Жанры радиопередач

ЖАНРЫ РАДИОПЕРЕДАЧ Радио во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно класси-фицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по при-надлежности к тому или иному жанру. Теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие новых и отми-рание старых жанров, впрочем, это не означает, что жанровое деление твор-чества радиожурналиста есть бессмысленное теоретизирование.В адекват-ном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализа-ции творческого развития.

Понимание же неразрывно связано со знанием. Обычно журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида – это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них подразде-ляется на подвиды, которые и принято считать жанрами журналистики. Жанр – это исторически определившийся тип отображения реальной действитель-ности, обладающий набором относительно устойчивых признаков.Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, од-нако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму.

Это же относится и к жанровым формам, осно-ванным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Жанр – категория общественно-историческая.Поэтому, например, в ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в разви-тии жанров аналитических и даже дидактических, напротив, расширение ин-формационных свобод влечет за собой развитие информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты.

При всей динамике и диалектичности понятия жанра, существует, тем не менее, ряд довольно-таки устоявшихся форм, в развитии которых на про-тяжении продолжительного времени сохраняются сущностные признаки.Так, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим – беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики – зари-совку, очерк, эссе. И все эти жанры используются не только в печати, а и при создании радио- и телепередач.

Их можно назвать общежурналистскими: ис-пользуя специфические изобразительно-выразительные средства, они встре-чаются в каждом из родов журналистики.Для других жанровых форм харак-терно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты. 1) Интервью и сходные с ним жанры.

Беседа и дискуссия. Пресс-конференция. От английского interview – встреча, беседа. Жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межлич-ностного общения.В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специа-листом, “бывалым человеком” и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затро-нуть в беседе, “направляет” беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не со-гласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, состав-ляющего цельное радиопроизведение.Что касается отдельных ответов, да-ваемых на пресс-конференции, то они должны считаться “сообщениями о со-бытиях и фактах, имеющими информационный характер”, то есть материа-лами, которые в соответствии с большинством действующих законов об ав-торском праве не охраняются авторским правом.

Дело в том, что интервью это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы (в отличие от всех других – репортажа, комментария и т.д.). Зачас-тую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства.Лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его ма-териал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой дея-тельности, который охраняется авторским правом.

С другой стороны, и жур-налист-интервьюер проявляет творчество при постановке вопросов, опреде-лении направления беседы, творчество журналиста проявляется и после за-вершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную фор-му интервью: в газетах и журналах это внесение изменений, выходящих за пределы обычного редактирования, на радио и в телевидении – монтаж или дополнительное включение в материал беседы тех или иных вопросов, раз-личные дополнения, комментарии.

Получается, что интервью есть результат соавторства со всеми вытекающими последствиями. Однако на практике по-лучается чаще по-другому.В повседневной практике очень часты случаи, ко-гда вопросы или ответы оказываются настолько просты, что не несут в себе творческого начала, не являются оригинальными, и, таким образом, одна из сторон в интервью не проявляет творчества, то вместо соавторского произве-дения получится произведение одного автора: либо монолог интервьюируе-мого, либо блестящие, остроумные и оригинальные вопросы журналиста с односложными ответами типа “да – нет”. Авторское право охраняет только форму произведения: язык (языковые приемы), которым изложено произве-дение, художественные образы, последовательность изложения.

Авторское право не охраняет элементы содержания произведения, то есть собственно идеи, факты, принципы, составляющие сюжет, тему произведения.

Поэтому лицо, которое сообщило только факты, идеи, принципы, использованные в произведении, не становится автором (соавтором) произведения, если форма выражения этих фактов, идей, принципов создана не этим, а другим лицом. Тем не менее, интервью – совместное творчество. Убеждение в том, что спрашивать легче, чем отвечать – ложный посыл начинающих журналистов. Право на вопрос подразумевает знание материала порой не хуже, нежели у интервьюируемого.Ведь интервью – далеко не всегда лишь способ получе-ния информации.

В зависимости от задачи, стоящей перед журналистом, необходимо различать интервью-факт и интервью-мнение. В первом случае, важной и не-обходимой представляется информация, которой в силу определенных при-чин обладает интервьюируемый.Во втором случае, речь может идти о чем-либо общеизвестном, но интервьюируемый (опять-таки, замотивировано) имеет право на оценку, разъяснения, прогнозы и т.д. По другой типологии, в зависимости от цели и способа ее достижения журналистом, интервью под-разделяют на большее число разновидностей.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъ-яснений по тем или иным вопросам политики государства. Соответственно, интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Очень распростране-ны случаи, когда на то или иное действие президента страны разъяснения даются его помощником или пресс-секретарем. Официальное лицо дает офи-циальные ответы.Вопросы зачастую заранее согласованы, переспрашивать или уточнять что-либо чаще всего не принято.

Собственное мнение журнали-ста в этой ситуации исключено. Журналист озвучивает вопрос и держит мик-рофон, его функция – обеспечить тиражирование официальной точки зрения. Информационное интервью (включает интервью-мнение и интервью-факт, рассмотренные выше) имеет целью получение определенных сведений или мнений.В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации. Нередко журналист знает о предмете разговора не меньше (а то и больше) собеседника.

Но важно, чтобы определенная информация прозвучала именно из его уст. В информационных программах в готовом материале очень редко используется вопрос корреспондента, важен ответ.Вопрос имеет значение в той ситуации, когда ответы носят однозначный характер и для сути материа-ла важно: на какой вопрос ответ утвердительный, а на какой – отрицатель-ный. Интервью-портрет – разновидность интервью, ставит целью всесторон-нее по возможности раскрытие личности собеседника.

Преимущественное значение зачастую приобретают социально-психологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого.Чаще всего является компонентом "больших" жанров – очерка, аналитической про-граммы и т.д. В этой разновидности интервью важен не только текст, неред-ко большее значение может иметь невербальная информация.

Интервью-анкета проводится обычно для выяснения мнений разных людей по опреде-ленному вопросу. Иногда его называют экспресс-интервью ввиду краткости: 1-2 вопроса. Это, по сути, своеобразный радиоопрос общественного мнения.Проблемное интервью (интервью-дискуссия) предполагает откровенную публичность, явное присутствие микрофона, а значит, и совершенно иную тональность разговора. В проблемном интервью позиция журналиста (чаще всего – комментатора) имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого.

Позиция журналиста в данном случае является неким началом, точкой отсчета для совместного поиска истины. Вот здесь уже журналист обязан владеть предметом, изучить его заранее, дабы ни в чем не уступить собеседнику.Цель такого интервью – ответ на общественно зна-чимые вопросы. В тональности такого интервью обязательно присутствует элемент спора, а в споре нужны аргументы, нужны факты, в которых журна-лист ошибиться не может, не имеет права.

От собственно интервью происходят другие диалогические формы ра-боты: беседа, пресс-конференция, дискуссия. Иногда их рассматривают как самостоятельные жанры, однако, очевидно, что сохраняют в себе сущност-ные признаки интервью, а потому можно, наверное, рассматривать их и как разновидность одного большого жанра. В беседе чаще всего принимают уча-стие более двух человек. Другой термин – "круглый стол". Журналист в этом случае из интервьюера превращается в модератора.Он и участник беседы, он и организатор, гостеприимный хозяин.

Беседа (круглый стол) может быть формой отдельной передачи, либо фрагментом в передаче наряду с другими жанровыми формами. Столкновение различных точек зрения в разговоре не-редко приводит к эволюции жанра: беседа перерастает в дискуссию. Дискус-сия заменяет беседу все чаще – это соответствует стилю жизни в условиях многообразия мнений и суждений, динамики общественных изменений, уровню социальной активности.Дискуссия (от латинского discussio – иссле-дование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах радиослушате-лей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины. Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко воз-растает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии.

Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопро-фессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории.

Моде-ратор в данном случае выполняет роль посредника между интересами слуша-телей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важ-ное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем, и домашними заготовками обойтись не получится.Тем более что эта жанровая форма чаще всего при-меняется для работы в прямом эфире.

Пресс-конференция, как отмечалось выше, не может считаться интервью в чистом виде, но признаки диалогиче-ского жанра здесь также присутствуют. Есть еще брифинг – обычно краткий инструктаж для журналистов, где они информируются о программе того или иного мероприятия, отдельных аспектах его проведения.Например, МИД может провести брифинг накануне большого международного события, где журналистам расскажут о порядке проведения, целях и задачах, которые уст-роители ставят перед мероприятием.

А вот подобное же действие по итогам события будет являться уже пресс-конференцией. Брифинг проводится ра-ботниками пресс-служб, пресс-конференция – непосредственными участни-ками события. Другая форма брифинга относится к работе того или иного ведомства или официального лица. 2) Репортаж. В ходе него рассказ журналиста прерывается записанны-ми на месте высказываниями участников события.Это отличный способ драматургического построения материала, возможность представить на суд слушателей различные точки зрения. 3) Комментарий и обозрение.

Понятие комментария происходит от латинского commentarius – толкование и полностью этому соответствует. Комментарий относится к аналитической публицистике, поскольку его це-лью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование.Основой комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский анализ фактов.

Обозрение один из самых устойчивых и традиционных жанров радиожурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем, факты отобраны и сгруп-пированы в соответствии с определенной авторской концепцией. Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимо-связь фактов, выделяет общее и делает свои выводы.Обозрение обычно ши-ре, чем комментарий, который может рассматривать один факт или событие.

Обозрение чаще всего ограничивается хронологическими или тематическими рамками. При всем тематическом разнообразии радиопередач этого жанра, можно выделить общие обозрения, где рассматриваются различные события на конкретном отрезке времени, а также специализирующиеся тематически. 4) Очерк. Выбор жанра обычно обусловлен задачей, которая ставится перед журналистским материалом. Жанровая специфика очерка подробно рассмотрена в теории литературы.Очерк – это пограничный жанр между до-кументальным исследованием и художественным рассказом.

Жизненная ре-альность фактов – документальная составляющая очерка, использование ху-дожественных форм и образов – от рассказа в его литературном определении. Очерк считается основным жанром художественной радиопублицистики. В отличие от радиоинформации, где приоритет отдается действию, то в очерке на первом плане, как правило, человек как субъект этого действия. Наиболее распространенная разновидность очерка – портретный.Другая разновид-ность, также исходящая из литературной традиции – путевой очерк. Очерк – отражение определенного временного процесса. 5) Эссе, зарисовка.

Эти жанры используются в современных радио-программах все реже. Что, наверное, не повод давать им окончательно исчез-нуть из эфира. И даже в рамках информационных программ. Информацион-ная картина одного дня не похожа на картину дня другого.Кроме будней, наполненных политическими кризисами и биржевыми сводками, войнами и автокатастрофами, скандальными разоблачениями и пожарами, есть дни вы-ходные и праздничные.

В эти дни большинство радиостанций также не пре-небрегает информационными программами, а значит, есть востребованность и зарисовочных сюжетов.Особенность этого жанра в том, что он крайне ред-ко применяется при освещении каких-либо серьезных тем из области поли-тической, социально-экономической, а уж тем более – для освещения собы-тий. Большинство информационных программ в выходные и праздничные дни стремятся не перегружать зрителя серьезной информацией.

Это же за-частую относится и к утренним программам. Сущностная особенность радио зарисовки – преобладание образности над информационностью. В то же вре-мя, в отличие от очерка, в зарисовке необязательны композиционная завер-шенность, глубина осмысления.У зарисовки может не быть четкого инфор-мационного повода, зато, учитывая обязательный художественный элемент, непременно должна присутствовать образность, строго выверенная компози-ционность, художественная тональность в языке текста.

Зарисовка может не-сти информацию культурного, этнографического характера, либо того, что называют "из жизни". Это может быть рассказ о человеческих увлечениях, способах проведения праздников, о народных обычаях и т.д. и т.п. В отдель-ных случаях жанр зарисовки может быть использован как иллюстрация к со-бытию.Скажем, выходит какое-то правительственное постановление, на-пример, о пенсионном обеспечении. Выдать в эфир информацию по краткой сути этого постановления может и ведущий, особенно, если постановление не требует особых комментариев специалистов или комментируется непо-средственно из студии.

В этом случае, после собственно студийной инфор-мации, может логично следовать зарисовка о жизни конкретных пенсионе-ров. Хорошо, если в ней будет затронут и вопрос о том, чем обернется для этих пенсионеров новое постановление.Это может быть сделано короткой репликой героев, либо другим способом. Эссе – жанр философской, эстети-ческой публицистики, сочетающий в себе акцентировано индивидуальную позицию автора с раскованной, порой до парадоксальности, манерой изложе-ния, ориентированной скорее на разговорную речь. 6) Другие жанры.

В радиожурналистской практике на выбор жанра обычно влияет не только характер собранного материала о событии или про-блеме, но и возможность помещения того или иного материала в ту или иную рубрику, место материала в эфире. Необходимость "подгонки" материала под жесткие подчас условия эфира способствуют развитию жанровой эклектич-ности.

В то же время, многие жанры, не нашедшие своей ниши в радиопро-граммировании, постепенно вообще исчезают из эфира. В значительной мере это относится к сатирическим жанрам. Памфлет, фельетон на радио стано-вятся исключительной редкостью, как, впрочем, и в газетах. И дело здесь, может быть, не только и не столько в диктате редакций, сколько в невостре-бованности аудиторией.Сатирические жанры были незаменимы в условиях, когда о том или ином негативном явлении социального характера нельзя бы-ло писать и говорить прямо.

Возможность открытой критики всего и вся ос-тавляет иносказательные формы за пределами интересов слушателей. Ведущий жанр спортивной журналистики – репортаж со спортивного состязания, имеющий богатейшие традиции в отечественном радиовещании. Суть спортивного репортажа – описание непосредственно происходящего на месте события.Рассказ о происходящем спортивный репортер должен уметь дополнить другой имеющей отношение к делу информацией.

Если говорить, например, о футболе – безусловно, самом рейтинговом виде спорта, – то происходящее на игровом поле дает прекрасную возможность для органич-ного разнообразного и осмысленного соединения двух основных элементов репортажа – описания и дополнительной информации. Слушателям мало знать, на какой половине поля в данную минуту находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник.Поскольку радиоаудитория не видит происходящего, ей надо сообщить, сколько человек на стадионе, ка-ковы погодные условия, можно рассказать, какое место занимают команды в турнирной таблице и как скажется результат матча в последующем.

В то же время "репортаж – не нанизывание статистических данных", не средство де-монстрации спортивной эрудиции комментатора. Журналист обязан дать возможность слушателям сопережить все перипетии матча. Проблема языка и стиля, пожалуй, нигде не стоит так остро, как в спортивном репортаже.Для спортивного комментатора не подходит черес-чур эмоциональный язык болельщиков.

В то же время опасно злоупотребле-ние специфическим спортивным жаргоном. К сожалению, нигде клише и языковые штампы не процветают так, как в спортивных репортажах, свиде-тельством чему служит повседневная практика радио, телевидения и спор-тивных газет. Такие простые слова, как "победа", "поражение", "счет" начи-нают казаться пресными, и комментаторы ищут им витиеватые синонимы.Случается, кому-то удается найти удачное выражение, но коллеги тут же подхватывают его и используют до тех пор, пока оно не утратит яркости.

Если спортивный репортаж имеет большие и славные традиции в оте-чественной радиожурналистике, то освещение предвыборной борьбы в усло-виях политического плюрализма, демократии, многопартийности – новая сфера деятельности белорусских средств массовой информации.Освоение опыта общественно-правового телевидения и радиовещания развитых стран, традиций гражданского общества – один из путей достижения оптимальных результатов в этом важнейшем разделе вещания.

Может быть, одна из наибо-лее очевидных трудностей здесь – соблюдение журналистской беспристраст-ности, максимальной объективности, без которых невозможны подлинно де-мократические выборы. Очевидно, что при обсуждении вопроса о связи СМИ и выборов суще-ствуют три группы интересов, подчас вступающих в серьезные противоречия друг с другом: 1) стремление кандидата получить канал массовой связи с из-бирателями (в нашем случае, с радиослушателями); 2) интересы средств мас-совой информации со специфически журналистскими особенностями само-выражения; 3) интересы общественности (электората), нуждающейся в полу-чении максимально полной информации, необходимой для участия в выбо-рах. Как совместить эти интересы? Могут ли чьи-то интересы превалиро-вать, и если да, то каким образом? Государственные СМИ освещают предвыборную кампанию в соответ-ствии с инструкцией Центризбиркома, бесплатно предоставляя всем канди-датам одинаковое эфирное время.

Независимые СМИ в принципе могут по-ступать в соответствии с вещательной политикой данного конкретного орга-на информации, однако и в этом случае следует стремиться к максимальной объективности, заботясь об авторитете и престиже станции.

Понятно, что в новостных радиопрограммах невозможно применять аптекарские весы, чтобы с математической точностью выверить равные воз-можности кандидатов на эфир. Если кандидат – должностное лицо высокого ранга, участвующее в официальном, обязательном или хотя бы желательном для освещения мероприятии, то такой материал нельзя считать предвыбор-ной агитацией, хотя объективно он работает на имидж кандидата.

Известно, что радио – непревзойденное по оперативности средство ин-формации. Некоторый недостаток аналитичности легко восполняется таким популярным элементом вещания, как обзоры печати.А если учесть, что та-кие обзоры нередко предлагают слушателям в вечернем и ночном эфире, со-общая о публикациях завтрашних газет, то в этом случае и фирменная опера-тивность радиовещания ничуть не страдает.

Задача обзора печати в том, чтобы дать всесторонний спектр мнений, привлечь внимание аудитории к наиболее важным или наиболее интересным проблемам. Основу обзора печати составляют цитаты, которые следует да-вать по оригинальному газетному тексту, а не в изложении.Когда речь идет о зарубежной прессе, следует указывать политическое направление газеты, по-скольку не все слушатели знакомы с иностранной печатью, а отношение к сказанному существенно зависит от того, чье это мнение – коммунистов, ли-бералов или клерикалов. Сходный принцип построения у радиожурналов, ставших популярны-ми где-то в начале 60-х годов.

Здесь, как правило, чередуются речевые и раз-влекательные музыкальные материалы. В основу создания радиожурнала должен быть положен принцип долгосрочного планирования. Успех во мно-гом зависит от выбора ведущего.Точных инструкций, как вести радиожур-нал, не существует, все зависит от индивидуальности журналиста-ведущего. Однако понятно, что сколь угодно блестящий ведущий не спасет радиожур-нал, "странички" которого скучны, неактуальны, слабы в профессиональном смысле.

Любой материал для радиожурнала должен обладать глубиной раскры-тия темы, увлекательной композицией. Таким образом, перед журналистом, создающим радиопрограмму, су-ществует огромный выбор форм и методов подачи имеющегося материала.Ему необходимо выбрать не только тот, в котором он наиболее силен, но и самый оптимальный для раскрытия заданной темы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телеви-дения.

М 1991. 2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003 335 с. 3. Васильева Л.А. Делаем новости: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 117 с. 4. Время работать на радио.Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого ра-диовещания, 2002 192 с. 5. Гаймакова Б.Д Макарова С.К Новикова В.И Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М.: Аспект-Пресс", 2004. – 283 с. 6. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М 1989. 7. Гойман О. Я Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации.

М 1997. 8. Дэвид Рэндал. Универсальный журналист.М.: Аспект Пресс, 1998. – 58 с. 9. Кийт М. Радиостанция: Пер. с англ. А. И. Филекина. — М.: Мир, 2001 462 с. 10. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек: КРСУ, 2002. – 164 с. 11. Радио: музыкальное, новостное, общественное / Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001 224 с. 12. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000 480 с. 13. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003 259 с. 14. Смирнов В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. — М.: Аспект Пресс, 2002 203 с. 15. Цвик В.Л. Введение в журналистику: Учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. И переработанное. – М: МНЭПУ, 2000. – 130 с. 16. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном: Учебное пособие. – М: МНЭПУ, 2000. – 59 с.