Александр Валентинович Амфитеатров

Александр Валентинович Амфитеатров. Александр Амфитеатров окончил юридический факультет Московского университета в 1885 году. С 1882 г. сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», газете «Русские ведомости». Ещё одним интересны фактом его биографии является то, что Александр Валентинович был оперным певцом, и его даже зачислили в труппу Мариинского театра. Но карьеру тенора он оставил и полностью посвятил себя журналистике и литературе.

Амфитеатров сотрудничал с газетой «Новое время» с 1892 по 1899 год. А в 1899 году вместе с Власом Дорошевичем он создал газету «Россия». Эта газета стала настоящей сенсацией своего времени. О её появлении до самого дня выпуска ничего не было слышно, но это не помешало газете снискать любовь читателя. Это издание создавалось как альтернатива суворинскому «Новому времени». Надо сказать, что в период создания газеты отношения между Амфитеатровым и А. С. Сувориным были испорчены, что тоже повлияло на характер «России». Отчасти, целью редакции была задача сделать газету, которая бы ни в чем не уступала «Новому времени» и даже превосходила его. Официально редактором-издателем «России» был Г. П. Сазонов, но фактически всем заправлял Амфитеатров.

Также Александр Валентинович заведовал литературным, политическим и общественным отделами. Для того чтобы найти удачную тему, ему не требовалось много времени, достаточно было случайно услышанной беседы, какого-нибудь незначительного, но интересного происшествия.

Работа в «России» стала одним из самых ярких и плодотворных периодов в жизни Амфитеатрова. Его фельетоны привлекали внимание читателей, газета шла нарасхват. Но не менее популярны были и фельетоны Дорошевича. Благодаря уникальному составу редакции, куда входили В. А. Гиляровский, В. М. Дорошевич, Г. П. Сазонов, Ю. Д. Беляев и многие другие газета была очень интересной и явила собой «тип, новый для русской журналистики» Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие М.: Флинта: Наука, 2002. С. 103 От журналистики прошлых лет этот «новый тип» отличался двумя основными чертами: своеобразием аудитории (газета была направлена на широкие, «уличные» массы людей) и совершенно особой манерой подачи материала (живые, бойкие фельетоны-сенсации в основе всех публикаций). Благодаря всему этому «Россия» имела огромный успех перед первой русской революцией, так как в этот период повысился интерес к общественным проблемам.

Театральный критик и журналист А. Р. Кугель так сказал о «России»: «Она была ещё развязнее, чем «Новое время», ещё бойчее, и в то же время будто бы была газета либеральная» Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: Учебное пособие М.: Флинта: Наука, 2002. С. 103 Надо отдать должное Амфитеатрову: он достиг своей цели - он превзошёл «Новое время». Но за свою излишнюю смелость Александру Валентиновичу пришлось поплатиться не только своей свободой, но и существованием газеты.

В один из номеров «России» цензура пропустила по невнимательности фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Это была злая, язвительная, но очень остроумная и блестящая пародия на царскую семью.

И, несмотря на то, что цензоры не заметили в этом фельетоне ничего запретного (хотя трудно не заметить одного сходства фамилий: Романовы - Обмановы, не говоря уже о содержании фельетона), сам император Николай II понял, о чём идёт речь, и это привело его в крайнее негодование.

В 1902 году «Россия» была закрыта, а Амфитеатров отправлен в ссылку, в Минусинск. Но и в ссылке публицист продолжал работать. Под различными псевдонимами он печатался в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Руси», «Русском слове» и других газетах. Практически сразу после ссылки ему пришлось уехать во Францию, но и там он не оставлял журналистского дела. Под его руководством в 1906-07 годах выходил журнал «Красное Знамя», кроме этого он редактировал журнал «Современник» и работал над историческими романами.

В 1916 г. Амфитеатров вернулся в Россию, возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля», сотрудничал в газете «Петербургский Листок», журналах «Нива», «Огонёк», редактировал журнал «Бич». В начале 1917 г. в административном порядке его выслали, казалось бы, что в Россию ему в скором времени вернуться не удастся. Но благодаря Февральской революции Александр Валентинович не доехал до места назначения и вернулся в Петроград. И до конца своих дней он посвятил себя журналистике и писательству, а также, с ликвидацией свободной печати, преподавал литературу в Педагогическом институте, в женской гимназии. 2.3 Владимир Алексеевич Гиляровский Владимир Алексеевич Гиляровский - один из самый интереснейших людей не только в русской, но и в мировой журналистике.

Его творчество, его книги поражают и удивляют читателя своей яркостью, живостью, насыщенностью. Они интересны и сегодняшнему читателю. Но не менее интересна биография и самого Владимира Алексеевича.

Этот человек - легенда в среде журналистики. Родился Гиляровский в глухих Сямских лесах Вологодской губернии. Любовь к литературе была привита ему с самого детства. Мать Владимира долгими зимними вечерами иногда читала вслух Лермонтова и Пушкина, да и сама писала стихи. Отец тоже часто читал вслух стихи, а бабушка, сидя по вечерам за работой, пела казачьи песни. В 1871 году Гиляровский ушёл из дома после неудачного экзамена, и началась его жизнь, полная приключений и скитаний.

Позднее он напишет книгу о своей жизни и так и назовёт её - «Мои скитания». А писать ему действительно было о чём, ведь чего он только не видел в своей жизни! Был и бурлаком, и циркачом, и актёром, работал на белильном заводе, объезжал диких лошадей в степях… Но во всю эту насыщенную событиями жизнь Гиляровский смог уместить и профессию журналиста. Вплотную он занялся писательством в 1881 году, после того, как забросил театральное поприще. Сначала он печатался в «Русской газете». Но вскоре ушёл оттуда, так как работы там практически никакой не было. И вот, что пишет сам Гиляровский об этом издании: « «Русская газета» - было весьма убогое, провинциального вида издание, почти не имевшее подписки, не имевшее розницы и выплакивавшее у фирм через своих голодных агентов объявления, номинальная цена которых была гривенник за строку, а фирмы получали до 70 процентов скидки» Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи Мн.: Наука и техника, 1989. С. 54 Сразу после «Русской газеты» Владимир Алексеевич перешёл на работу в «Московский листок». Эта газета относилась к разряду изданий с сомнительной репутацией, серьёзная публика такого не читала. Но недостатка читателей у неё не было. Главной причиной этого были репортажи и заметки, которые появлялись на страницах газеты сразу же после происшествий. «Уже в первый год издания «Московский листок» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий, как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты» Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи Мн.: Наука и техника, 1989. С. 76 - пишет об этом в своей книге Гиляровский.

И опытный, хотя и безграмотный, редактор Н. И. Пастухов в скором времени вывел газету на нужный уровень и поставил её выше прочих бульварных изданий.

Газету любили, ей доверяли, хотя основной аудиторией и оставались охотнорядцы, лавочники, извозчики и прочий люд. Репортажи Гиляровского неизменно производили фурор.

Он зачастую писал о том, о чём не осмеливались упоминать в других газетах. Поэтому после серии репортажей о пожаре на фабрике Морозовых редактор газеты был вынужден скрывать настоящее имя автора, все материалы печатались лишь под псевдонимами.

В конце концов Владимир Алексеевич был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях». «Русские ведомости» была газетой особого типа, она не принадлежала к бульварным изданиям и абсолютно не была похожа на них. « - Наша профессорская газета называла её либеральная интеллигенция. - Крамольники шипели черносотенцы. - Орган революционеров определил департамент полиции.» Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи Мн.: Наука и техника, 1989. С. 9. Единого мнения об этой газете не было, но она и не принадлежала для широкого круга читателей в отличие от того же «Московского листка». Её создателями и читателями была интеллигенция.

Основал газету писатель Н. Ф. Павлов, но после смерти основателя она перешла к секретарю редакции Н. С. Скворцову, который с достоинством продолжил начатое. «Русские ведомости» с самого начала была идейной газетой, а не случайным рекламным коммерческим проектом.

Газета являлась противовесом правительственным «Московским ведомостям». И поэтому цензура просто наседала на неё, преследовала и следила за каждой буквой, за каждым напечатанным словом. Зачастую запрещали розничную продажу, безо всяких на то причин и объяснений. Но, несмотря на все гонения и невзгоды, «Русские ведомости» были любимы своими читателями.

И в 80-е годы газета переживала свой расцвет, в газете работали самые известные люди русской литературы, в том числе пригласили и Гиляровского, чтобы оживить московский отдел газеты. «Счастливое время моей работы было тогда в «Русских ведомостях», которое я вспоминаю с удовольствием» Гиляровский В. А. Москва газетная; Друзья и встречи Мн.: Наука и техника, 1989. С. 18 - говорил сам репортёр. Гиляровский весь отдавался этой газете, его репортажи были всегда интересны и на шаг вперёд других, поэтому зачастую «Русские ведомости» были вне конкуренции. Владимира Алексеевича не зря прозвали московским королём репортажей.

Он всегда знал все последние городские новости, что и где произошло. И это неудивительно, ведь с кем он только не водил знакомств и ото всех умел получать нужную информацию. В трущобах, в том числе и на Хитровом рынке, среди его знакомцев были самые отчаянные бродяги, которые сообщали ему сенсации преступного мира. О пожарах, по приказанию брандмайора С. А. Потехина, он узнавал из повесток, да и среди работников железной дороги у Гиляровского тоже были свои агенты, которые сообщали обо всех происшествиях и крушениях поездов.

Зачастую репортажи Гиляровского пытались оспаривать, подавали в суд, но из обвинителей так ни одного дела никто и не выиграл, так как все публикации были основаны на одной лишь правде без малейшего вымысла. Один из самых известных его репортажей «Ходынская катастрофа» вызвал множество кривотолков и пересудов. Никто не мог поверить, что человек, побывавший в самом центре этого кошмара, вышел оттуда живым и невредимым, да ещё и написал об этом. Помимо серьёзных репортажей Гиляровский писал и юмористических изданий «Осколки», «Будильник», «Развлечение». Также он публиковался в «Русской мысли» и писал книги.

И уже в 1887 году была готова для печати его книга «Трущобные люди». Но в ходе обыска её изъяли и не пустили в печать. После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». В этот же период вышли его книги: «От Английского клуба к музею Революции», «Москва и москвичи», «Мои скитания», «Записки москвича», «Друзья и встречи».