рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование

Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование - раздел Журналистика и СМИ, Дисциплина: Фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста Позиция, Которую За­Нимает Журналист, Называется Социальной И Опирается На Эт...

Позиция, которую за­нимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуа­цию, а затем представить ее с помощью слова и светописи.

Понятие «позиция» включает: этику как систему поведения и действия для ее выражения, нравственные ориентиры, осознанную ответственность личности за свои действия. Позицию фотожурналиста отражают созданные им зримые образы в фотографиях. Что же такое социальная позиция? Социум — это общество, место челове­ка в нем, его отношение к обществу, в котором живет и трудится, и есть соци­альная позиция.

Позиция должна быть активной. Но если пишущий журналист использует перо, диктофон, досье, имеет время для оценки и анализа действительности, то у фотожурналиста времени для выпол­нения задания бывает мало, ведь событие пролетает порой молниеносно. Как пра­вило, фотожурналист — это репортер.

Позиция журналиста отражается в этике. Этика — это внутренние мораль­ные принципы человека, которые, в отличие от законов, не обязательны к ис­полнению; другими словами, это то, как ты себя ведешь, когда никто за тобой не наблюдает. Любой кодекс журналистской этики, исходящий от государ­ства, по сути, является «законом о морали».

Что обычно подразумевается под этикой? Для некоторых журналистов это перечень (кодекс) принципов, которых должны придерживаться все работни­ки прессы. Для других этика — проблема, не имеющая отношения к делу, нечто, о чем можно рассуждать.

Известный белорусский фотожурналист А. Бирилко некоторое время тру­дился в редакции газеты «Медицинский вестник». Издание специализирован­ное, отражающее в своих материалах нерадостные дни пациентов, поэтому, чтобы снять некоторые сюжеты, по признанию коллеги, нужна была особая выдумка, абстрактное мышление, поиск образов. Однажды он получил зада­ние редактора проиллюстрировать статью на тему кожных заболеваний. При одном лишь названии тех или иных заболеваний даже у здоровых людей по те­лу проходит дрожь. А. Бирилко пришлось немало поразмышлять, прежде чем он положил на стол редактора фотографию, изображающую кору старого дуба, шероховатую и морщинистую. Шеф одобрил фантазию автора.

Первостепенное место в системе оценочных категорий творчества журна­листа занимает проблема объективности и субъективности. Объективность — понятие относительное. Объективность — это истина, почерпнутая из не­скольких источников. Если для пишущих журналистов объективность означа­ет точное и беспристрастное освещение фактов и событий, которые располага­ются в соответствии с их важностью или сюжетом и отвечают на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Почему?», «Когда?», «Как?», то для фотожурналис­тов объективность заключена в отношении к предмету съемки. Многое при этом зависит от ракурса, цвета и света, композиции. Объективная фотография может пригодиться только для паспорта.

В зависимости от объективных обстоятельств, собственного мировоззрения, нравственной позиции, от понимания характера ситуации и поставленных за­дач фотожурналист может ограничиться беспристрастным изложением фактов или фотографированием события, оставаясь посторонним наблюдателем.

На социальную позицию фотожурна­листа оказывают влияние субъективные качества: его «я», мировоззрение, воспи­тание, уровень образования и культуры.

Авторское «я» как принцип самовыражения в фотожурналистике.

Какое значение мы вкладываем в понятие «авторское "я"»? В узком смысле авторское «я» проявляется непосредственно в репортаже, где оно присут­ствует по законам жанра. Другой вопрос, от какого лица ведется рассказ, опи­сывается событие: от первого или третьего. Журналист, фоторепортер нахо­дится в эпицентре события и рассказывает о нем эмоционально, в свойственном ему стиле. Сделанные им репортажные фотографии отражают динамику про­исходящего, настроение участников события. В фотокорреспонденции, име­ющей общие черты с фоторепортажем, без авторского «я» также не обойтись. В очерке, например, авторское «я» может быть уже не столь заметным. Оно играет служебную роль, подчеркивая отношение автора к своему герою. В фо­тоинтервью-монологе позицию автора можно узнать по характеру задаваемых вопросов, даже если бы он и пытался показаться незаинтересованным лицом.

В широком смысле авторское «я» подразумевает глубокую психологиче­скую характеристику журналистского творчества, представляет социальную, нравственную позицию автора, его чувство ответственности, сопричастность к объективной реальности, включает политическую культуру, профессиональ­ную этику, показывает владение методологическими основами творчества.

Социологический энциклопедический словарь понятие «авторская пози­ция» трактует как точку зрения, мнение по какому-либо вопросу, определен­ную оценку факта, события; устойчивую систему отношений человека к дей­ствительности, проявляющуюся в соответствующем поведении и поступках. Для журналиста позиция — это он сам, его мысли и поступки, которые от­ражаются в тексте и фотографии.

В фотожурналистике документальная фотография не лжет и при этом от­ражает личный взгляд автора на событие, его героев и участников.

Авторское «я» может быть также синонимом принципиальности фотожур­налиста в решении спорных вопросов или отстаивании собственного мнения, которое в каждом конкретном случае базируется на принципах правдивости, документальности, объективности, высоких моральных, духовных ценностях. Подобные качества особо ценятся в журналистской среде, несмотря на то, что некоторые ее представители и идут на компромиссы с собственной совестью.

Авторское «я» может быть также синонимом принципиальности фотожур­налиста в решении спорных вопросов или отстаивании собственного мнения, которое в каждом конкретном случае базируется на принципах правдивости, документальности, объективности, высоких моральных, духовных ценностях. Подобные качества особо ценятся в журналистской среде, несмотря на то, что некоторые ее представители и идут на компромиссы с собственной совестью.

Морально-этические вопросы — одни из самых сложных и неоднозначных в работе фотожурналиста и нуждаются в особых комментариях. Что можно, а что нельзя снимать? Как не перейти грань дозволенного, и где она проходит? Допустимы ли в отдельных случаях постановочные моменты? В каждой кон­кретной ситуации решение предстоит принимать только вам.

Еще в советские времена собкора АПН по Беларуси Ю. Иванова пригласили участвовать в одной из городских выставок. Участникам вернисажа выдали оп­ределенное количество дефицитных фото­материалов и некоторую сумму денег. Когда в оргкомитете отбирали фото­графии Ю. Иванова, кто-то из членов жюри засомневался, что изображенный на снимке курящий сварщик — наш со­отечественник. Не то, чтобы не понрави­лась сама фотография или образ. Рабочий имел полное право на перекур. Вердикт был отрицательным: «На сним­ке — не наш рабочий». Эти слова следо­вало понимать следующим образом: Ива­нов сделал снимок где-то за границей, следовательно, рабочий на фотографии — иностранец. Возможно, цензора шокиро­вала откровенная манера съемки (анфас), резко отличавшаяся от штампованных приемов большинства советских фоторе­портеров. Однако следует признать, что человек, изображенный на снимке, был «схвачен» мастерски, живо, нестандартно, психологически тонко. Автору удалось передать образ, наполненный внутренней силой.

Как бы поступил другой фотожурналист на месте Ю. Иванова? Допустим, смирился, не стал бы спорить. Но Ю. Иванов решил биться за правду до конца и, взяв фотокамеру, отправился на знакомый завод. Нашел нужного человека, героя снимка, и сфотографировался с ним. Представил доказательство, но цен­зор остался непреклонным. Тогда «железный фотокорреспондент» отказался вообще участвовать в выставке.

Увы, в журналистской практике не часто встретишь примеры высоко­нравственной авторской позиции. На наш взгляд, она подразумевает четкое понимание происходящих событий во всех сферах общественной жизни, ко­торые позволяют журналисту максимально приблизиться к объективным оценкам, а фоторепортеру — оценить и отразить в зримых образах реальную картину мира.

Авторское «я» следует понимать как ярко выраженную субъективную по­зицию в отношении к реальному миру, социально-экономическим и полити­ческим событиям.

Авторское «я» — составная часть личности фотожурналиста. Каким дол­жен быть характер фотожурналиста? Однозначного ответа на этот вопрос не най­ти. Правы те, кто уверен, что он, как правило, должен быть аналитиком, флег­матиком, человеком уравновешенным, даже замкнутым или интровертным. Оговорка «как правило» довольно существенна, так как в природе не сущес­твуют характеры в чистом, эталонном виде. Приходится иметь дело с людьми со смешанной психологической структурой, или с амбивертным типом лич­ности. Правы также те, кто придерживается прямо противоположных взгля­дов. Истина, как известно, находится посредине.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина: Фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста

Тенденции современной белорусской фотожурналистики Фотожурналистика... Основные принципы фотожурналистики и их реализация в современных СМИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тенденции современной белорусской фотожурналистики.
    2. Фотожурналистика: предмет, принципы, функции. Классического определения термина «фотожурналистика» не существует. Объясняется это тем, ч

Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста.
Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотожурналист постоянно тренирует глаз, свое фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устой

Авторское право в фотожурналистике.
  В качестве объекта правовой охраны закон «Об авторском праве и смежных правах» называет фотографические произведения. В ст. 993 Гражданского кодекса Республики Бела

Новаторские приемы в фотожурналистике 1920-30-г годов.
У истоков фотожурналистики стояли талантливые люди: инженеры и фотомастера. Фотография – чудо 19 в. – появилась на газетных полосах. Без этого события не могла возникнуть фотожурналистика. Следующи

Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны.
Первая половина 1940-х гг. — воен­ное время. Мирная жизнь белорусских журналистов, как и всех советских лю­дей, закончилась. Фотожурналисты на­ходили себе работу во фронтовой печати, сражались в па

Жанры фотоочерка и фоторепортажа в журналистике 1950-1980-х годов.
Активизация современной творческой фотографии относится к послевоенному периоду, когда в среде фотожурналистов возникла потребность в организации выставок, в которых фотография не только выступала

Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1990-х годов.
1990-е гг., так называемые перестроечные, принесли серьезные, можно сказать революционные, перемены в сложившуюся систему периодических изданий на всем постсоветском пространстве. Осмыслить происхо

Этический контекст снимков чрезмерно натуралистического характера. Этические табу в фотожурналистике.
  24 апреля 1991 г., накануне распада Советского Союза, в Москве состоялся первый съезд Союза журналистов СССР на конфедеративной основе. Его участ­ники приняли «Кодекс профессиональн

Профессия фотокорреспондента. Специфика работы фотожурналиста в различных СМИ.
  Фотокорреспондент относится к категории специалистов. Фотокорреспондент должен знать: 1. Законодательство о средствах массовой информации.

Должностные обязанности
1. По заданию руководства редакции выезжает на места для освещения событий в стране и за рубежом. 2. Выполняет все виды съемки на цифровые носители. 3. Доставляет с максимальной о

Ответственность
Фотокорреспондент несет ответственность: За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, устано

Медицинские противопоказания
значительные дефекты зрения и слуха; дальтонизм; нарушение опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистые заболевания; нервные и психические расстройства.

Использование современных технологий в подготовке фотоматериала.
  Уровень фототехники начала XXI в. демонстрирует цифровая фотокамера, заменившая аналоговые фотоаппараты. Процесс получения изображения и скорость его передачи на любые расстояния ст

Информационно-публицистические жанры фотожурналистики.
По классификации В.М.Березина, жанры фотожурналистики разделяются на информационно-публицистические и художественно-публицистические. Также стоит выделить аналитические жанры, к которым в первую оч

Жанр фотоинформации в фотожурналистике.
В основе фотоинформации (фотозаметки) лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация (

Жанр фотоиллюстрации в фотожурналистике.
Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербальног

Фотомонтаж и фотоколлаж на страницах изданий.
При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете неск

Жанр фотоочерка (фотоистории) в фотожурналистике.
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Фотоочерк может быть

Сочетание фотографии и текста как условие достижения образности в фоторепортаже.
  Самым популярным и в журналистике, и в фотожурналистике остается жанр фоторепортажа. Термин «репортаж» в переводе с французского «информировать», Показывае

Документальность репортажной фотографии
Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность, невмешательство в течение событий. Но фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет п

Фоторепортаж как композиционное единство графических элементов
Графическое оформление газетных полос включает: изображение и размер шрифта, формат фотографий и их место на полосе. Дизайн газеты - это лицо издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство ч

Изобразительное решение репортажного снимка.
Репортажные съемки нужны и лаконичность рисунка, и акцент на смысловом центре, и четкое освещение, и перспективное построение кадра. Более того, серьезность и важность тем, над которыми работает ре

Перспективы развития фотожурналистики на страницах современных белорусских изданий
В последнее время настоящая репортажная фотография становится менее востребованной в газетах, ее заменяет так названа пресс-фотография - изображение, используемое для дизайнерских нужд. Иллюстрация

Основные тенденции иллюстрирования современных районных периодических изданий.
  Современная белорусская региональная пресса продолжает многие тради­ции своей предшественницы — районной партийной и советской печати. Очевидные достоинства региональной прессы закл

Изобразительно-выразительные средства документальной фотографии.
22. «Штампы» в фотожурналистике. Фотографов часто ругают за штампы. Им достается от зрителей, критиков, редакторов — и, надо сказать, не без оснований; на любой крупной фо

О пользе стандартов.
В учреждении штампом называют специальные печати, их необходимость очевидна. Журнал, который у вас в руках, как и вся остальная печатная продукция, отпечатан со штампов — типографских матриц. А реч

О вреде штампа.
Расхожая мысль, что плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто, принципиально неточна. И у хорошего автора приемов может быть немного, сут

Есть мотив традиционный.
В творчестве утверждение какого-либо правила существует рядом с его отрицанием. Поэтому не будет противоречия, если мы скажем, что в творческой фотографии возможен и традиционный мотив, однако в эт

Перспективы развития фотожурналистики в современной белорусской печати.
  Заглянуть в будущее сложно. В прогнозах ошибаются практически все. Что касается фотожурналистики, то можно говорить лишь о тенденциях ее развития. В конце 1920-х гг. два корреспонде

ЮРИЙ МАТВЕЕВ. ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИОННОГО МОНТАЖА В СЕРИЙНЫХ ЖАНРАХ ВИЗУАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Одной из важнейших характеристик серийных фотографических жанров, в том числе фотоочерка и репортажа, является единая тематическая сюжетная связь. Она не может возникнуть сама по себе, не может при

Имена в белорусской фотожурналистике.
Беларусь всегда славилась талантливыми, творческими людьми. На поприще фотожурналистики трудились и трудятся фотокорреспонденты, чьи имена знают далеко за пределами нашей страны. Можно всп

Место и функции бильд-редактора в издании.
Проблема выбора фотографий для опубликования в очередном номере газе­ты не нова. Для одной редакции — это головная боль выпускающих ре­дакторов, порожденная дефицитом иллюстраций, даже без оценки и

Жанровые особенности фотоиллюстрирования в современных СМИ.
Фотожурналистика не стоит на месте. Об этом свидетельствует возрастаю­щий с каждым годом уровень иллюстрированности газет и журналов. Жанровая палитра на газетной полосе становится все ярче и разно

Публикация художественной, прикладной и рекламной фотографии в СМИ.
  В подавляющем большинстве газет важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть площади каждого номера периоди

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги