рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средства выявления образа автора журналистского произведения

Средства выявления образа автора журналистского произведения - Курсовая Работа, раздел Журналистика и СМИ, Журналистский образ как средство организации журналистского произведения Средства Выявления Образа Автора Журналистского Произведения. При Выявлении О...

Средства выявления образа автора журналистского произведения. При выявлении образа автора в журналистском произведении в первую очередь следует обратиться к стилистическому анализу как средству выявления образа автора. 1. Стилистический анализ.

Выявление индивидуальных творческих особенностей публициста и, в частности, тех его речевых особенностей, которые рисуют определенный образ автора перед читателем, относится к стилистике речи. Речь каждого человека обладает неповторимой образностью: "Само собой разумеется, что словесные образы, изучаемые в контексте литературного произведения или в системе словесно-художественного творчества, могут рассматриваться или в их отношении к индивидуальному стилю писателя, или в их отношении к строю и композиции отдельного художественного произведения, или даже в их отношении к целому направлению в развитии литературы," - писал акад. Виноградов.

Как можно видеть, авторская индивидуальность становится объектом изучения на самом нижнем, наиболее конкретном уровне анализа языковых особенностей произведения.

Априорно можно предположить, что в самом общем виде образ публициста на уровне речевых параметров будет задаваться жанром материала.

Традиционно различают жанры информационные (репортаж, интервью) и аналитические (статья, корреспонденция, очерк). Материалы информационных жанров на первый взгляд обычно в меньшей степени индивидуализированы (если это интервью, то на первый план выходит личность интервьюируемого); аналитические же материалы не только в большей мере позволяют, но даже и предписывают более значительное проявление авторской индивидуальности, его оценок и позиций. 2. Анализ подтекста как средство выявления образа автора Образ автора - это не просто субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения.

Это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем - рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого.

Поскольку автор часто не проявляется прямо в тексте, для того, чтобы "выявить" черты его образа, приходится обращаться к анализу подтекста. Подтекст как теоретическое понятие формируется уже более ста лет. Под термином подтекст обычно понимается "передача информации не путем открытого выражения, а путем использования потенциальных значений синтаксических форм". Роль верной "дешифровки" читателем образа автора при интерпретации подтекста чрезвычайно важна.

Пока мы не представим, читая текст, кто же его написал, мы не можем адекватно оценить сообщение. И это вполне закономерно. Всякое произведение диалогично по своей сути. Читателю интересно читать, если ему есть что сказать в ответ. На активное восприятие текста читателя провоцирует вопросно-ответная композиция текста. В вопросах, скрытых в тексте, в полной мере отражается личность автора.

Анализ подтекста дополняет стилистический анализ материально выраженных компонентов текста. 3. Понятие "образ" и личностные параметры в социолингвистике. Обычно принято говорить о следующих особенностях личности автора, выявляемых при анализе текстов: · возрастные параметры личности; · социальные параметры личности; · территориальные параметры личности; · национальные параметры личности. Всякий устный или письменный текст в той или иной мере несет информацию обо всех указанных выше параметрах личности автора.

В профессиональных текстах публициста эти особенности могут сглаживаться или намеренно (сознательно) акцентироваться. Вот некоторые примеры. 3.1 Возрастные признаки Каждое поколение имеет свои речевые особенности, по которым и происходит социальная идентификация представителей одного поколения. Однако, во-первых, эти особенности оцениваются в комплексе с социальными особенностями человека. Причем последние преобладают.

А во-вторых, более или менее доступные описания существуют только для молодежного сленга. Вот почему, опираясь на существующую литературу, можно более или менее определенно говорить о речевых особенностях молодежи, проявляющихся в качестве черт, формирующих образ публицистов телепрограмм и публикаций, адресованных подростковой и юношеской аудитории. Такой дисбаланс глубоко закономерен. Именно молодежь во все времена старалась как-то выделиться, в том числе и речью на фоне других групп общества. 3.2 Социальные признаки.

Социальные особенности речи выявить труднее. Сложность определения социальных параметров личности автора текста связана с тем, что в отличие, например, от отклонений в орфографии или грамматике, или диалектных фонетических и лексических особенностей речи, до конца не изживаемых и периодически проявляющихся бессознательно, социальные признаки речи усваиваются и контролируются человеком более или менее сознательно в процессе усвоения определенных социальных ролей.

Таким образом, речевые особенности человека прямо и непосредственно связаны с выполняемыми им социальными ролями. Это - во-первых, но, во-вторых, в речи человека отражается и более постоянная его характеристика - социальный статус (место, которое он занимает в обществе). В понятие социального статуса входит профессия человека, уровень его культуры и т. п. Все эти компоненты социального "портрета" человека отражаются в его речи: в уровне ее "литературности", в выборе (в широте выбора) слов и выражений, в умении строить фразу и находить более (или менее) удачные слова для выражения разных состояний.

Иначе говоря, даже выполняя одну и ту же социальную роль, разные люди могут говорить (и говорят) по-разному. Третье, что связано с социальными особенностями речи человека это так называемые "социальные диалекты". После десятилетия перестройки, когда в общенародный русский язык и в язык средств массовой информации хлынула волна модных слов из различных социальных диалектов, отдельные лексические элементы жаргонного происхождения встречаются в самых разных публицистических жанрах и теряют или, во всяком случае, ослабляют свою прежнюю жаргонную маркированность: нал (наличные деньги), совок (советский человек, негативное), лимон (миллион, встречающееся в художественных произведениях 1920-х гг.). При всей относительности социально значимых параметров речевой характеристики личности, всегда существует некоторое количество модных, "ходовых" словечек, которые, по мнению большинства читателей и зрителей, характеризуют тот или иной социальный слой. Например, "упал - отжался" - это из речи военных, точнее говоря, этой репликой в массовом сознании включается образный ряд, связанный с поведением и мировоззрением, приписываемым большинству военных. 4. Образ: "речевые маски" и языковая игра Важно учитывать то, что образ - это не портрет.

Даже в рамках одного материала автор может (в том числе и имеет право) менять речевые маски, прятаться за цитаты и за чужие мнения, намекать и провоцировать читателя на неверные ожидания, чтобы потом более эффективно показать ему другую сторону явления и "перекрестить в свою веру". Всё это порой предполагает и оправдывает и эмоциональную разноголосицу, и стилистический полифонизм, и неоднозначность образа автора.

Разумеется, если это идет от понимания своей коммуникативной задачи и путей ее достижения, а не от небрежности в стилистической правки. 5. Стилистические средства создания образа публициста: 5.1 Общая схема рассмотрения материала Краски для создания речевого образа публициста можно найти на любом структурном уровне языка: всюду, где есть альтернатива, где есть стилистический выбор, где возможно использование одной из минимум двух функционально взаимозаменяемых единиц с разной коннотацией и экспрессией.

При всей важности роли лексических и фразеологических средств, нельзя упускать из виду и единицы других парадигматических уровней: от фонем и ударений, до средств связи между предложениями и более крупными композиционными частями текста, играющих важнейшую роль в создании "единства стиля". Учитывая все вышеизложенное, можно выстоить следующую схему изложения и первичного анализа материала: -явления фонетического уровня и графика; -явления морфологического уровня и словообразование; -явления лексического уровня и фразеология. 5.2 Фонетические и графические средства В качестве средства привлечения внимания в современных текстах используются и заглавные буквы: Торты, Пирожные, Дни Рождения Этот прием в известной мере характеризует и автора.

Использование иностранной графики также довольно широко представлено в современной прессе.

Этот графический прием настраивает читателя на то, что автор компетентен в зарубежной тематике. 5.3 Лексические и фразеологические средства 5.4 Элементы жаргонов и сленгов Следует отметить, что та часть словарного состава русского языка, которая является стилистически нейтральной, лишь в незначительной степени участвует в формировании речевого образа публициста.

Наиболее ярко эта функция проявляется у слов, обладающих ярко выраженной коннотацией.

Таковы, например, слова из сленга, в общем известные большинству читателей молодого и среднего возраста. 5.5 Цитаты и парафразы Цитатность текстов средств массовой информации в наши дни находит параллели и в словесном художественном творчестве, где в соответствии с постулатами постмодернизма порой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагромождения цитат. 6. Функции отдельных речевых параметров при формировании образа публициста 6.1. Обоснование схемы анализа материала Строго говоря, перед инициатором коммуникативного акта стоит задача доказать, что он действительно не зря обладает правом инициации речевого взаимодействия, т.е. что он хорошо представляет себе, каким образом соответствующий коммуникативный акт должен развиваться.

Уместность и нетривиальность сообщения доказывается читателю на нескольких уровнях.

В отличие от тележурналиста газетчик не может написать "Оставайтесь с нами". Если человек не взял газету в руки, то надпись такого рода бесполезна, а если взял, то не нужна. Но перед публицистом стоит еще одна задача: убедить читателя в том, что он как собеседник стоит читательского внимания. При оценке образа автора в данном отношении читатель составляет свои суждения о своем, условно говоря, собеседнике, оценивая его по трем параметрам: -оценка качеств журналиста как профессионала; -оценка качеств журналиста как носителя узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается журналист; -оценка качеств публициста как социального близкого читателю собеседника. 6.2. Составляющие образа публициста-профессионала Не вызывает сомнений, что для завоевания доверия читателя публицист должен продемонстрировать свою компетентность в области профессионально-журналистского знания.

Существуют элементы текста, которые в явном виде дают читателю информацию о профессиональном уровне журналиста: формулировки "наш специальный корреспондент", "наш обозреватель" на ТВ и в прессе вполне определенно ориентируют аудиторию. 6.3. Составляющие образа компетентного рассказчика Образ публициста включает и демонстрацию узкоспециальных знаний, связанных с той областью общественной жизни, которой непосредственно занимается публицист как узкий специалист.

Одним из средств демонстрации своей компетентности в выбранной сфере является использование профессионализмов, т.е. слов или выражений, присущих только данной профессиональной группе.

Итак, из всего, описанного выше, можно сделать вывод, что система современного публицистического стиля представляет собой сложное взаимодействие различных лексических и синтетических пластов. Они позволяют журналисту пользоваться всем разнообразием лексики для выражения авторского начала. Рассмотрим на примере творчества публициста Нины Гечевари, автора колонки "Смотри, мужчина!" ежемесячного глянцевого журнала для женщин "Cosmopolitan", какие существуют средства выражения авторского "я", и каково общее влияние образа журналиста на журналистские произведения. 2. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал "Cosmopolitan", Россия) Основываясь на том, какие средства выражения авторского "я" использует в своих публикациях Нина Гечевари, можно дать общую характеристику её творчества. 2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари Нина Гечевари является постоянным автором колонки "Смотри, мужчина!", целью которой ставит информирование мужчин о насущных женских проблемах или просто приглашает к размышлению на затрагиваемые темы. Темы, обсуждаемые автором на страницах журнала - самые различные, но всегда актуальные и интересные.

Каждый материал посвящается проблеме, интересующей любую женщину вне зависимости от ее возраста и временных рамок обсуждаемого.

Все проблемы и явления автор описывает на примере происшествий из своей собственной жизни.

Приведём примеры. В номере "Cosmopolitan", появившемся в январе 2009 года (приложение 1), Нина Гечевари пишет статью о том, что в России закончился Год семьи, красной лентой в канву которой вплетает призыв стремиться к взаимопониманию со своей второй половинкой. В февральском "Cosmopolitan" (приложение 2) был опубликован материал Нины Гечевари, посвящённый проблемам, связанным с личностным ростом и психологией мужчины. В номере, вышедшем в июне 2008 года, Нина Гечевари в статье под названием "Ребенок внутри" (приложение 3) писала о детстве сквозь призму своего возраста, о нереализованных мечтаниях и надеждах.

Так же в своих материалах, вышедших в период с января 2007 года по апрель 2009 года, Нина Гечевари вспоминала о самых неприятных гастрономических открытиях (приложение 4); писала о "мужском" и "женском" месяцах (в преддверии Дня защитника Отечества и Международного женского дня); о чувстве вины (приложение 5). Таким образом, видно, что Нина Гечевари пишет о бытовых и социальных проблемах.

Она никогда не касается политики. Её интересуют вопросы повседневной жизни и возникающих в ней странностей и неудобств. В публикациях данного автора большое значение придаётся описанию персонажей. Говоря о своих друзьях и знакомых, Нина Гечевари не просто рассказывает о каких-либо произошедших с ними событиях, но и подробно описывает своих героев, даёт им характеристики. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

Данную проблему в различных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в… Старуш М.И. в книге "Авторское "Я" в публицистическом произведении" рассмотрела читательскую и авторскую категории,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средства выявления образа автора журналистского произведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гносеологические корни публицистического образа
Гносеологические корни публицистического образа. Отличительной чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко

Образ автора в журналистском произведении
Образ автора в журналистском произведении. Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь сп

Доминанта творчества автора - ирония
Доминанта творчества автора - ирония. Во всех проблемах, о которых пишет автор, она всегда старается найти что-то смешное или забавное. Для данного автора характерно ироничное отношение к со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги