рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопросы

Вопросы - раздел Журналистика и СМИ, Журналистика 1. Политические Учения Древнего Востока. 2. Политические Учения Древ...

1. Политические учения Древнего Востока.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

3. Политические учения Средневековья.

4. Политические учения эпохи Возрождения.

5. Политические учения Нового времени.

6. Современные политические учения.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). На Древнем Востоке политическая мысль не выделилась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признавал божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Характерные черты политических учений этого этапа:

· постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

· обособление их как относительно самостоятельной части философии;

· анализ устройства государства, классификация его форм;

· поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Вершиной политической мысли Древнего Мира считается философия Древней Греции. В городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).

Политические идеи Платона:

· государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

· залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;

· управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;

· сословие стражей должно защищать государство;

· землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;

· переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель выдвинул предположение о естественном происхождении государства.

Аристотель классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих, а также на правильные и неправильные. К правильным от относил монархию, аристократию, политию, при которых целью политики является общее благо; к неправильным -тиранию, олигархию, демократию, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих. Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан. Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом.

Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры.

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции . Новизна политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества, развитием отношений частной собственности и рабства. Это вызывало повышенный интерес к правовым средствам закрепления господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. Результатом стало обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Цицерон различал три основные формы государства: царскую власть –- монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. Лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни). Порочные состояния веду к упадку государства. Наиболее совершенной формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. Поэтому политическим идеалом для Цицерона была аристократическая сенатская республика. Монархические начала были представлены в ней властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов.

Средневековье. В средневековье происходило формирование раннефеодальных государств, на смену которым приходили политическая и экономическая раздробленность, феодальная междоусобица. В недрах феодального общества вызревала необходимость концентрации политического господства в руках сильной власти. На политической арене две силы: церковь и светская монархия. В духовой сфере абсолютно господствовала церковь. Поэтому политическая мысль средневековья развивалась в русле теологии. Основные проблемы политической мысли:

· обоснование необходимости усиления абсолютной власти монархов;

· поиска средств ограничения сильной центральной власти;

· определения приоритета власти – духовной или светской.

Основателем европейской теологии был Августин Блаженный (354 - 430). В трактате "О граде Божием" он размышлял о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Т.о. Августин обосновал приоритет духовной власти над властью светской.

Образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога. Но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление. Князь может оказаться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. В делах религии, касающихся спасения души, согласно Фоме, следует подчиняться церковной власти. Светская власть распространяется на земные цели, гражданские блага. Вершиной обеих властей Фома считал власть папы.

Политические учения эпохи Возрождения (14-16 вв.).

Характерные черты политической мысли этой эпохи:

· освобождение политической науки от теологии;

· развитие гуманистических начал в политической теории;

· анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 - 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Он полагал, что политика утверждал, что политика аморальна, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства. В работе "Государь" Макиавелли впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти и дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;

В этот период появляются произведения утопии. Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 - 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

 

Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. На рубеже 17 - 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма". Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 - 1750).

Характерные черты политической мысли Нового времени:

· формирование либеральной политической идеологии;

· обоснование необходимости разделения властей;

· анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

· формирование концепции прав человека и гражданина.

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679) развил гражданскую трактовку политики. Он считая, что государство возникло в результате договора между людьми, который положил конец состоянию «вражды всех против всех». Государство Гоббс сравнивал с библейскоим чудовищем Левиофаном, которому подчинено все. Лучшей формой правления ситал монархию.

Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) считается основоположником идеологии либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную ветви власти. Локк провозгласил первенство общества перед государством. Основой общества считал частную собственность, которая должна быть неприкосновенной.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:

· утверждал, что главное зло - частная собственность;

· первым разграничил государство и гражданское общество;

· доказывал необходимость прямого народного правления.

В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др. В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.

Современные политические учения.

Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

· теория заинтересованных групп (А. Бентли);

· теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

· социологическая теория государства (М. Вебер);

· теория олигархизации власти (Р. Михельс);

· психологическая теория власти (Г. Лассуэл). Политическая психология берет начало в работе американского ученого Г. Лассвэлла "Психопатология и политика" (1930 г.) и других его работах. Она тесно связана с изучением политического поведения.

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 1940-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

· новая теория демократии (И. Шумпетер); Книга "Капитализм, социализм и демократия" (1942 г.), в которой автор впервые предложил экономическое толкование демократии, используя теорию конкурентного лидерства.

· плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

· теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

· новое направление политических исследований было начато работой канадского политолога, профессора Чикагского университета Д. Истона "Политическая система" (1953 г.). Представители системного направления в политической науке стремились выявить логику организации и функционирования политической жизни в обществе. Они рассматривали мир политического как живую систему, которая органически и генетически связана с окружающей средой.

· концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.1970-х гг. - наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

· футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

· концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

· концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

· концепция национального интереса (Г. Моргентау);

· теория элитарной демократии;

· силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям: По уровню исследуемых объектов политики:

концепции глобального или международного порядка;

концепции общественного уровня;

концепции политической сферы общества и политического развития;

концепции важнейших подсистем политической системы общества;

концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности:

либеральные;

консервативные;

социал-реформистские;

марксистские;

анархистские.

По специфике предмета и объекта исследования:

политико-правовые;

социологические;

психологические:

эмпирические.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

Сэмюел Хантингтон родился 18 апреля 1927 года в Нью-Йорке. В 1946 году получил степень бакалавра в Йельском университете. В 1948 году Хантингтон закончил Университет Чикаго, а в 1951 году — Гарвардский университет, напоминает ИТАР-ТАСС.

От активной преподавательской работы Хантингтон отошел лишь в 2007 году. Его исследования касались, в основном, работы американского правительства, процессов демократизации, военной политики и отношений между военным и гражданским обществом. Как уверял ученый, после окончания периода «холодной войны» вооруженный конфликт в мире мог возникнуть не из-за идеологических трений между государствами, а из-за культурных и религиозных различий между основными мировыми цивилизациями. Весь мир Хантингтон делил на следующие цивилизации: западную, латиноамериканскую, исламскую, африканскую, православную (с центром в России), индуистскую, японскую и восточную, к которой он относил Китай, Корею и Вьетнам.

Сэмюэл Хантингтон — автор 17 научных трудов. В 1964 году он в соавторстве с бывшим помощником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским написал книгу «Политическая власть: США-СССР», в которой авторы изложили свои взгляды на динамику «холодной войны».

 

//

 

 

Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

 

Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).

 

 

Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978). Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936). Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

2. Развитие общественно-политической мысли в России

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы :

этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.

этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.

этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.

этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

Характерные черты российской политической мысли:

преобладание крайностей радикализма и консерватизма;

односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;

тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;

чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;

недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).

Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в. По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".

2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).

В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:

идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;

политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций. Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин. Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:

обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;

критика деспотизма в организации государственной власти;

необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;

поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839). Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).

Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:

критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;

ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;

огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение.

Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).

4 этап - коммунистический.

После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.

В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.

С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.

Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения:

 

Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:

классический либерализм. Чичерин В. Н.;

социализированный либерализм. Новгородцев П. И.


Консерватизм (идеология славянофильства):

реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.;

реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.


Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились:

большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;

анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,


Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.

3. Идеология как общественное явление и современные идейно-политические течения

В сфере политики решаются вопросы, которые касаются не только государства, общества в целом, но и в той или иной степени жизни каждого человека. Политические решения могут очень существенно влиять на условия, в которых протекает жизнь каждого из нас.

Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения.

Термин "идеология" в начале 19-го века ввел французский ученый и философ А. Л. Лестют де Граси. Он пытался найти в явлениях сознания основы этики, морали, политики и дать им логическое объяснение и объединение под одним понятием.

Идеология как явление получила признание, и оказалось, что человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем. Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.

Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.

Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.

Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.

Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.

К основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям - радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Либерализм. Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах. Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

На основе идей либерализма образовались политические партии, большинство из которых объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году. К 19 партиям - учредителям, принявшим "Манифест либералов", позднее присоединились еще 13 партий, так же "либералы-изгнанники" из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В бывшем Советском Союзе либеральная демократическая партия была зарегистрирована в министерстве юстиции первой (лидер - В. В. Жириновский). В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма:

Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.

Все свои законы и ценности человек создает сам.

Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.

Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.

Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма, "государства должно быть как можно меньше". Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие:

Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам.

Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства.

Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.

Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности.

Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления.

Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит.

Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

Для классического либерализма характерно:

в мировоззренческой области - свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков, космополитизм (от греческого "космополитес"- гражданин мира), гуманизм, терпимость, подчеркивание индивидуальности и самоценности личности, демократизм;

в политической области - признание неотъемлемых прав человека, разделение законодательной и исполнительной власти, свобода выбора занятий, свобода конкуренции;

в экономической области - требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства, простор для частной инициативы, свободный рынок, создание условий для развертывания частного предпринимательства.

В начале 20-го века, особенно после того, как во время великой депрессии 30-х годов чисто либеральные методы управления не смогли принести успеха, эта идеология выступает преимущественно в виде неолиберализма.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.

Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций. Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие.

Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое.

История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития. Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи.

Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом:

Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.

Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.

Ориентация на государственный авторитет.

Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.

Неверие в возможность социального равенства между людьми.

Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Основные политические идеи консерватизма:

Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида.

Идея национального величия.

Идея социального неравенства и политической конкуренции.

Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х годов 20-го века и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм - весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее. Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях. Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отношения;

поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы;

необходимо сочетать демократию и власть элит, ибо классическая демократия неосуществима;

главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;

государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан.

Анархизм (от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства. Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе. В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

индивидуализм;

волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;

защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;

тактика "прямого действия";

будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике.

К основным разновидностям анархизма относятся следующие:

Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта. По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.

Анархо-мютюализм (от фр. "мютюль" - взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.

Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: "Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!"

Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина. В основе этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.

Социал-реформистская и коммунистическая идеологии.

Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.

Материалистическая трактовка общественной жизни.

Социально-классовый подход к общественным явлениям.

Гуманистический характер конечных целей.

Социальный коллективизм.

Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии.

Различия .

Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.

Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.

Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.

Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей.

Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения .

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества. В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности. Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. "популюс" - народ) - идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.

Политический экстремизм (от лат. "экстремус" - крайний) - идейно политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на "левый" и "правый". Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. ("Фракция Красной армии" в Германии, "Красные бригады" в Италии, "Сантендеро луминосо" в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.)

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т.д. ("эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, "Итальянское социальное движение", Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т.д.)

Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.

Среди так называемых "альтернативных" идей особое место занимает "зеленая" идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

"Зеленая" идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям "зеленых", и капиталистическая, и социалистическая модели общества - лишь разные формы цивилизации "индустриализма", которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналистика

ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им Н Ф Катанова... Центр социально политического и гуманитарного образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопросы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и структура политологии, функции политологии.
В нашей стране в настоящее время встает проблема формирования политологии как новой для нас дисциплины. В этой связи очень важно определить содержание, круг проблем, институтов и явлений, составляю

Политика как сфера общественных отношений.
Термин "политика" (греч. politika - государственные и общественные дела) получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве. Ар

Современные представления о политике.
М.Вебер говорил, что "Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства ме

Структура и функции политики
Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики. 1. Внутренняя политика обычно подразделяется на: федеральную (в федеративных государствах) или

История политических и правовых учений
Учебник для вузов Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по

Политическая система. Политический режим.
Всякая власть включает в себя определенные элементы, имеет структуру и совокупность всех элементов политической власти называется политическая система. В современных общественных н

Лекция 4. Политические отношения и процессы
Вопросы. 1. Политическое развитие и модернизация. 2. Политический процесс и политическое участие. 3. Выборы. Электоральные системы. 4. Политические конфликты и к

Типы политического процесса
эволюционный – характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов, устойчивыми механизмами принатия решений, совместной деятельно

Выборы. Электоральные системы.
Выборы — процедура, в результате которой определенная группа людей выдвигает одного или нескольких членов для выполнения определенных функций. Выборы как политический институт хара

Политический менеджмент
Понятие "PR" (буквально — "публичные отношения", ча

Понятие и современные теории элит
  "Элита" в переводе с французского - лучшее, отборное, избранное. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентр

Политическое лидерство
Политическое лидерство - это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Политическое лидерство - это управленческий статус, соци

Политическая идеология.
Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения. Термин "идеология" в начале 19-го века ввел фран

Структуры европейской интеграции.
Европейский совет (ЕС) – высший орган Европейского сообщества и европейского политического сотрудничества. Занимается текущими м/н проблемами для сближения и согласования выражения

Политика как сфера общественных отношений.
Термин "политика" (греч. politika - государственные и общественные дела) получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве. Ар

Современные представления о политике.
М.Вебер говорил, что "Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства ме

Структура и функции политики
Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики. 1. Внутренняя политика обычно подразделяется на: федеральную (в федеративных государствах) или

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги