рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Композиционные формы

Работа сделанна в 2010 году

Композиционные формы - Курсовая Работа, раздел Журналистика и СМИ, - 2010 год - Методика журналистского творчества Композиционные Формы. Определившись Со Структурой, Журналист Далее Должен Выб...

Композиционные формы. Определившись со структурой, журналист далее должен выбрать какую из имеющихся композиционных форм, лучше применить.

Что вынести в лид, как выстроить основную часть и т. д. Вот, что об этом говорит Горохов: «Элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т. д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимает сюжет и композиция», а также фабула и архи тектоника. Композиция Слово «композиция» происходит от лат. сompositio - составление, связывание. В журналистском произведении могут связываться события, разделённые во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т. д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.

Целостность достигается единством художественной формы и содержания. Любая композиционная форма - это отражение динамики развития И становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется.

Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определённым образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли. «Композиция пишет Е.П. Прохоров оказывается, прежде всего, расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения». Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста.

Данный подход был выработан в практике киноискусства и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Журналисты охотно используют данный принцип в своей работе. Например, журналист А. Васинский говорит, что ему в построении композиции помогает сценарный опыт: «Всё время переставляю абзацы, меняю начало, конец, стараюсь добиться динамики, ритма». Можно использовать такой приём как разделение большого текста на отдельные главки, что способствует концентрации внимания читателя.

Также этот подход позволяет: · Разбить всё произведение на тематические блоки · В каждом разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос · Выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации · С помощью логических мостиков придать тексту целостность. Материал, построенный по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Как отмечает Л.М. Майданова, «членение на главки нередко прямо отражает специфику жизненного материала, использованного журналистом…Части с помощью заголовков фиксируют либо ход события, либо ход авторской мысли». Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как приём «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему. Выдвижение «ударного эпизода» всегда связано с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывая интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями.

Сюжет Часто журналисты используют сюжетные приёмы построения произведений. Слово «сюжет» происходит от франц. sujet - предмет; в толковом словаре «система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям… Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью.

Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка». В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты.

Именно сюжет даёт публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский более «собран», не развёрнут, в нём, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. «Сюжет не механический слепок события или явления, не зеркально отражённая конструкция предмета.

Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист» считает Е.П. Прохоров. Цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других - показать становление характера героя произведения, в третьих - отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвёртых - осветить проблему.

Во всех этих случаях журналист выбирает те приёмы и средства сюжетного построения, которые способны наиболее выгодно для идеи произведения высветить объект или предмет описания. Фабула Наряду с сюжетным построением произведения журналисты охотно используют фабульные приёмы в подаче событий. «Фабула от лат. fabula - сказание, рассказ, предание». В силу его многозначности данный термин часто путают с сюжетом. Если под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, то под фабулой - тот порядок, в котором о них повествуется.

По мнению М.Н. Кима «сюжет - схема события, а фабула - их конкретное и многостороннее изображение». В словаре Ожегова: «Фабула - содержание литературного произведения, изображаемые в нём события». Таким образом, фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что основной заботой журналиста здесь является выделение наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему. «Для реализации замыслов такого рода отмечает Е. Прохоров требуется пространственное композиционное мышление.

Фабульное повествование и даёт сцепление событий, как их увидел, понял и оценил публицист сцепление позволяющее создать панораму жизни на том, или ином участке, в том, или ином срезе». В одних случаях «сцепление» может быть создано автором преднамеренно, в других - сама жизнь сталкивает некие события, которые могут лечь в основу фабульного повествования. Архитектоника Архитектоника - соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии.

Вот, что пишет Б. Я. Мисонжников об этой композиционной форме: «Архитектоника - не только структуроопределяющая, но также и важнейшая эстетическая категория. Она подразумевает и определяет уровень искусства построения, соотношения элементов в системе с позиции эстетического значения, обращает внимание на общий эстетический план единого целого…Архитектоника журналистского текста - соразмеренность его частей, эстетический уровень построения произведения как законченного целого, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии, это общий эстетический план материала». 1.8 Жанры (художественные формы произведения) Если вспомнить правило о единстве формы и содержания, то согласно ему, любому содержанию должна соответствовать определённая форма. Данное правило действует не только в литературе, но и в журналистике.

В массовом сознании термин «форма» ассоциируется с внешними очертаниями, контурами предмета.

В художественном произведении и публицистике - это совокупность приёмов и изобразительных средств, внутренняя организация содержания. Журналистика исстари существует в определённых формах, обладающих устойчивыми признаками. Такие устойчивые, с повторяющимися признаками, формы отражения действительности и называют жанрами. Быстротечная жизнь диктует публицисту разные задачи. В одном случае он просто сообщает о факте без детализации события, в другом - анализирует уже группу фактов, «кусочки жизни», далее рисует портрет человека, раскрывает его характер.

Со временем возникают целые группы материалов с различными художественными формами, т. е. жанрами. Традиционно систему жанров подразделяют на три группы. 1. Информационные жанры. В настоящее время являются самыми популярными среди журналистов. Объяснение этому, я думаю, можно найти в словах Алексея Суворина (издателя Петербургской газеты «Новое время»): «Любая оперативная информация даёт тираж гораздо больший, чем самый модный роман». К этой группе относят: заметку, интервью, репортаж, отчёт. Исходя из названия, главная задача материалов данной группы - информировать о новостях. Таких, которые имеют общественное значение, будут интересны большинству читателей.

Чтобы превратить потенциальную информацию в реальную, необходимо соблюсти ряд условий. Сведения, сообщаемые в таком жанре должны быть: · оперативными · оригинальными · доступными для понимания · ценными, значимыми · соответствующими вкусам и интересам читателей.

Материалы информационной группы имеют, как правило, небольшой объём. В качестве объекта их отражения выступает событие, ограниченное во времени и пространстве. Другие характерные признаки - наличие информационного повода или потребности в обнародовании, достаточно узкий масштаб охвата описываемых событий, слабо выраженная позиция автора, отсутствие серьёзного анализа. 2. Аналитические жанры.

Журналист в данном случае призван не только сообщить о каком-либо событии или явлении, но и вскрыть его причины, исследовать возникшие общественно-значимые проблемы и постараться найти их решение. С этой целью автор использует все методы познания действительности. Анализируемое событие может быть достаточно протяжённым во времени и пространстве. При этом журналист выступает как публицист, чётко заявляя о своей гражданской позиции. Сложность решаемых задач отражается на размере материала.

Зачастую он значительно больше, у информационных публикаций. В аналитическую группу входят: корреспонденция, статья, обозрение, обзор печати. 3. Художественно-публицистические. Сюда относятся: очерк, зарисовка, фельетон и рецензия. Особенность в том, что входящие в неё жанры взяли всё лучшее как из художественной литературы, так и из журналистики, являясь как бы пограничными. В них активно используются все стилистические средства, присущие групп литературе, но при этом они построены на документальной основе, рассказывают о реально происходивших событиях или, как ещё говорят, «имеют адрес». «Стоит отметить, что почти все жанры данной группы незаслуженно забыты во многих областных и центральных газетах» сожалеет Соков, говоря об художественно-публицистических произведениях.

Несмотря на то, что каждый из перечисленных жанров имеет свои особенности, характерные для него признаки, он должен иметь индивидуальный авторский стиль. Иначе материал будет безлик. Журналист может активно экспериментировать с жанром, излагать собственным стилем, искать оригинальные формы подачи материала и т. д. В практике журналистской деятельности подобного рода творческие находки в рамках определённого жанра могут сделать произведение более разнообразным и интересным по многим параметрам.

И в заключение, хочется отметить, что не всегда форма вытекает из содержания, бывает и наоборот, журналист выбирает форму, а уже потом наполняет её соответствующим содержанием. Не так важно, в какой последовательности это происходит, важно то, что журналистские жанры и их содержание тесно взаимосвязаны и поэтому, образуют «нерасторжимое единство». 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методика журналистского творчества

Включаясь в данную область, журналист, прежде всего, пытается реализовать своё творческое начало. При этом самораскрытие личности в процессе создания духовного продукта… Перед изучением данной темы я поставила себе цель: попытаться разработать универсальную методику журналистского …

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Композиционные формы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методика журналистского творчества
Методика журналистского творчества. В учебнике древней истории (или в любом другом, описывающем концепции происхождения мира) есть картина знакомая, наверное, всем: три кита удерживают на спинах ма

Источники информации
Источники информации. Журналист должен не только знать и использовать уже обозначенные стадии творчества, но и ориентироваться в той информационной среде, с которой он взаимодействует. К ней

Структура произведения
Структура произведения. Любое журналистское произведение должно начинаться с заголовка. «Заголовок - это половина успеха» считает Е. Черникова. Моряки говорят, что как корабль назовёшь, так он и по

Создание универсальной методики журналистского творчества
Создание универсальной методики журналистского творчества. Итак, теперь проанализировав литературу по данной теме, мы можем подвести итоги всему ранее сказанному и вывести оптимальную модель создан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги