Художественная структура книги

Художественная структура книги. Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления.

При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.

Слагается она из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.). Главной составляющей художественной формы издания является макет книги.

Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее.

Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений. Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ.

Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как целое, к ним относятся: · текстура и тон бумаги, на которой печатается книга; · шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов; · пропорции самого издания и наборной полосы; · соотношение полей книжной страницы; · конфигурация текстового набора; · формат строки; · межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы; · средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации, маргиналии); · колонцифры, колонтитулы, колонлинейки; · иллюстрации.

Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. При работе над оформлением книги требуется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов. 3.2