Разработка концепции издания

Все виды работ над литературным произведением связаны с планируемым изданием.

Издание - это произведение печати, подготовленное с целью передачи читателю содержащегося в нем литературного или изобразительного материала. Издание имеет определенную внешнюю форму, соответствующее художественное оформление и полиграфическое исполнение и установленные выходные сведения. Все его материалы проходят редакционно-издательскую обработку.

По знаковой природе информации различают текстовые, нотные, картографические и изоиздания; по материальной конструкции - книжные, журнальные, газетные, листовые и др. Издания бывают периодические, непериодические и продолжающиеся. По структуре они делятся на книги, брошюры, моноиздания, сборники, однотомные, многотомные, собрания сочинений, избранные сочинения, серийные, журналы, газеты, бюллетени, листки.

Сущность издания отражают его типологические признаки: функциональное назначение, читательский адрес, характер информации и структура.

Функциональное назначение издания связано с удовлетворением духовных, интеллектуальных потребностей в определенной сфере общественной жизни и практики.

Читательский адрес отражает категорию потребителей информации, имеющейся в издании. Он может быть достаточно конкретизированным или объединять разнородные читательские группы.

Характер информации отражает широту тематики, глубину разработки темы и научных проблем в произведении, тип изложения, соотношение теоретического и эмпирического материала, наличие нормативных сведений.

Структура издания представляется в системном расположении, взаимосвязи и согласованности всех его материальных элементов и в делении текста на основной и дополнительный.

Элементами издания являются литературное произведение и аппарат.

Литературное произведение - это произведение письменности, имеющее общественное значение.

По принадлежности к определенному виду литературы выделяются художественные, научно-популярные, учебные, научные и другие произведения. Признаки вида литературы обусловлены спецификой произведения: освещаемой отраслью знания или практической деятельности, способом отражения фактуального знания, целевым назначением и читательским адресом.

Способы представления в произведении какого-либо предмета, фактического материала, разработки темы могут быть разными. По связи с видом литературы, по объему, специфике содержания и формы, логико-понятийных средств, идейной сущности произведение обнаруживает комплекс жанровых характеристик. В качестве примеров можно привести жанры научной литературы - монографию, статью; жанры художественной литературы - роман, повесть, рассказ и др.

Создавая произведение, автор выбирает способы реализации своего замысла и общения с читателем. Поэтому в пределах особенностей вида литературы, жанра и предмета в произведении по всем его параметрам проявляется индивидуальность автора, его творческая манера.

Редактор, ознакомившись с трудом автора, думает о возможности публикации. Литературное произведение может быть предложено читателю в издании, которое должно в полной мере соответствовать произведению, а также запросам читателя. Взаимосвязь <произведение - издание> обусловливает комплексные требования как к изданию, так и к произведению. В основе этих требований лежат представления редактора о высоком уровне культуры издания.

Высокий уровень культуры издания предполагает следующие условия:

· литературное произведение может иметь читательскую аудиторию;

· литературное произведение во всех отношениях хорошо подготовлено к печати; его объем выдержан в целесообразных пределах;

· произведение и издание должным образом иллюстрированы;

· произведение дополнено необходимыми с точки зрения потребностей читателя справочными, поясняющими и дополняющими основной текст материалами, в целом составляющими аппарат издания;

· все элементы оформления соответствуют специфике произведения и издания;

· полиграфическое исполнение издания отличается высоким качеством и гармонирует с текстовыми материалами.

Литературное произведение рассматривается как основа издания. Оно должно содержать литературный материал, который издатель может предложить читателю. Ради этого и задумывается издание. Следовательно, прежде всего появляются вопросы, связанные с качеством произведения и его общественной значимостью. Литературное произведение получает оценку применительно к определенному изданию, т. е. редактор решает, в каком виде, в обрамлении каких материалов и в какой материальной форме произведение будет передано читателю. Если произведение по своим литературным качествам оценивается положительно, то возникает необходимость в разработке концепции издания.

Концепция издания - это замысел, который связывается с конструктивным принципом подготовки произведения к печати. В концепции отражается основная точка зрения редактора на издание - его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические и полиграфические средства исполнения.

Разрабатывая концепцию издания, редактор мысленно связывает произведение, при необходимости с корректировкой его содержания и формы, с предполагаемым изданием, представляя в их единстве гармоничное целое. Концептуальный подход отражает понимание сущности будущей книги и реализуется как в общем планировании конкретного производственного цикла, так и в частных творческих и производственных процессах при подготовке издания.

Редактор выбирает издание с определенными видо-типологическими характеристиками, которое максимально соответствует специфике произведения (виду литературы, жанру, рассматриваемому в нем предмету, авторскому <я>) в ориентации на потребности и возможности определенной читательской группы. Для того чтобы убедиться в правильности выбора, редактор должен обосновать видо-типологические характеристики выбранного издания. Для такого обоснования требуется, во-первых, выявить специфику произведения и, во-вторых, уяснить место будущего издания в ретроспективном, текущем и перспективном книжном потоке.

Разработанная концепция позволяет рассмотреть вопрос о подготовке издания. Для подтверждения решения о публикации необходимо определить рентабельность издания, проанализировать экономическую ситуацию в издательстве, возможности имеющейся полиграфической базы, учесть творческие и производственные возможности редакционного коллектива.