Аппаратно-студийный комплекс радиодома

Аппаратно-студийный комплекс (АСК) является' основной частью радиодома - центра формирования программ звукового вещания. В состав АСК входят несколько студий и ряд аппаратных, оборудование которых предназначено для подготовки, формирования и выпуска собственных программ, а также обмена программами с другими радиодомами. Количество студий и аппаратных АСК зависит от класса радиодома, который, в свою очередь, определяется объемом собственного вещания. Внеклассные радиодома обеспечивают объем собственного вещания более четырех часов в сутки. Радиодома первого класса имеют объем собственного вещания до четырех часов в сутки, а второго класса - до двух часов в сутки.

Оборудование АСК относится к тракту формирования программ (ТФП) электрического канала звукового вещания. Структурная схема типового ТФП приведена на рис. 1. Начальным звеном тракта является оборудование студии: микрофоны и пульт диктора, который устанавливают, как правило, в речевых студиях.

Студийная аппаратная (СА) представляет собой помещение с акустическими характеристиками речевой студии. В студийной аппаратной (рис. 2) устанавливаются пульт звукорежиссера, студийные магнитофоны и контрольные громкоговорители. Пульт звукорежиссера рассчитан на подключение различных источников сигналов: микрофонов, расположенных в студии, магнитофонов, соединительных линий, ревербераторов и др.

от других аппаратных

 


Рисунок 1. Структурная схема тракта формирования программ

 

Рисунок 2. Структурная схема студийной аппаратной

 

Для усиления сигналов от микрофонов в пульте имеются усилители (МУ). Уровень сигнала от других источников значительно выше, чем от микрофонов, что позволяет подключить их через согласующие устройства (СУ) непосредственно к смесительному устройству (См). В цепь каждого источника сигналов включены индивидуальные регуляторы уровня (ИР), с помощью которых звукорежиссер поддерживает оптимальные соотношения громкости отдельных источников звука и регулирует динамический диапазон.

Смешивание сигналов осуществляется в смесительном устройстве. В нем возникают потери мощности, так как мощность с выходов одного из индивидуальных регуляторов поступает не только на общий регулятор (ОР), но и на выходы остальных индивидуальных регуляторов, не работающих в это время. Оперативное регулирование уровня смешанных сигналов производится общим регулятором уровня. Для компенсации затухания, вносимого регулятором и смесительным устройством, в пульт включены усилители. Линейный усилитель (ЛУ) является усилителем-ограничителем, что позволяет предотвратить возможные перегрузки тракта. С выхода линейного усилителя по соединительным линиям сигналы звукового вещания поступают в другие аппаратные.

Между микрофонными усилителями и общим регулятором могут подключаться устройства спецэффектов и коррекции: компрессор, сложный частотный корректор, шумоподавитель и др. Корректор обеспечивает ограничение сигналов верхних и нижних частот (с разными частотами среза), плавный подъем и спад сигналов верхних и нижних частот, а также «всплески» и «провалы» частотной характеристики на разных частотах (фильтры «присутствия»). С их помощью звукорежиссер может уменьшить амплитудно-частотные искажения, вносимые отдельными звеньями тракта, ослабить влияние помех, создать различные спецэффекты, устранить недостатки голосов исполнителей.

Уровни сигналов звукового вещания звукорежиссер контролирует на слух с помощью как высококачественных громкоговорителей, так и измерителей уровня (ИУ). На выходе пульта может быть установлен панорамный регулятор базы, плавно перераспределяющий сигналы между двумя стереофоническими каналами.

Для связи звукорежиссера во время репетиций с исполнителями служит микрофон с усилителем, соединенный с громкоговорителем в студии, который может использоваться для прослушивания сигналов от магнитофонов при комбинированных записях. В связи с тем, что подавляющая часть вещательных передач идет в воспроизведении заранее заготовленных магнитофонных записей, магнитофон применяют и как источник программ.

Вещательные передачи могут вестись не только из студий радиодомов, но и из театров, киноконцертных залов, стадионов и т.д., где оборудуются трансляционные пункты, Трансляционные пункты подразделяют на стационарные и передвижные. Стационарные трансляционные пункты создаются в местах, откуда систематически ведутся вещательные передачи.

Помещение для трансляционного пункта выбирается так, чтобы звукорежиссер хорошо видел через контрольное окно место передачи. Аппаратура стационарных трансляционных пунктов аналогична аппаратуре студийной аппаратной. Передвижные трансляционные пункты организуют в тех случаях, когда вещание ведется эпизодически. В этих случаях устанавливается переносная аппаратура, которая по соединительным линиям кабелей городской телефонной сети соединяется с АСК радиодома. В отсутствие соединительных линий передвижные трансляционные пункты организуют передачу программ вещания по УКВ радиоканалам.

От трансляционных пунктов сигналы звукового вещания поступают в трансляционную аппаратную (ТА) радиодома (см. рис. 1), где их обрабатывают и распределяют по другим аппаратным.

Вещательную (ВА) или программную (ПА) аппаратные организуют во внеклассных радиодомах при большом числе формируемых программ звукового вещания. При их отсутствии сигналы звукового вещания с выхода студийной и трансляционной аппаратных поступают в центральную аппаратную.

Центральная аппаратная (АЦ) является координирующим центром АСК. Оборудование аппаратной обеспечивает коммутацию сигналов внутренних и внешних источников программ, их контроль и распределение потребителями.

В основное оборудование центральной аппаратной входят: коммутатор источников программ, пульты, коммутатор потребителей программ. К коммутатору источников программ подключаются соединительные линии от студийных и трансляционной аппаратных, датчиков сигналов точного времени (СТВ), устройств подачи позывных сигналов (ПС) и других источников. Внутренние источники программ радиодома подключаются через входные трансформаторы (Т), внешние - через корректирующие контуры (КК), установочные регуляторы уровня (РУ), усилители (А).

С помощью коммутатора пульта центральной аппаратной формируются программы вещания, которые после усиления линейными усилителями (ЛУ) подаются к потребителю. Если число потребителей программ превышает число сформированных программ, то их распределение происходит с помощью вспомогательного коммутатора потребителей программ. Уровни сигналов контролируются с помощью измерителей уровня (ИУ) и контрольных громкоговорителей. Максимальный уровень сигнала на выходе АЦ не должен превышать + 15 дБ.

По исходящим соединительным линиям, подключенным к коммутатору потребителей программ, сигналы звукового вещания поступают на центральную станцию проводного вещания (ЦСПВ) города, радиовещательные станции (РВС), междугородную вещательную аппаратную (МВА), радиолинейную станцию (РРС) и т.д.

Оборудование АСК рассчитано на формирование стереофонических сигналов, удовлетворяющих требованиям высшего класса качества. Ряд технологических процессов в них обеспечивается с использованием компьютеров. Получают распространение цифровые пульты звукорежиссеров, представляющие собой специализированные ЭВМ. Обработка сигналов в пульте происходит по программам, которые определяют, в частности, регулировку уровней и изменений спектра сигналов в целом и в каждом отдельном канале, коммутацию каналов и др. В цифровых пультах предусмотрена возможность запоминания положения всех органов управления, что позволяет полностью восстановить режим обработки сигнала в случае перерыва в работе звукорежиссера.