Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование

Позиция, которую за­нимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуа­цию, а затем представить ее с помощью слова и светописи.

Понятие «позиция» включает: этику как систему поведения и действия для ее выражения, нравственные ориентиры, осознанную ответственность личности за свои действия. Позицию фотожурналиста отражают созданные им зримые образы в фотографиях. Что же такое социальная позиция? Социум — это общество, место челове­ка в нем, его отношение к обществу, в котором живет и трудится, и есть соци­альная позиция.

Позиция должна быть активной. Но если пишущий журналист использует перо, диктофон, досье, имеет время для оценки и анализа действительности, то у фотожурналиста времени для выпол­нения задания бывает мало, ведь событие пролетает порой молниеносно. Как пра­вило, фотожурналист — это репортер.

Позиция журналиста отражается в этике. Этика — это внутренние мораль­ные принципы человека, которые, в отличие от законов, не обязательны к ис­полнению; другими словами, это то, как ты себя ведешь, когда никто за тобой не наблюдает. Любой кодекс журналистской этики, исходящий от государ­ства, по сути, является «законом о морали».

Что обычно подразумевается под этикой? Для некоторых журналистов это перечень (кодекс) принципов, которых должны придерживаться все работни­ки прессы. Для других этика — проблема, не имеющая отношения к делу, нечто, о чем можно рассуждать.

Известный белорусский фотожурналист А. Бирилко некоторое время тру­дился в редакции газеты «Медицинский вестник». Издание специализирован­ное, отражающее в своих материалах нерадостные дни пациентов, поэтому, чтобы снять некоторые сюжеты, по признанию коллеги, нужна была особая выдумка, абстрактное мышление, поиск образов. Однажды он получил зада­ние редактора проиллюстрировать статью на тему кожных заболеваний. При одном лишь названии тех или иных заболеваний даже у здоровых людей по те­лу проходит дрожь. А. Бирилко пришлось немало поразмышлять, прежде чем он положил на стол редактора фотографию, изображающую кору старого дуба, шероховатую и морщинистую. Шеф одобрил фантазию автора.

Первостепенное место в системе оценочных категорий творчества журна­листа занимает проблема объективности и субъективности. Объективность — понятие относительное. Объективность — это истина, почерпнутая из не­скольких источников. Если для пишущих журналистов объективность означа­ет точное и беспристрастное освещение фактов и событий, которые располага­ются в соответствии с их важностью или сюжетом и отвечают на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Почему?», «Когда?», «Как?», то для фотожурналис­тов объективность заключена в отношении к предмету съемки. Многое при этом зависит от ракурса, цвета и света, композиции. Объективная фотография может пригодиться только для паспорта.

В зависимости от объективных обстоятельств, собственного мировоззрения, нравственной позиции, от понимания характера ситуации и поставленных за­дач фотожурналист может ограничиться беспристрастным изложением фактов или фотографированием события, оставаясь посторонним наблюдателем.

На социальную позицию фотожурна­листа оказывают влияние субъективные качества: его «я», мировоззрение, воспи­тание, уровень образования и культуры.

Авторское «я» как принцип самовыражения в фотожурналистике.

Какое значение мы вкладываем в понятие «авторское "я"»? В узком смысле авторское «я» проявляется непосредственно в репортаже, где оно присут­ствует по законам жанра. Другой вопрос, от какого лица ведется рассказ, опи­сывается событие: от первого или третьего. Журналист, фоторепортер нахо­дится в эпицентре события и рассказывает о нем эмоционально, в свойственном ему стиле. Сделанные им репортажные фотографии отражают динамику про­исходящего, настроение участников события. В фотокорреспонденции, име­ющей общие черты с фоторепортажем, без авторского «я» также не обойтись. В очерке, например, авторское «я» может быть уже не столь заметным. Оно играет служебную роль, подчеркивая отношение автора к своему герою. В фо­тоинтервью-монологе позицию автора можно узнать по характеру задаваемых вопросов, даже если бы он и пытался показаться незаинтересованным лицом.

В широком смысле авторское «я» подразумевает глубокую психологиче­скую характеристику журналистского творчества, представляет социальную, нравственную позицию автора, его чувство ответственности, сопричастность к объективной реальности, включает политическую культуру, профессиональ­ную этику, показывает владение методологическими основами творчества.

Социологический энциклопедический словарь понятие «авторская пози­ция» трактует как точку зрения, мнение по какому-либо вопросу, определен­ную оценку факта, события; устойчивую систему отношений человека к дей­ствительности, проявляющуюся в соответствующем поведении и поступках. Для журналиста позиция — это он сам, его мысли и поступки, которые от­ражаются в тексте и фотографии.

В фотожурналистике документальная фотография не лжет и при этом от­ражает личный взгляд автора на событие, его героев и участников.

Авторское «я» может быть также синонимом принципиальности фотожур­налиста в решении спорных вопросов или отстаивании собственного мнения, которое в каждом конкретном случае базируется на принципах правдивости, документальности, объективности, высоких моральных, духовных ценностях. Подобные качества особо ценятся в журналистской среде, несмотря на то, что некоторые ее представители и идут на компромиссы с собственной совестью.

Авторское «я» может быть также синонимом принципиальности фотожур­налиста в решении спорных вопросов или отстаивании собственного мнения, которое в каждом конкретном случае базируется на принципах правдивости, документальности, объективности, высоких моральных, духовных ценностях. Подобные качества особо ценятся в журналистской среде, несмотря на то, что некоторые ее представители и идут на компромиссы с собственной совестью.

Морально-этические вопросы — одни из самых сложных и неоднозначных в работе фотожурналиста и нуждаются в особых комментариях. Что можно, а что нельзя снимать? Как не перейти грань дозволенного, и где она проходит? Допустимы ли в отдельных случаях постановочные моменты? В каждой кон­кретной ситуации решение предстоит принимать только вам.

Еще в советские времена собкора АПН по Беларуси Ю. Иванова пригласили участвовать в одной из городских выставок. Участникам вернисажа выдали оп­ределенное количество дефицитных фото­материалов и некоторую сумму денег. Когда в оргкомитете отбирали фото­графии Ю. Иванова, кто-то из членов жюри засомневался, что изображенный на снимке курящий сварщик — наш со­отечественник. Не то, чтобы не понрави­лась сама фотография или образ. Рабочий имел полное право на перекур. Вердикт был отрицательным: «На сним­ке — не наш рабочий». Эти слова следо­вало понимать следующим образом: Ива­нов сделал снимок где-то за границей, следовательно, рабочий на фотографии — иностранец. Возможно, цензора шокиро­вала откровенная манера съемки (анфас), резко отличавшаяся от штампованных приемов большинства советских фоторе­портеров. Однако следует признать, что человек, изображенный на снимке, был «схвачен» мастерски, живо, нестандартно, психологически тонко. Автору удалось передать образ, наполненный внутренней силой.

Как бы поступил другой фотожурналист на месте Ю. Иванова? Допустим, смирился, не стал бы спорить. Но Ю. Иванов решил биться за правду до конца и, взяв фотокамеру, отправился на знакомый завод. Нашел нужного человека, героя снимка, и сфотографировался с ним. Представил доказательство, но цен­зор остался непреклонным. Тогда «железный фотокорреспондент» отказался вообще участвовать в выставке.

Увы, в журналистской практике не часто встретишь примеры высоко­нравственной авторской позиции. На наш взгляд, она подразумевает четкое понимание происходящих событий во всех сферах общественной жизни, ко­торые позволяют журналисту максимально приблизиться к объективным оценкам, а фоторепортеру — оценить и отразить в зримых образах реальную картину мира.

Авторское «я» следует понимать как ярко выраженную субъективную по­зицию в отношении к реальному миру, социально-экономическим и полити­ческим событиям.

Авторское «я» — составная часть личности фотожурналиста. Каким дол­жен быть характер фотожурналиста? Однозначного ответа на этот вопрос не най­ти. Правы те, кто уверен, что он, как правило, должен быть аналитиком, флег­матиком, человеком уравновешенным, даже замкнутым или интровертным. Оговорка «как правило» довольно существенна, так как в природе не сущес­твуют характеры в чистом, эталонном виде. Приходится иметь дело с людьми со смешанной психологической структурой, или с амбивертным типом лич­ности. Правы также те, кто придерживается прямо противоположных взгля­дов. Истина, как известно, находится посредине.