рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Многообразие методов в журналистике

Работа сделанна в 2008 году

Многообразие методов в журналистике - Курсовая Работа, раздел Журналистика и СМИ, - 2008 год - Переосмысление как метод подачи материала в современной журналистике (на примере публикаций газет "Ваш Ореол" и "Омская правда") Многообразие Методов В Журналистике. Прежде Чем Говорить О Переосмыслении Как...

Многообразие методов в журналистике. Прежде чем говорить о переосмыслении как методе подачи материала в журналистике, необходимо определиться с самим понятием «метод» и рассмотреть систему методов, используемых в журналистике.

Слово метод происходит от греческого methodos, означавшего путь исследования или познания.

В современной науке понятием «метод» обозначается совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Журналист в ходе своей деятельности должен, по крайней мере, четко представлять, какими приемами и средствами можно достичь той или иной цели. Основная функция метода в том и заключается, чтобы внутренне организовать и отрегулировать процесс познания или практического преобразования того или иного объекта.

Следовательно, как справедливо отмечает В.П. Кохановский, «метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

В работе журналиста по созданию журналистского произведения овладение методами профессиональной деятельности имеет большое значение.

Выбор того или иного метода познания действительности, анализа полученных эмпирических данных в конкретном журналистском материале зависит от многих факторов. Например, от сложности объекта и предмета познания, от задач, стоящих перед журналистом в ходе реализации творческого замысла, от целей познавательной деятельности, наконец, от методологической культуры самого журналиста.

Отсюда и проистекают все проблемы, связанные и с выбором метода, и с формированием методов деятельности, и с успешным их использованием на всех этапах журналистского произведения. Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и способности к этой сфере деятельности, недостаточно и желания активно служить общественному мнению (хотя все это безусловно необходимо). Важно обладать также и методологической культурой, на базе которой склонности, способности и стремления смогут реализоваться наилучшим образом.

Хорошее владение методологической культурой - основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу находок и открытий. Овладение научно осмысленным опытом журналистов - путь к высотам творчества в его семантической (как отображается действительность) и синтаксической (как строится произведение) сторонах. История становления журналистских методов сравнительно невелика.

Лишь в 70-80 гг. XX столетия теоретики в области журналистики всерьез заговорили о выработке системы журналистских методов. Необходимость в постановке данного вопроса была обусловлена тем, что в теории журналистики не было единого подхода в определении основного метода публицистики. Вопрос, связанный с определением метода журналистского творчества, может быть решен только на методологическом уровне, который предполагает обобщение уже существующих форм и методов журналистской деятельности со всеми другими формами человеческой деятельности.

Понимание и перспективность данного направления подвигли теоретиков в области журналистики к дальнейшим рассуждениям о месте метода журналистского познания в системе других форм познания. В творчестве журналиста В.М. Горохов выделил пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания: · философский уровень (диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология); · общенаучные методы познания, используемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями; · специальные научные методы, применяемые в журналистике (социологический опрос, психологическое наблюдение, экономический анализ и т.д.); · междисциплинарные методы (синтез научных методов и способов художественного отображения действительности); · творческий прием, адекватный конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу произведения и специфике данной аудитории.

Применение специальных научных методов, используемых в журналистике, обосновано тем, что сегодня ориентации только на традиционные журналистские методы (беседа, наблюдение, работа с документами и т.д.) совершенно недостаточно в плане познания сложных социальных и психологических явлений, происходящих в обществе.

Поэтому традиционный журналистский арсенал методов должен постоянно пополняться новыми. Методы, связанные с творческими приемами создания журналистского произведения вырабатываются журналистами, как правило, на индивидуальном уровне.

Будучи примененным каким-либо одним автором, прием производит необходимый эффект в сознании сравнительно небольшой части аудитории, и пока другая ее часть приобщится к сделанному журналистом открытию, прием не потеряет своей новизны. Однако, став общеизвестным, он должен будет уступить место другому приему, либо, пройдя стадию обобщения - перейти в новую жанровую форму или специальный журналистский метод. В задачи данной работы не входит изложение методов других уровней (т.е. не специальных научных методов и методов, связанных с творческими приемами создания журналистского произведения в данной классификации), поэтому мы не будем на них останавливаться.

