рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Работа редактора с внетекстовыми материалами

Работа редактора с внетекстовыми материалами - Конспект Лекций, раздел Журналистика и СМИ, Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций Литературное Произведение Может Быть Неоднородным По Формам Представления Фак...

Литературное произведение может быть неоднородным по формам представления фактического материала. Кроме основного текста в нем могут содержаться внетекстовые элементы - таблицы, формулы, иллюстрации. Анализ содержания и композиции произведения проводится с учетом специфики внетекстовых материалов. В первую очередь нужно сосредоточиться на осмыслении содержания и общего построения работы, выяснить, как раскрыта тема, какие факты для этого используются. Поэтому редактор рассматривает в совокупности и основной текст, и внетекстовые элементы. После оценки содержания (если оценка положительная) возникает следующая задача - определить целесообразность использования тех или иных внетекстовых материалов.

Анализ и обоснованная оценка внетекстовых элементов, имеющихся в авторском оригинале, возможны только при концептуальном подходе к использованию формул, таблиц, иллюстраций. Обоснованные выводы требуют четких представлений об иллюстрациях, формульных записях и таблицах по отношению ко всему произведению и к его фрагментам. Редактор прежде всего должен решить в самом общем плане, какого рода внетекстовые материалы и в каком объеме целесообразны в данном случае. А это зависит от вида литературы, жанра произведения, специфики рассматриваемого в нем предмета, целевого назначения и читательского адреса издания. Так, справочное издание может целиком состоять из таблиц, и это не будет его недостатком, а в научно-популярном издании большое или значительное число таблиц свидетельствует о его несовершенстве.

Имеющиеся в авторском оригинале таблицы, формулы, иллюстрации анализируются и оцениваются по содержанию в русле концепции произведения и издания. При этом в числе прочих проблем намечается, например, совершенствование произведения путем изменений в соотношении основного текста и внетекстовых элементов с учетом их вида и объема. В одном случае редактор приходит к выводу, что целесообразно отдельные текстовые фрагменты дать в табличной форме, цифры - в графической зависимости, а ключевые положения или примеры проиллюстрировать, т.е. ввести новые внетекстовые элементы и в целом увеличить их объем. В другом случае, наоборот, возникает необходимость вместо таблиц привести текстовое описание с цифровыми включениями. В третьем случае одни внетекстовые элементы заменяются другими: таблицы - графиками, рисунки - таблицами и др. Бывает и так, что вид внетекстовых элементов остается прежним, но меняется содержание иллюстраций или таблиц, следовательно, вместо одних таблиц или рисунков появляются другие.

После обоснования концептуального подхода к внетекстовым материалам в целом формируется оценка произведения с точки зрения форм представления фактов. Затем требуется оценить качество внетекстовых материалов и при необходимости наметить направления их совершенствования, что в дальнейшем будет реализовано автором при доработке произведения или редактором при редактировании. Если есть необходимость в новых внетекстовых элементах, редактор или обращается с этим вопросом к автору, или сам (с согласия автора) занимается подготовкой оригиналов рисунков, построением таблиц, составлением формульных записей.

Применительно к каждому виду внетекстовых материалов выявляются свои формы и методы работы. В процессе этой работы преобразуются формулы, перестраиваются таблицы, уточняется содержание рисунков.

После устранения недостатков содержания и формы внетекстовых элементов необходимо проверить их связь с текстом. Многие недостатки произведения появляются именно при введении внетекстовых материалов в основной текст и обозначении содержательной и формальной связи с ним. Наиболее распространенными недостатками в этом плане являются: дублирование материала, его повторное комментирование, неправильные заголовки таблиц, несоответствие элементов таблиц, формул, рисунков основному тексту, а подрисуночных подписей - ссылкам.

Внетекстовые материалы особым образом воспринимаются читателем. Их использование позволяет разнообразить произведение и издание, помочь читателю быстрее и лучше разобраться в основном тексте, усвоить его, так как фактический материал в них представляется или визуально-образным (в художественно-образных иллюстрациях), или логически организованным (в таблицах, формулах, научно-познавательных иллюстрациях).

Внетекстовые материалы в издании очень заметны. Из основного текста произведения выделяется все то, что требует повышенного внимания, особой организации содержания или специфической формы его представления в соответствии с предметом изложения. Нередко даже только по исполнению рисунков судят об уровне культуры издания. Уже при пролистывании книги внимание читателя так или иначе фиксируется на внетекстовых материалах, и он в первую очередь их просматривает. Популярное издание без рисунков, например, не завлекает читателя, а сложные таблицы даже отпугивают.

Для анализа необходимо глубокое понимание особенностей как внетекстовых материалов в целом, так и каждого их вида в отдельности, их соотношения и связи с основным текстом, функционального назначения, роли в произведении и издании, психологических аспектов восприятия читателем. Задача редактора - в каждом случае найти оптимальные варианты подачи фактического материала.

В процессе анализа возникают вопросы о том, нужны ли рисунки, целесообразны ли формулы и таблицы в соответствии с той ролью, какую они играют в произведении. Так, рисунки могут заменять фрагменты основного текста, т.е. играть самостоятельную роль, они могут пояснять или дополнять основной текст, создавая зрительный образ к текстовому материалу, причем они могут быть связаны с определенными фрагментами или с произведением в целом.

Разработка концепции иллюстрирования произведения, обоснование необходимости использования формульных записей и таблиц невозможны без выявления их содержательной значимости. С какими содержательными блоками связаны внетекстовые материалы - с ключевыми положениями, аргументами или примерами? Эти связи позволяют осмыслить внетекстовые элементы в целом, представить их в системном порядке. При анализе каждого рисунка, каждой таблицы и формулы также нужно учитывать содержательную значимость соответствующего текстового фрагмента. Без этого нельзя понять их роль, место и собственную содержательную нагрузку в произведении и издании, выявить оптимальные варианты подачи фактического материала, подойти к комплексной его оценке и обоснованию выводов.

Концептуальное отношение к внетекстовым материалам требует качественно-количественного анализа. Очень важно найти разумные пропорции текста и внетекстовых элементов, а также внетекстовых элементов разных видов, определить их целесообразный объем в зависимости от особенностей произведения и издания.

Работа редактора над внетекстовыми материалами многопланова и многоаспектна прежде всего потому, что таблицы, формулы и рисунки достаточно разнообразны. Разные виды иллюстраций, таблиц и формул обусловливают необходимость не только знания их специфики, критериев оценки, но и владения соответствующими теоретическими знаниями и методами работы. В качестве примера достаточно представить особенности работы с фотоматериалами, чертежами, схемами, оригинальными рисунками художника и др.

Таблица представляет собой распространенный вид систематизации материала. При правильном построении она может облегчать восприятие содержания книги и давать возможность достичь более экономного (без ущерба для смысла) изложения.

С формальной стороны таблица представляет собой такой способ подачи материала, при котором текстовый и цифровой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками. Если таких линеек нет, таблица становится так называемым выводом (в дальнейшем говоря о таблицах. Мы будем иметь в виду и собственно таблицы и выводы, поскольку различия между ними чисто формальное).

Пример таблицы:

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций

Жарков И. Н. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций, М.: изд-во МГУП, 2002...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Работа редактора с внетекстовыми материалами

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Состав и организационно-методические основы построения редакционно-издательского процесса
Редакционно-издательский процесс - это комплекс взаимосвязанных организационно-управленческих, творческих, производственных, информационных и маркетинговых работ, направленных на подготовку и распр

Ведущая роль редактора, слагаемые его деятельности
Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей общества в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социальная роль

Редакторский анализ, его природа, связь с другими методами
Изучение специфики профессиональной деятельности редактора требует детального рассмотрения каждого из ее элементов. Как и в любой профессиональной деятельности здесь есть свой объект - литературное

Рецензирование авторского оригинала
Рецензирование авторского оригинала - важнейший этап редакционно-издательского процесса. Рецензирование представляет собой разбор авторского оригинала для оценки его идейных, научных и литературно-

Разработка концепции издания
Все виды работ над литературным произведением связаны с планируемым изданием. Издание - это произведение печати, подготовленное с целью передачи читателю содержащегося в нем литературного

Работа редактора над композицией литературного произведения
Значительное по содержанию литературное произведение будет неэффективным, если несовершенны смысловая организация его материала и композиция. Композиция - это построение произведения, объ

Работа редактора над языком и стилем литературного произведения
Лингвостилистический анализ в единстве со специально-предметным и логическим анализом связывается как с формой, так и с содержанием произведения. Он включает рассмотрение текста с точки зрения орфо

Редакторская подготовка аппарата издания
  10.1.Назначение и состав аппарата издания Аппарат издания - это комплекс текстовых (в отдельных случаях нетекстовых) элементов, содержащих сведения поискового, справочног

Производственный этап редакционно-издательского процесса. Корректура
Литературное произведение представляется в издании с помощью художественно-технических и полиграфических средств. После того, как рукопись полностью отредактирована, она передается в производственн

Анализ результатов работы редактора. Продвижение книги на рынок
Редактор, как и любой другой специалист, должен оценивать результаты своей работы. Как подготовлено произведение к печати, как оно иллюстрировано, а если не иллюстрировано, то почему и правильно ли

Словарь терминов
Авторский лист - единица объема авторского оригинала - созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и т.д. А.л. равен 40 000 печатных знакам прозаического текста (включая и пробелы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги