Жанр фотоиллюстрации в фотожурналистике.

Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия. Наряду с текстовыми публикациями газеты печатают иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них подчас сильнее текстов. Иллюстрации – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». Их готовят специалисты – фотокорреспонденты и художники, работающие в отделе иллюстрирования газетной редакции или непосредственно под руководством ответственного секретаря.

В подавляющем большинстве газет важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть площади каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций газетный номер будет неполноценным, – сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. И с точки зрения экономической эта газета оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами – иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере.

Все газетные иллюстрации разделяются на две группы. Первая из них – фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции.В роли фотоиллюстраций могут быть использованы и кинокадры, связанные с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма. При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Фотомонтаж в наиболее сложном виде, в частности – при соединении снимка и рисунка в коллаже, может стать произведением подлинного искусства: он дает художественный образ, получает символическое звучание или становится средством сатиры, раскрывая значение политических событий, смысл больших общественных явлений.

Вторая группа газетных визуальных публикаций объединяет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки и т.д. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки. Искусно выполненный рисованный портрет может оказаться более выразительным, чем фотографический.

В каждой газете складывается своя система иллюстрирования.. Коллажи появляются лишь в тех изданиях, где в редакции работают специалисты-коллажисты. Рисованные портреты и зарисовки выходят на газетные полосы обычно в специальных – целевых, праздничных выпусках. Зато диаграммы и графики публикуют в газетах всех типов, кроме детских, разумеется, почти в каждом номере. А карикатура и шарж стали желательными видами иллюстраций на газетных страницах, отводимых для сатирических публикаций. Иллюстрирование современного печатного периодического издания облегчается с переходом редакции к использованию новейших технических средств в процессе подготовки и выпуска номера. Сканеры позволяют быстро готовить для газеты иллюстрации любого типа и вида, изменять их размеры, легко решать проблемы, связанные с необходимостью публикации иллюстрации нестандартного размера, ее размещения в тексте и т.д.

Художественно-публицистические жанры фотожурналистики.

В художественно-публицистических жанрах конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет.

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа, истоки жанра обнаруживаются в истории фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок "под жизнь", с ее социальными контрастами и противоречиями. В этом жанре не строгое документирование деталей "дна жизни", а создание жизнеутверждающего настроения, попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистских эффектов, заимствованных из живописи. В качестве примера можно привести творческие находки Е.Песецкого в «Звяздзе».

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Главным героем этого жанра становится человек. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

Фотопортрет - жанр, который требует высокого профессионального мастерства со стороны фотокорреспондента. Различают портреты репортажные, постановочные (художественные), а также одиночные и групповые.