Несколько иную точку зрения на компонентный «состав» методологической культуры журналиста имеет известный исследователь в области журналистики Е.П. Прохоров. Согласно его мнению, методологическая культура журналиста складывается из четырех областей знаний и умений, которые находятся в органической связи между собой.

Это общая методология социального познания, общая журналистская методология, методология получения эмпирических данных и методологические основы интерпретации полученных данных. Основу методологической культуры журналиста, как и всякого общественно-политического деятеля, составляет общая методология социального познания. Ее ядро - социальная философия, которой придерживается журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество (в диапазоне между жесткой экономической детерминацией и представлением об определяющей историю воле исторических деятелей). К общей методологии относятся также владение материалом конкретных общественных наук: экономическими учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой и др. В силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни.

Отсутствие необходимых знаний или неумение ими пользоваться в творческо-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию.

Вторая составляющая методологической культуры журналиста - общая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной деятельности, используемых в процессе творчества, любые знания о журналистике - от сущности массовой информации и ее функций до законов творческой деятельности.

Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социального познания, но придает ее использованию специфицирующий характер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов исторического и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности и т.д. Третья область методологической культуры - методы получения эмпирических данных, сбора фактов.

В совокупность этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официальных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбора информации находятся также умение работать в архивах и библиотеках, вести досье и записные книжки, документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов.

Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выработки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реального содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволяют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументировано высказать свою оценку и сделать выводы в соответствии с действительной природой того или иного события, его динамикой, истинным значением для жизни.

Объективность рассмотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных.

Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки определяется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкретной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точности характеристик и оценок. Теоретические знания в области методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое применение в процессе создания публицистических произведений. 1.2 Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских текстах Журналистские тексты иной раз бывают скучными из-за присутствующей в тексте монотонности.

Монотонность же возникает из-за применения в тексте однообразных методов подачи материала. Дело в том, что далеко не всеми методами журналисты владеют одинаково свободно. Настолько свободно, чтобы выбирать из всех существующих методов самые выигрышные в конкретной ситуации при предъявлении информации определенного рода. Только при комбинации различных методов предъявления информации с помощью монтажа возникает текст, способный по-настоящему заинтересовать читателя, найти отклик в его уме и сердце.

Текст становится естественным, как дыхание, оживает множество ассоциативных связей, оказываются возможны глубокие умозаключения по аналогии, когда журналист свободно владеет всей палитрой методов творчества, в частности, методами изложения материала. В издательской практике письменные тексты по способам изложения и видам классифицируют следующим образом: повествование, описание и рассуждение (традиционная классификация). Но наблюдения над живой речью и, соответственно, над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны.

Традиционная трехкомпонентная схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении текстов художественных произведений. Однако, при работе с другими формами творчества, в том числе с публицистическими произведениями, схема нуждается в дополнении.

Наиболее полную и подробную классификацию методов предъявления информации приводит Г.В. Лазутина. Прежде всего, для обозначения искусственного языка, посредством которого журналистская информация приобретает характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях, она вводит понятие элементарных выразительных средств (ЭВС). Элементарные выразительные Г.В. Лазутина подразделяет на два ряда смысловых единиц.

Один из них - фактологический - возникает в результате отражения текущей реальной действительности. Второй, культурологический, формируется за счет использования «культурных запасов» общества - того, что создано ранее и вобрало в себя накопленный социальный опыт. Разумеется, журналисты используют методы этих двух рядов в своих произведениях комплексно, комбинируя с помощью монтажа так, что возникает живая ткань текста, в которой оказываются отражены и действительность, и авторская позиция.

Методы предъявления ЭВС фактологического ряда, выступающего как основа журналистского текста: 1) Констатация. Он представляет собой указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия. Без применения этого метода трудно обойтись в работе над любым материалом. Но для некоторых жанровых разновидностей журналистского текста он является основным - например, для хроникальных заметок, кратких новостей. 2) Описание. Он формируется на основе одноименного типа речи и предполагает воспроизведение реалий в их предметно-чувственных проявлениях через отбор характерных видимых и слышимых деталей. Описание как метод предъявления ЭВС фактологического ряда существует в журналистике в двух вариантах.

Первый - репортажное описание, своего рода «картинки с натуры». Оно включает в себя и детали, подтверждающие, что журналист сам видел и слышал то, о чем рассказывает. Когда из увиденного и услышанного журналисту удается отобрать самые важные, самые говорящие детали, текст получается выразительным, передает и смысл происходящего, и его эмоциональный колорит. Только не нужно путать репортажное описание как метод письма с репортажем как жанром: оно может быть использовано в мате риалах самых разных жанров.

Второй вид описания - реконструктивное. Это тоже «картинка», но - воссозданная с помощью воображения журналиста на основе тех данных, которые были получены от свидетелей и участников событий. Только домысел тут допускается лишь в пределах реальности: обязательное правило - устанавливать действительные черты того, что было, специально проверять подлинность отобранных деталей.

Реконструктивное описание очень выигрывает, если журналист каким-либо образом указывает на источник положенных в его основу сведений: архив, рассказы очевидцев, признания героя. Доверие к такому материалу возрастает. 3) Повествование. Этот метод рассчитан на воспроизведение фактов через их внешнюю, видимую сторону. Только передается она в данном случае не через детали обстановки, облика или поведения людей, а через обозначение основных моментов происходящего: последовательности действий, поступков, событий.

Бытует оно тоже в двух видах и регулируется теми же правилами. При этом повествование репортажное, выступающее в виде свидетельства автора, как правило, воспроизводит виденные им действия, передавая динамику происходящего. Повествование реконструктивное, строящееся на документах или свидетельствах других людей, в том числе героев материалов, чаще всего отражает последовательность событий или этапов уже случившегося.

Оно позволяет воспроизводить ситуацию в контексте предшествующих обстоятельств и тем самым показывать ее развитие. Однако возможно использование реконструктивного повествования и для детализации эпизодов прошлого. 4) Характеристика. Она позволяет представить тот или иной фрагмент действительности уже не через внешние проявления, а прямо со стороны сущности. В основе характеристики - выводы журналиста. 5) Объяснение.

Его особенность в том, что оно обнажает внутреннюю, скрытую от непосредственного видения сторону отражаемой действительности через выявление причинно-следственных связей, которыми вызвано создавшееся положение. Главное правило - тщательность анализа при установлении этих связей и убедительность их интерпретации. 6) Рассуждение служит средством предъявления сути той или иной реалии, ее значения, перспектив, выносится в текст и процесс мыслительной работы по выявлению этой сути. Вместе с автором материала адресат информации проходит весь путь постижения существа дела. 7) Типизация.

Это обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным. Использование этого метода обязывает журналиста к большой ответственности: очень важно, чтобы за обобщениями такого рода стояла подлинная жизнь. Культурологический ряд ЭВС. С помощью методов этого ряда журналист вносит в текст образы и нормативы, уже существующие в культуре. 1) Словесная инкрустация - представляет собой обозначение чувственно воспринимаемых образов, включаемых в новые связи, и потому становится ключом к новым поворотам мысли.

Это самый распространенный метод предъявления образов и нормативов в журналистских материалах. Но велика опасность банальности. 2) Цитирование. Речь о дословном воспроизведении отдельных фрагментов из произведений науки, литературы, искусства, общественно-политических и государственных документов, афоризмов, пословиц, поговорок, даже из рекламы. 3) Ссылка (аппелирование) - указание на тот материал культуры, который автор имеет в виду, без подробного его раскрытия (предполагается, что он аудитории хорошо известен); 4) Изложение - свободный авторский пересказ материала; 5) Переосмысление. 1.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Переосмысление как метод подачи материала в современной журналистике (на примере публикаций газет "Ваш Ореол" и "Омская правда")

В журналистской практике сложились два ряда методов этой группы: в одном объединены те, что служат воплощению фактов, в другом - те, с помощью… Среди методов культурологического ряда ЭВС выделяется метод переосмысления как… Цель данной работы: выяснить распространенность применения метода переосмысления в материалах омской прессы на примере…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Многообразие методов в журналистике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Переосмысление как метод подачи материала и его использование в различных публицистических жанрах
Переосмысление как метод подачи материала и его использование в различных публицистических жанрах. Переосмысление - новая, автору текста принадлежащая трактовка известных образов или нормативов.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги