и появление новых жанровых видов и «гибридов». В.Л. Цвик отмечает, что «теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что объясняется нестабильностью объекта исследования, находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой журналистской практикой. «В «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются.

Они видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией.

Но сколь бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы» (Цвик, 2000: 19-22). При проведении анализа мы столкнулись с аналогичной проблемой.

В исследуемых изданиях периодически появляются материалы, представляющие собой некую диффузию жанра некролога и очерка. Авторы подобных публикаций рассказывают читателю о смерти знаменитого писателя или поэта и здесь же, по всем правилам портретного очерка, повествуют о его жизни и творческих достижениях. В данной работе подобные материалы мы предлагаем называть мемориальной статьей.

Проведенный анализ региональных и федеральных печатных средств массовой информации помог выяснить, что материалы, освещающие проблемы культурно-речевой ситуации в России, представлены в различных жанрах: это информационная заметка, интервью, очерк, мемориальная статья, обозрение, комментарий, рецензия, рассказ и стихотворение. В большинстве случаев подобные материалы представляют собой информационные заметки. Второе и третье место по популярности и частотности использования занимают очерки и интервью.

В издании «Ставропольская правда» за исследуемый промежуток времени по изучаемой проблеме опубликовано 79 интервью, 53 информационные заметки, 28 комментариев, 12 обозрений, 9 отчетов, 7 рецензии, 5 мемориальных статей. Большинство материалов, посвященных вопросам культурно-речевой ситуации, представлено в жанре очерка (197). В данном издании также большое внимание уделено рассказам (44) и стихотворениям (32) читателей, присланным в редакцию и периодически появляющимся в рубрике «Литературная гостиная» в рамках проведения различных литературных и поэтических конкурсов (диаграмма 1). Диаграмма 1. Основные жанры, используемые в издании «Ставропольская правда», при освещении культурно-речевой ситуации В издании «Ставропольские губернские ведомости» за исследуемый период представлены две рецензии и мемориальные статьи, одно обозрение и три рассказа.

Вопросы культурно-речевой ситуации в большинстве случаев освещаются в жанрах информационной заметки и очерка (84 и 79 соответственно). Диаграмма 2. Основные жанры, используемые в издании «Ставропольские губернские ведомости», при освещении культурно-речевой ситуации Появляющиеся на страницах издания интервью (28) с известными деятелями литературы и журналистские комментарии (12), освещающие проблемы русского языка на современном этапе в некоторых случаях представляют собой перепечатки из федеральных изданий (диаграмма 2). В газете «Вечерний Ставрополь» вопросы культурно-речевой ситуации чаще всего освещены в жанре информационной заметки (54). Далее по популярности использования следуют интервью (32) и рецензии (25). Жанры очерка и обозрения используются не достаточно широко (11 и 10 соответственно), а мемориальная статья, комментарий, отчет, рассказ и стихотворение вообще не представлены (диаграмма 3). Диаграмма 3. Основные жанры, используемые в издании «Вечерний Ставрополь», при освещении культурно-речевой ситуации В газете «Известия» самым популярным является жанр информационной заметки (239). На втором и третьем месте по частоте появления находятся интервью (143) и рецензия (85). Более часто, чем в любом другом исследованном издании используются жанры обозрения (47) и мемориальной статьи (38) (диаграмма 4). Диаграмма 4. Основные жанры, используемые в издании «Известия», при освещении культурно-речевой ситуации В издании «Российская газета» наиболее популярными жанрами, используемыми при освещении вопросов культурно-речевой ситуации, являются информационная заметка (247) и интервью (202). Чаще, чем в других газетах, в данном издании используется жанр рецензии (86). Жанры обозрения и комментария представлены не достаточно широко (9 и 7 соответственно), а мемориальная статья, рассказ и стихотворение вообще не используются (диаграмма 5). Диаграмма 5. Основные жанры, используемые в издании «Российская газета», при освещении культурно-речевой ситуации На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что одним из основных принципов освещения проблем культурно-речевой ситуации в печатных СМИ является принцип многожанровости, который проявляется в использовании журналистами исследуемых изданий различных информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров: информационной заметки, интервью, очерка, мемориальной статьи, обозрения, комментария, рецензии, рассказа и стихотворения.

В большинстве случаев подобные материалы представляют собой жанр информационной заметки.

Наименее популярны и частотны в журналистской практике жанры отчета и обозрения. 2.4.