рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гносеологические корни публицистического образа

Гносеологические корни публицистического образа - Курсовая Работа, раздел Журналистика и СМИ, Журналистский образ как средство организации журналистского произведения Гносеологические Корни Публицистического Образа. Отличительной Чертой Совреме...

Гносеологические корни публицистического образа. Отличительной чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот или иной факт или явление действительности.

Важнейшим элементом журналистского произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности.

Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой - логико-понятийное. Образная инфраструктура любого жанра художественной публицистики имеет тенденцию к постоянному расширению и обновлению. Чтобы показать, из каких компонентов выстраивается публицистический образ, обратимся к очерку как одному из самых интересных и емких жанров журналистики.

Природа современного очерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим характером данного жанра журналистики, находящегося в зоне активного продуктивно-творческого взаимодействия с литературой, искусством и наукой. В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.

Специфика художественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характере проявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретных художественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикой документального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед ним творческих задач.

Различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов. Творец, создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальными объектами, а, прежде всего, пытается выразить в образе свое субъективное отношение. Если под объективным в образе понимается все то, что идет непосредственно от действительности, то "субъективное - это переживания и размышления художника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение". Если выделить главное из всех профессиональных качеств журналистов, то этим качеством и окажется объективность.

Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Журналистская объективность часто ассоциируется с "перевёрнутой пирамидой" и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: "кто? что? где? почему? когда? и как?". Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл говорит о том, что журналистская объективность невозможна: "Давайте рассмотрим "объективную" статью.

Это, наверное, будет материал беспристрастный, непредвзятый, написанный со знанием предмета и без ошибок. Такое бывает? Объективная статья будет полностью соответствовать действительности и отражать правду, только правду и ничего кроме правды.

Возможно ли это? Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности или, как говорил известный специалист по семантике Хайакава, "карта - это ещё не территория". Другими словами, статья, написанная журналистом, всегда означает больше, чем выражено словами". В самом деле, помимо того, что все журналисты ограничены в своей объективности несовершенством языка, на их творчество также влияет их опыт, физическое состояние, образование и много других факторов. К тому же, журналист уже постольку субъективен, поскольку он сам выбирает тему материала, сам отбирает факты, рассматривает их со своей точки зрения.

Итак, из этого следует, требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже постольку, поскольку журналист - это, прежде всего, личность. Если рассуждать глобально, то субъективность - это основное понятие, которое отражает суть каждого человека.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в журналистике, что отразилось на всей системе средств массовой информации и неречевой организации журналистского текста в частности. Формирование нового типа современного общества начала ХХІ в информационного - создало свой языковой стиль, значительное влияние на становление которого оказывает постмодернистская культура с характерными манерами письма: "цитирование наследия предшествующих эпох, переосмысление элементов культуры прошлого, пародирование, иронизирование, приём игры, многоуровневая организация текстов", "осознанный плюрализм стилей, жанров, языков, динамизм, интерактивность, интертекстуальность (гипертекстуальность), ацентризм". Одним из феноменов, возникших на современном этапе развития средств массовой информации, стала персонификация языковой личности журналиста.

Так, президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский утверждает: "Идет персонификация в средствах массовой информации". Возникновение в СМИ феномена персонификации связано не только с формированием нового языкового стиля, но и с рядом других факторов: изменением статуса адресата и адресанта журналистского текста, трансформацией жанровой системы и др. Если раньше, особенно в советское время, языковая личность журналиста сравнительно с писательской была социальноориентированной, пассивно авторизованной, то сейчас публицистическая речь характеризуется журналистским подходом к отражению действительности: через призму мировоззрения и индивидуального мнения журналиста выявляется осмысление жизненных фактов, которые в публицистической речи получают толкование и оценку с соответствующими комментариями.

В связи с этим исследование феномена персонификации в журналистском тексте будет неполным, если оставить без внимания такую важную для текстообразования и текстовосприятия категорию, как модальность.

Именно она объединяет составляющие текста в единое смысловое и структурное целое.

В научной литературе текстовая модальность отождествляется с субъективно оценочной характеристикой объекта/предмета в тексте. В данном подтексте модальность рассматривается как категория, включающая самые разные виды квалификации сообщаемого, в том числе "наряду с субъективной (эмоциональной, положительной, отрицательной и др.) объективную (интеллектуальную, логическую и др.) оценку содержания текста". Модальность текста, объективная и субъективная, заставляет воспринимать текст как целостное произведение.

Однако часто в зависимости от жанровой принадлежности текста соотношение субъективной и объективной её составляющих варьируется. Субъективная модальность журналистского текста или авторская модальность - это выражение в тексте отношения автора к информации, его концепция, мнение, его ценностные ориентации, представленные читателю. Поскольку передача информации происходит через призму авторской позиции, авторского отношения к объекту отражения, факт в журналистском тексте получает модальную валентность и с этой позиции определяется как некоторая субъективная реальность. При этом накладывается дополнительная "личностная" информация, которая мотивирована интенцией автора и является элементом общей авторской концепции. "Персона" журналиста - стержневая в языковой действительности журналистского текста - становится концептуально важной и для самого издания.

Речь идет об авторских колонках и рубриках, колонке редактора.

Наблюдается тенденция к смещению центра: выбор информации потребителем зависит уже не только от самого материала (удачного заголовка, тематики и проблематики публицистического произведения), но и от автора. Имя журналиста становится в определенном смысле "брендом" издания. Журналист в современном мире - публичный человек. Но с популярностью профессии возрастают и требования, при этом формируется новый тип журналиста-профессионала. Основным показателем персонификации журналиста является активизация модальных процессов в средствах массовой информации и коммуникации. 1.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

Данную проблему в различных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в… Старуш М.И. в книге "Авторское "Я" в публицистическом произведении" рассмотрела читательскую и авторскую категории,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гносеологические корни публицистического образа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ автора в журналистском произведении
Образ автора в журналистском произведении. Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь сп

Средства выявления образа автора журналистского произведения
Средства выявления образа автора журналистского произведения. При выявлении образа автора в журналистском произведении в первую очередь следует обратиться к стилистическому анализу как средству выя

Доминанта творчества автора - ирония
Доминанта творчества автора - ирония. Во всех проблемах, о которых пишет автор, она всегда старается найти что-то смешное или забавное. Для данного автора характерно ироничное отношение к со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги