рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные лингвистические черты публицистики

Работа сделанна в 2009 году

Основные лингвистические черты публицистики - Дипломная Работа, раздел Журналистика и СМИ, - 2009 год - Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести - Южный Урал" и "Вести - Южный Урал, События недели" Основные Лингвистические Черты Публицистики. К Настоящему Времени В Изучении ...

Основные лингвистические черты публицистики. К настоящему времени в изучении публицистического стиля накоплен богатый опыт, отраженный в обширной литературе.

Изучаются предметная, экспрессивная и эмоциональная функции публицистического стиля. Использование функциональных стилей языка в публицистике является одной из ведущих тенденций его развития: появляются новые слова, выражения, словосочетания, знакомые слова приобретают новые значения и т.д тем самым обогащается сам язык. К основным чертам репортерского стиля относятся: 1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности; 2) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики; совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловлено разнообразием тематики и жанров телевизионных материалов; 3) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость; 4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише; 5) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.). Публицистика реализует функцию воздействия (агитация и пропаганда), с которой совмещена функция чисто информативная (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики - любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение не только в журналистике, но также в общественно-политической литературе, политических выступлениях, речах на собраниях и т.д. 1.7.2 Некоторые лексические особенности текста в аудиовизуальной информации Часто приходится слышать, что на телевидении преобладает разговорная лексика, однако это не совсем верно.

С. В. Светана отмечает, что «анализ любой передачи показывает как раз обратное - преимущественное использование лексики книжной.

Но в телепередачах преобладает устная форма речи », которая характеризуется меньшей синтаксической прочностью: «нет последовательного, упорядоченного употребления сочинительных и подчинительных связей, допускаются самоперебивы, появляются прерванные, ненормированные конструкции» Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. Стр. 212. В устной речи на телевидении очень часто употребляются стилистически окрашенные слова, экспрессэмы, разного рода оценочные слова.

Различное сочетание этих стилевых элементов подчеркивает индивидуальность автора, а использование разговорных, подчас даже просторечных конструкций делает телевизионную речь более доходчивой, понятной для самых широких зрительских масс. Условия функционирования экранной речи, привязанность текста к изображению, когда определенное слово непременно должно попасть именно на данный конкретный кадр, предопределили широкое распространение в телевизионных текстах отступлений от объективного порядка слов в предложениях - так называемую инверсию. «Субъективный порядок слов может усилить динамику визуальной части, создавая смысловые единства и смысловые контрасты.» Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. стр. 235 Синтаксис устной речи, как известно, вообще отличается широким использованием вводных, сегментированных и присоединительных конструкций. «Вычленяя отдельные части высказывания, эти конструкции создают необходимую напряженность речи, увеличивают ее экспрессивность.» Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. стр. 233 Близость стилистики телевизионных текстов к привычной разговорной речи вовсе не означает, что литературная работа над текстами является лишней, что вполне можно обойтись экспромтом в процессе самой съемки или построить передачу на использовании синхронного интервью.

Работа над текстами должна проводиться авторами публицистических материалов очень тщательно, с учетом некоторых специфических особенностей звучащего с экрана слова.

Дикторский текст телепублицистики прежде всего должен быть общедоступным, легко воспринимаемым на слух. Предложения должны быть ясными и четкими, без сложных синтаксических конструкций.

Следует избегать причастных и деепричастных оборотов - они, как известно, противоестественны в разговорной речи. Большую опасность для дикторских текстов представляет различного рода омонимия. Она может возникнуть на фонетическом уровне (так называемые омофомы), на уровне грамматических форм (омоформы), а также на уровне синтаксических погрешностей, когда фраза строится так, что непонятны субъект и объект действия.

Поэтому текстовые материалы на телевидении никогда не должны оцениваться при чтении с листа.

Текст, рассчитанный на слуховое восприятие, для его оценки должен читаться вслух.

Звучащая с экрана речь имеет некоторые особенности и в композиционном построении. Если при чтении напечатанного текста всегда есть возможность вернуться немного назад, перечитать отдельные слова и предложения, то зритель у экрана телевизора лишен такой возможности.

Поэтому необходимо по мере возможности время от времени тезисно повторять основную мысль, делать поэтапное резюме - и в звуковом ряде, и в изобразительном.

Конечно, это должен быть не дословный повтор такому эпизоду необходимо сообщать каждый раз новое сюжетно-обобщенное содержание. Глава 2 2.1 Итория ГТРК «Южный урал», программ «Вести - Южный Урал», «Вести - Южный Урал, События недели» Телеканал «Россия - Южный Урал» вещает на Челябинскую область с 17 июля 1958 года. Сейчас в состав телерадиокомпании входят несколько редакций радиопрограмм, еженедельная газета, интернет вещание и, конечно, несколько телепрограмм, основная - «Вести - Южный Урал». Ежедневно в эфире телеканала «Россия» выходит 13 выпусков программы «Вести - Южный Урал». Они разделены на блоки: утренние эфиры (8 эфиров), дневные эфиры (3 эфира), прайм-тайм (1 эфир) и «Вести +». Один раз в неделю в воскресение в эфир выходит программа «Вести - Южный Урал, События недели» итоговая информационно-аналитическая программа, рассказывающая о самых значимых событиях минувшей недели и показывающая их «в развитии», расширенные «Вести». И по последним исследованиям «gallop-media» среди местных региональных каналов «Россиия - Южный Урал» занимает первое место. 2.2 Работа с видео, монтаж Как правило, в монтаже сюжетов информационных программ применяется обычная, так называемая, прямая склейка.

Хотя, подход к монтажу зависит от «формата» информационной передачи.

Так, например, в «Событиях недели» в отличии от «Вестей» на стадии монтажа можно позволить себе немного больше, чем просто склеивать «общий, средний, крупный» планы.

Здесь допускается применение видеоэффектов; клипового, миксового монтажа и монтажа других видов. Технический прогресс и развитие компьютерной техники привели к тому, что во многих региональных телекомпаниях монтажер - это скорее контролер, нежели творческий работник. Фактически, его функции на современной телекомпании - проверять уровень звука, чистоту склеек и выписывать сюжеты на компьютер-форвард. Сам монтаж осуществляют журналисты, т.е. непрофессионалы. То же самое происходит на ГТРК «Южный Урал». Это удобней, это оперативней, но, по личным наблюдениям, вряд ли кто-то из монтирующих журналистов часто задумывается о том, как монтаж может «сыграть» на идею телесюжета. 2.2.1 Динамика монтажа На обучающих курсах журналистов и монтажеров учат, что средний телевизионный план длится 4-5 секунд.

Многие непреклонно следуют этому правилу. Но, именно монтаж придает сюжету внутреннюю динамику. И варьировать длительность планов не просто можно, а нужно. Длительность кадров должна быть непосредственно связана с темой сюжета.

Рассмотрим на примерах авторских работ. Сюжет об ужесточении наказания для владельцев залов игровых автоматов (Приложение 2) был снят в марте этого года. Довольно «громкая» история освещалась на всех телеканалах области. Эта тема очень близка к криминалу и поэтому было принято решение сделать ее как можно более подвижной. Один из приемов, которые использовались на монтаже - динамичный, почти клиповый монтаж. Средняя продолжительность планов в этом сюжете 2-3 секунды.

Продолжительность синхронов, примерно, 7 секунд. На фоне сюжетов остальных телекомпании этот сюжет выглядит очень выгодно. «Быстрый» монтаж придал сюжету внутренний импульс, сделал его «живым». В сюжете о новой старой деревне Арыково (Приложение 2), наоборот, использовался «медленный» монтаж. Тема сюжета - возрождение признанного в советские годы «неперспективным» и, соответственно, разрушенного села в Кунашакском районе. В среднем планы длятся по 6-8 секунд.

Это подчеркивает неторопливый ход деревенской жизни. И как бы противопоставляет жизнь героев сюжета, импульсивной жизни городских жителей. 2.2.2 Внутренняя динамика кадра В случае с сюжетом об игровых автоматах съемочной группой было принято решение проводить съемки «без штатива». Почти весь набранный видеоряд, за исключением адресных планов и синхронов - это либо съемка «с плеча», либо съемка скрытой камерой. Такая съемка была нужна, чтобы создать особый «эффект подглядывания». По большому счету, среди телевизинщиков такое видео принято списывать в брак. Но, по авторскому замыслу, оно имитирует так называемую «оперативную съемку», что опять же подчеркивает криминальность темы и позволяет телезрителю как бы «заглянуть» в криминальный мир. Аналогичный прием был использован в сюжете, рассказывающем о параде 9-го мая 2009 года (Приложение 2). По большому счету, что такое парад 9-го мая и как он выглядит, знают все жители нашей страны. На редакционной летучке было принято решение показать «большой парад глазами маленького человека». Для этого на съемки группа взяла еще одну камеру.

Оператор снимал по всем законам видеосъемки, а в это время журналист с любительской камерой ловил маленькие «моменты жизни», то, что невозможно показать на ежегодной прямой трансляции.

Удалось даже пообщаться с ветеранами боевых действий буквально за пару секунд до их выхода, когда они уже построились на площади революции. В итоге получился «живой» и довольно «неформатный» сюжет о, пожалуй, самом освещаемом в СМИ празднике.

Так же на динамику сюжета сильно влияет внутрикадровый монтаж. С одной стороны его можно считать способом «оживить» сюжет, как это было в репортаже о первых челябинских фингербордистах (Приложение 2). Фактически, в стендапе этого сюжета план меняется 5 раз, что придает картинке внутренний импульс. С другой стороны, внутрикадровый монтаж - это мощнейший художественный инструмент. В том же сюжете о фингербордах очень хорошо подчеркнут размер этих самых фингербордов всего лишь одним кадром.

На быстром отъезде, когда скетборды для пальцев положили на обычный скейт. 2.2.3 Содержание кадра Как правило, содержание кадра зависит от оператора, от его видения материала и мира. Поэтому для журналиста очень важно держать контакт с оператором. И обычно режиссером на съемках, в условиях работы на региональном ТВ, становится именно оператор. Хотя, этот подход неправилен. В сюжете очень важен так, называемый «режиссерский ход», и автором его должен быть журналист (хотя, соавторство всегда приветствуется). На идею сюжета должен работать буквально каждый кадр. Как известно, больше всего информации, около 80 процентов, зритель получает именно из видеоряда, поэтому очень важно разнообразить визуальную составляющую сюжета, использовать визуальные образы. Таким, например, стал образ фотоальбома в сюжете «Мирная война чебаркульских ветеранов» (Приложение 2). Этот образ проведен лейтмотивом через весь сюжет и при его помощи выделились ключевые места репортажа, самые эмоционально накаленные.

Так же визуальными образами можно пользоваться, когда по тем или иным причинам невозможно показать объект, о котором говорится в сюжете.

Например, в репортаже про пожар в Ленинском районе Челябинска (Приложение 2) было просто невозможно показать погорельцев: люди находились в реанимации. Но, кадр с оплавившимся детским пистолетиком сказал всё гораздо лучше, чем журналист. 2.2.4 Видеоэффекты и компьютерная графика в информационном сюжете Видеоэффекты в информационных сюжетах, как правило, не используются.

Но все же иногда бывают ситуации, когда без них не обойтись. Самый используемый эффект в информационных сюжетах - микс (mix - плавный переход). Чаще всего его применяют в том случае, когда необходимо показать течение времени двумя-тремя кадрами. Как это было в сюжетах «Смайл» и «Фингербординг» (Приложение 2). В первом необходимо было показать изменения случившиеся с челябинской улицей, после того как участники смайл-движения нарисовали на заборе стройки гигантскую улыбку. Во втором случае было важно показать как из деталей: колесиков, дощечек и подвесок.

Так же часто используется эффект «зажатие цвета». Цветную картинку намеренно делают черно-белой. Например, в сюжетах «Каратэ» и «Севильский цирюльник» (Приложение 2) цвет был зажат, чтобы выделить архивные кадры из общего потока видеоряда. В сюжете 9-ое мая эффект был использован для того, чтобы выделить любительские съемки. Конечно, сюжет немного «обеднел» от того, что яркий праздник потерял свои яркие краски, но без этого всё бы смешалось.

Так же можно выделить группу эффектов «под тему». Например, фотоаппаратный щелчок. Как правило используется, чтобы «отбить» фотографии. Как это, например, было сделано в материале «Автомобильный салон» (Приложение 2). Тогда съемочною группу не пустили на аварийную стоянку, поэтому пришлось использовать материалы предоставленные хозяйкой автомобиля. Компьютерная графика.

Чаще всего используется для наглядности: например, чтобы показать на экране большой массив информации, выраженной в цифрах, или длинные цитаты, очень часто практикуется с высказываниями известных политиков. Так же используется, если нужно показать, то, что снять невозможно, например, миграцию мамонтов, как это было в сюжете «Тропами мамонтов». Так же она может играть на режиссерский замысел в сюжете. Например, в репортаже про автомобильное страхование графика была использована, для того, чтобы обозначить смену места действия.

Из-за обширной географии сюжета, графика лейтмотивом прошла через весь репортаж. 2.3 Журналистские приемы информационного сюжета В последнее время на отечественном ТВ заметна тенденция к «оживлению» сюжетов путем введения в них так называемых «маленьких людей». Героев. Большинство материалов подается через участника события или через свидетеля. Зрителя можно поразить неожиданными подробностями из жизни человека, тем самым заставить его сопереживать.

Как это было в сюжете про автомобильное страхование. Из тысячи обманутых людей съемочная группа выбрала одну девушку и через нее, через ее проблемы раскрыла тему. Так же хорошим решением сюжета может стать стендап. Многие российские журналисты спорят о необходимости использования стендапов в журналистском материале. На западе таких споров даже не было. В американских, сюжетах, например, стендапы встречаются даже чаще, чем синхроны. Стандартная модель телесюжета BBC: St-up+ЗК+СХ+ЗК+St-up. Это позволяет сюжету обрести лицо, рассказчика.

Зритель уже не просто слушает голос, а может посмотреть в глаза человеку, который ему всё это рассказывает. Между рассказчиком и зрителем устанавливаются доверительные отношения. Не менее важный аспект - это показать, что происходит «за спиной». В галзах зрителя это делает репортаж оперативным. Сейчас, на ГТРК «Южный Урал» практикуется такой вид репортажа, как live-to-tape - сюжет построенный на стандапе, синхронах и лайфах, местами стендап перекрывают видеорядом.

В некотором роде, это даже создает на экране видимость прямого включения. Одним из важнейших композиционных и смысловых блоков телевизионного информационного сюжета является лайф. Как правило, каждый информационный сюжет начинается именно с лайфа. Это делается для того, чтобы показать человеку, о чем мы будем рассказывать, дать ему увидеть и услышать небольшой кусочек жизни. В случае нелинейного построения композиции сюжета, лайфом можно заинтриговать хзрителя.

Так было, например, в сюжете о соревнованиях по рыбалке. Обычно лайф записывается случайно. Хотя бывает, что его необходимо режиссировать. Для этого корреспонденту необходимо четко представлять, что должно получиться в итоге. Так, например, в сюжете «мирная война» были срежессированы почти все лайфы. 2.4 Звуковые элементы Пожалуй, самым важным звуковым элементом в сюжете является интершум. Как уже было написано в теоретической части работы - ухо и глаз человека неразрывно связаны. Интершум в телевизионном сюжете необходим именно для создания того самого «эффекта присутствия». И если человек видит на экране стреляющие танки или завод, то, по умолчанию, интершумом должен идти оглушающий грохот.

Иначе, зритель просто поставит под сомнение всё происходящее на экране. Хотя, и отсутствие интершума может играть на смысл сюжета. Например, заводские станки в полной тишине больше расскажут об экономическом кризисе на заводе, чем закадровый текст, как, например, это было в сюжете про катав-ивановск.

Звуковые эффекты. Применяются в телевизионной ирнформационной журналистике крайне редко. И в основном служат, чтобы опять же оправдать видеоряд. Например, опять же сбивки с фотокадрами. Или, если нужно «оживить» лайф, как, например, это было в сюжете про день дебагера. Как правило, в информационных сюжетах не используется музыка, если только на лайфах, хотя бывают и исключения. Скорее всего будет лишним говорить, что музыка дополняет видеоряд и передает то, что не сможет передать человек.

Она дает сюжету чувства. Ощущения пространства. Например, концерт на курае, подмонтированный к планам степи, гораздо лучше сказал зрителям о мировоззрении героев сюжета о селе Арыково, о месте, где они живут, чем авторский текст. Введение в сюжет музыки - это очень серьезный режиссерский шаг и требует длительной работы и тщательного монтажа, потому что, если этот ход не продуман, весь сюжет будет испорчен.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести - Южный Урал" и "Вести - Южный Урал, События недели"

Основной причиной стало то, что во многих региональных и даже федеральных выпусках новостей производство информационных сюжетов становится поточным… Сотни «говорящих голов», километры канализационных труб и так называемые на… Журналисты, операторы, режиссеры и редакторы зачастую игнорируют язык телеэкрана.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные лингвистические черты публицистики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жанры информационной телепублицистики
Жанры информационной телепублицистики. Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и с

Особенности зрительского восприятия звука
Особенности зрительского восприятия звука. Психологией восприятия звука занимается специальная наука - «психоакустика». Эта, сравнительно, молодая дисциплина изучает психологические и физиологическ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги