Использование современных технологий в подготовке фотоматериала.

 

Уровень фототехники начала XXI в. демонстрирует цифровая фотокамера, заменившая аналоговые фотоаппараты. Процесс получения изображения и скорость его передачи на любые расстояния стали измеряться минимальными величинами.

Однако количество не переросло в качество: число фотолюбителей увеличи­лось многократно, но талантливых фотожурналистов не прибавилось. А. И. Лапин отмечал, что «время "умеющих снимать", по всей видимости, кончилось, сни­мать сегодня умеют все, потому что "умеет" сама камера... Количество настоящих фотографов, естественно, не увеличилось и увеличиться не может, зато количес­тво средних полупрофессионалов возросло необыкновенно. Они со своей "умной" камерой берутся за любую работу и соответственно уровень фотографий в перио­дических изданиях и на выставках опустился до среднего и ниже» . Профессиональные фотожурналисты высказывают недовольство: от граж­дан, имеющих мобильные телефоны со встроенной фотокамерой, некуда деть­ся. Обратим внимание на их вездесущность: фотолюбители порой оказываются ближе всех к незапланированному событию. Даже в выпуске новостей различ­ных телеканалов демонстрируются кадры или видеосюжеты любителей, опе­редивших профессионалов: от дорожного происшествия до масштабной катас­трофы. Именно их фото- и видеосъемки показали миру атаку террористов на Нью-Йорк 11 сентября 2001 г., цунами в Индонезии, взрывы в Ираке.

Но тем не менее, любители никогда не заменят профессиональных фотокорреспондентов, которые делают качественные снимки.

Наиболее заметное влияние на развитие современной фотожурналистики оказывает технический прогресс. По своей природе фотография полностью зависит от техники, в отличие, например, от рисунка, где при отсутствии карандаша и бумаги можно рисовать углем на стене. Фотография невозможна без фотоаппарата или хотя бы камеры-обскуры. Совершенствование фототехники позволяет сегодня снимать больше, в лучшем качестве и в более сложных условиях. Допустимая чувствительность в профессиональных камерах дает возможность ночью снимать движение, не используя вспышку, делать сильное кадрирование и просто больше экспериментировать. Развитие смежных устройств (спутниковые телефоны, устройства передачи информации) позволяет новостным фотографам передавать информацию гораздо более оперативно. Эти возможности, в свою очередь, сильно изменили представление о том, что считать временной нормой доставки фотографии потребителю. Так, с крупных спортивных событий, например с Олимпийских игр или футбольных матчей, фотографии поступают практически в режиме онлайн. Фотоаппарат напрямую или через Wi-Fi подключен к компьютерам, за которыми сидят редакторы, один из них отбирает снимки, второй подписывает, третий проверяет подписи и отправляет. В таких условиях у конкурирующих фотоагентств счет идет иногда на секунды.

С развитием техники напрямую связано расширение творческих возможностей фотожурналистов. Репортеры стали снимать шире в прямом смысле этого слова, гораздо чаще используя широкоугольные объективы, позволяющие включить в кадр больше пространства. Конечно, и раньше снимали не только крупные планы, но сейчас это стало тенденцией. Появилась возможность делать снимки с большей детализацией. В прежние времена такое могли себе позволить в основном журнальные фотографы – на газетной полосе из-за технических особенностей печати многих деталей просто не было видно. Почти все газеты были черно-белыми, и фотографии, построенные на цвете, теряли свои преимущества. Сейчас в газетах, как мы знаем, стало возможным и опубликовать цветные фотографии, и разглядеть детали снимка. Следовательно, стало возможно снимать шире. Поэтому разница между газетной фотографией и журнальной все больше нивелируется.

Если раньше была пропасть между тем, как снимают новостные агентства, и, скажем, агентство Магнум (Magnum), то сегодня в каждом агентстве появляются фотографы, которые делают свою новостную работу и в то же время снимают фотографии одного уровня с журнальными фотографами – снимают темы, снимают очень сложные изобразительно и по смыслу фотографии.

Традиционно у журнальных фотографов было больше времени на осмысление материала, на отбор и обработку. «Новостники» стали снимать во многом так же, только оперативнее. Показательно, что в самом авторитетном фотожурналистском конкурсе Уорлд Пресс Фото новостные фотографы все чаще выигрывают не в новостных категориях, более того, не с одиночными фотографиями, а с темами.

Однако оперативность – не только плюс, но и минус. Не имея возможности углубиться в событие, посвятить ему много времени, фотограф снимает, так сказать, только «сливки» – основное действие, но не снимает вокруг. Заказов на сложные темы, требующие длительного исследования, стало на несколько порядков меньше. Хотя именно подобные темы всегда были и продолжают оставаться самыми интересными и для зрителя, и для фотографов – темы, раздвигающие границы фотографии и знаний людей в том или ином вопросе. Стремясь к таким съемкам, фотографы все чаще делают их не по заказу редакции, а по своей инициативе, на деньги, полученные благодаря грантам, спонсорские взносы или за свой счет. Иными словами, фотография стала использовать финансовые схемы, которые более распространены в сфере искусств, а не в медиасреде.

«Сеть сетей» Интернет – главное достижение информационной индустрии XX века.

Современный этап развития человеческой цивилизации немыслим без непрерывного расширения сети Интернет. Для журналистики – сферы общественной жизни, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой и передачей информации – знание технологии «Интернет» является одни из важнейших условий творческой деятельности.

-- Развитие телекоммуникаций и систем сотовой связи.

-- использование современной техники (камера, ноутбук, мобильный Интернет).

 

Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, Я.Н.Засурский предлагает обратить внимание на три основных аспекта:

1) возможность передачи информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и интернета;

2) расширение территории действия традиционных средств массовой информации в условиях интернетизации;

3) создание новых масс-медиа или новых средств массовой информации.