Жанр фотоочерка (фотоистории) в фотожурналистике.

Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем.

Фотоочерк может быть портретным, проблемным и путевым, хотя данное деление достаточно условно. Синтез жанров, их разновидностей существует объективно. Портретный фотоочерк имеет конкретного адресата, сюжет, глав­ное действующее лицо. Но это вовсе не означает, что автор материала по ходу действия не станет исследовать какую-либо проблему, отчего жанр приобретет проблемный характер. Действие также может происходить в динамике, в раз­витии. Проблемный очерк становится путевым.

Однозначно можно утверждать: фотоочерк требует объема и крупного формата фотографий. Жанр фотоочерка рождают тщательность разработки темы, сюжета, усидчивость, пристальное внимание к деталям.

В центре фотоочерка — всегда человек, поставленный жизненными обстоя­тельствами в самые неожиданные, чаще всего кульминационные, безвыход­ные ситуации. Фотоочерк выполняет идеологическую функцию, поскольку автор чаще всего обращается к юному поколению читателей, учит нравственности, под­сказывает пути решения сложных жизненных проблем на примере судьбы своего героя. Наряду с идеологической функцией отметим агитационную и пропагандистскую.

Приходится констатировать, что фотоочерк редко появляется на страни­цах периодических изданий, особенно районных. К тому же роскошь публико­вать фотоочерки на максимально возможном пространстве газетной полосы и с богатой палитрой художественно-изобразительных средств могут позволить себе наиболее массовые и популярные общественно-политические газеты. Следует учитывать и субъективный фактор: не каждый автор может соз­дать фотоочерк. Причина — не в политической предвзятости редакторов того или иного издания, авторской конкуренции, а в недостатке журналистов — пишущих и фотографирующих.

Сейчас очерки редко, но встречаются в газете «СБ. Беларусь сегодня». Фотоочерки о людях труда, отечественной истории, отраженной в судьбах белорусов, - не редкость на ее страницах. Также стоит отметить фотожурналиста из Гродно А.Лосминского, автора нескольких фотоальбомов, многочисленных фотоочерков. В том числе и тематических. Самый яркий из них целиком посвящен озеру Свитязь.