рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Студии звукового и телевизионного вещания

Студии звукового и телевизионного вещания - раздел Журналистика и СМИ, Аппаратно-студийные комплексы радиодомов и телецентров Классификация Студий. Студией Называют Акустически Обработанное Помеще...

Классификация студий. Студией называют акустически обработанное помещение, предназначенное для исполнения различных вещательных передач. Студии звукового вещания делятся на большие, средние и малые концертные (музыкальные), речевые и литературно- драматические. Литературно-драматические обычно состоят из блоков студий: основной, заглушенной и гулкой. Студии телевизионного вещания делятся на большие, средние и малые.

Формы больших студий звукового и телевизионного вещания весьма разнообразны, выбираются из архитектурно-строительных соображений и удобства размещения исполнителей. Эти студии имеют, как правило, места для слушателей и зрителей. Студии средних и малых размеров чаще всего имеют форму параллелепипеда, стороны которого находятся в соотношении так называемого «золотого сечения»

Объем студии выбирается в зависимости от максимального числа исполнителей. Объем, приходящийся на одного исполнителя, должен быть не менее 10-18 м3, а на одного слушателя - не менее 10 м3, Площадь пола студии, приходящаяся на одного исполнителя, должна быть не менее 1,8 ... 3 м2• Большие концертные студии имеют оптимальный объем 12 000 м3 с площадью пола 1000 м2, речевые студии соответственно - 100 м3 И 25-35 м2, Большая телевизионная студия имеет, как правило, объем 7500 м3 и площадь пола 600 м2, малая телевизионная соответственно -- 900 м3 и 150 м2, Высота студии независимо от типа должна быть не менее 3 м.

Воздух, заполняющий помещение студии, имеет определенные упругость и массу, оказывает сопротивление распространяющейся в нем звуковой волне. В воздушном объеме студии кроме колебаний, излучаемых источником звука, возбуждаются собственные колебания, являющиеся откликом помещения на возбуждение. Это при водит к усложнению структуры звукового поля. Поле в каждой точке студии можно рассматривать как результат интерференции прямой звуковой волны, поступающей от источника звука по кратчайшему пути, и значительного числа отраженных звуковых волн, претерпевших разное число отражений от поверхностей студии и предметов, расположенных в студии. Структура звукового поля в большой степени определяет качество звучания в студии.

Акустические характеристики студий. Качество звучания в студии определяется ее акустическими характеристиками: плотностью распределения звуковой энергии, временем реверберации, акустическим отношением и звуковым фоном.

Звуковое поле в студии должно быть диффузным.

В диффузном звуковом поле плотность распределения звуковой энергии Е примерно одинакова во всех точках помещения, за исключением небольшого пространства, в котором преобладают прямые звуковые колебания от источника звука. Диффузности звукового поля В студии добиваются применением различных выпуклых звукорассеивающих конструкций, покрывая внутренние поверхности студии звукопоглощающими материалами.

Реверберацией (послезвучанием) называют процесс уменьшения интенсивности звука в помещении после выключения его источника. Причиной реверберации является наличие отраженных звуковых волн, наблюдаемых в помещении после выключения источника звука. Время, в течение которого плотность звуковой энергии после выключения источника звука уменьшается в 106 раз (60 дБ), называют временем стандартной реверберации tp или временем реверберации.

Время реверберации зависит от коэффициентов звукопоглощения материалов, имеющихся в помещении. Коэффициент звукопоглощения а есть отношение плотности энергии поглощенной звуковой волны К плотности энергии падающей звуковой волны

Звукопоглощающие материалы по строению делят на сплошные и пористые. Сплошные материалы (кирпич, дерево, бетон и т.п.) имеют большее, чем воздух, акустическое сопротивление, их коэффициенты звукопоглощения очень малы. Пористые материалы (штукатурка, облицовочные плиты с перфорацией и без нее, ковры и т.п.) хорошо поглощают звуковые волны, так как акустическое сопротивление таких материалов примерно равно сопротивлению воздуха. Разработан целый ряд специальных поглощающих материалов с коэффициентом звукопоглощения, близким к единице. Для удобства расчетов введены эквивалентные коэффициенты звукопоглощения для людей и предметов на их единицу.

Время реверберации прямо пропорционально объему студии и обратно пропорционально площади ограничивающих поверхностей и коэффициенту звукопоглощения. Изменяя эти значения, можно получить оптимальное время реверберации.

Оптимальным временем реверберации называют время реверберации, при котором звучание передачи наиболее естественное. Экспериментально установлено, что это время зависит от рода передач, объема помещения и частоты. Например, для одного и того же помещения исполнение классической музыки требует оптимального времени реверберации 1,54 с, симфонической музыки романтического стиля - 2,07 с. Оптимальное время реверберации в студиях обеспечивается подбором звукопоглощающих материалов, установкой специальных акустических конструкций и других предметов.

Речевые студии проектируют на оптимальное время реверберации 0,3 ... 0,5 с. Такое время реверберации должна иметь основная студия литературно-драматического блока. Заглушенную студию данного блока рассчитывают на время реверберации 0,2 ... 0,3 с. Для имитации сцен в гулких помещениях время реверберации гулкой студии должно быть не менее 3 ... 3,5 с.

Частотные характеристики оптимального времени реверберации должны быть по возможности равномерными в звуковом диапазоне частот. Для концертных студий допустимо повышение времени реверберации относительно частоты 500 Гц в сторону низких частот на 50 ... 60 и в сторону высоких частот - на 40 . Подъем частотной характеристики времени реверберации речевых и телевизионных студий на низких частотах недопустим, так как при этом снижается разборчивость. Допустимо уменьшение времени реверберации в речевых студиях на низких и высоких частотах приблизительно на 30 .

Каждая студия имеет определенное время реверберации, которое в отдельных случаях необходимо регулировать. С этим приходится встречаться в концертных и литературно-драматических студиях, универсальных киноконцертных залах и т.д. Изменяя время реверберации, в студии можно получить оптимальное время звучания различных по жанру передач, выделить голос исполнителя на фоне звучащей музыки, создать специальные акустические эффекты и т.д, Кроме того, регулированием времени реверберации можно устранить акустические дефекты помещений. Все это в значительной степени усиливает эмоциональность восприятия передач.

Акустическое отношение R есть отношение плотности звуковой энергии диффузного звука к плотности звуковой энергии прямого. Изменение плотности звуковой энергии воспринимается слушателем как изменение времени реверберации. На близких расстояниях от источника преобладают прямые звуки (R мало), что эквивалентно уменьшению времени реверберации. На большом удалении от источника звука R увеличивается, воспринимаемая слушателем реверберация будет близка к реверберации помещения. Для речевых программ целесообразно иметь R < 1, для музыкальных передач акустическое отношение может достигать 10-12 (органная музыка). При R < 2 звучание музыкальных передач кажется неестественно сухим.

Звуковой фон студии определяется уровнем шумов в студии. Уровень шума в студии не должен превышать 20 - 30 дБ, что значительно меньше, чем в жилых помещениях. Посторонние шумы проникают в студию снаружи из-за звукопроводности пола, потолка и стен. Снижению уровня шумов в студиях способствует правильная планировка аппаратно-студийных комплексов радиодомов и телецентров. Для обеспечения малой звукопроводности стены, кровля и между- этажные перекрытия выполняются из материалов, обладающих хорошей звукоизоляцией. Малая звукопроводность дверей в студии обеспечивается использованием тамбура и двойных дверей с уплотнителем. По этой же причине в студиях отсутствуют окна, кроме смотровых окон в рядом расположенные аппаратные.

Окна в аппаратные должны выполняться из двух- трех рам с непараллельными стеклами различной толщины. Стены студий желательно выполнять двойными, без жесткой связи между ними и с расположением поглощающих материалов между стенами. Пол в студиях покрывают мягкими коврами, одновременно выполняющими роль звукопоглощающих материалов.

Воздух в студиях очищают с помощью приточно-вытяжной вентиляции или кондиционеров. Для уменьшения шумов, создаваемых системами вентиляции, используют акустические фильтры, облицовывают внутренние поверхности вентиляционных каналов звукопоглощающими материалами.

в системах освещения часто используют лампы дневного света, которые могут служить источником шума. Уменьшению шумов от системы освещения способствует вынос из студии дросселей. Акустические характеристики телевизионных студий несколько хуже, чем студий звукового вещания. Оптимальное время реверберации телевизионных студий с площадью пола 600 и 150'м2 равно 0,9 и 0,65 с соответственно. Уровень шума в телевизионных студиях благодаря наличию в них большого количества осветительного оборудования, телевизионных камер и др. получается на 5 ... 10 дБ больше, чем в студиях звукового вещания. Для правильной передачи цветности объектов освещение телевизионной студии должно соответствовать источникам белого цвета типа D6500 с цветовой температурой 6500 К.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Аппаратно-студийные комплексы радиодомов и телецентров

На сайте allrefs.net читайте: аппаратно-студийные комплексы радиодомов и телецентров.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Студии звукового и телевизионного вещания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Аппаратно-студийный комплекс радиодома
Аппаратно-студийный комплекс (АСК) является' основной частью радиодома - центра формирования программ звукового вещания. В состав АСК входят несколько студий и ряд аппаратных, оборудование которых

Аппаратно-студийный комплекс телевидения
  Аппаратно-студийный комплекс телевидения является основной частью телецентра - центра формирования программ телевизионного вещания. Кроме АСК в состав телецентра входят цех передвиж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги