Сочетание фотографии и текста как условие достижения образности в фоторепортаже.

 

Самым популярным и в журналистике, и в фотожурналистике остается жанр фоторепортажа.

Термин «репортаж» в переводе с французского «информировать», Показывает, что репортажный снимок – это, в первую очередь, правдивый документ, который «доставляет визуальную информацию». Фоторепортаж– жанр фотожурналистики, который означает и способ съемки, и несколько фотографий, которые отображают развитие определенной ситуации, события. Встречаются и другие определения этого жанра. Например, фоторепорта­жем называется иногда документальная съемка активно происходящих событий, в число которых включаются воен­ные действия, спортивные состязания, митинги, манифестации и т. д.

Фоторепортаж– один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий. Фоторяд в фоторепортаже – его основа. Фотографии в этом жанре имеют определенную логику и правила построения, которым, к сожалению, следует далеко не все ответственные секретари, снабжающие фоторепортаж одним снимком. Поэтому в классическом понимании фоторепортаж должен состоять от трех до пяти снимков. Все это нужно прежде всего для раскрытия сюжета.

Принцип фоторепортажа состоит в том, что фотограф фиксирует подлинную жизнь, не вмешиваясь в её течение, стремясь передать на снимке её суть. Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность. Репортажный снимок, как никакой другой, говорит нам: раз снято, значит было! И именно документальность делает репортажные снимки такими интересными и убедительными для зрителя. Здесь очень важная деталь: фоторепортаж, а не просто иллюстрация к тексту, отличается прежде всего яркой формой иллюзией присутствия, фазой действия, репортажной композицией.

Широкое распространение жанра фоторепортажа наблюдается во вто­рой половине XIX — начале XX в. в прессе США, а затем и европейских стран. На рубеже XIX—XX вв. жанр фоторепортажа распространялся не только в США, но и во Франции и в Германии. Затем он «шагнул» в Россию, что можно объяснить давними отношениями между этими странами в экономике, политике и культуре. Прижился фоторепортаж и в латиноамериканских странах под воздействием северного сосе­да — Соединенных Штатов. Ознакомление с приемами журналистского мастерства более «продвинутых» ближних и дальних соседей накла­дывало отпечаток на развитие национальной прессы.

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в середине ХIХ века. Их авторов называли «злободневными фотографами». Среди них самым известным был англичанин Роджер Фентон, который прославился как летописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке 1861-1865 гг. События русско-турецкой войны запечатлели на своих снимках А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и содержанию в 70-е гг. ХIХ века. Хотя в то время уже существовал такой журнал, как «Всемирная иллюстрация», публикация фоторепортажей была редкостью. Она расширилась с появлением иллюстрированных журналов «Стрекоза», «Нива», «Солнце России».

Вполне справедливо первым русским фоторепортером называют Максима Петровича Дмитриева, владевшего фотоателье в конце девятнадцатого и первой половине двадцатого века в Нижнем Новгороде. Несмотря на большую конкуренцию среди фотографов, фотоателье Дмитриева приносило хорошую прибыль. Но напряженная работа над портретами не давала фотографу полного удовлетворения. Социальное неравенство общества звало фотографа на улицу. Прежде всего «атаке» Дмитриева подверглись окрестности реки, ближайшие к городу. Возникла идея отснять великую Волгу на всем ее протяжении через каждые три версты. В течение многих лет М. Дмитриев осуществлял свой замысел, отсняв несколько тысяч снимков видов реки, ее берегов и притоков. Часть этих фотографий была высоко оценена в 1889 году на Всероссийской выставке в Москве. В 1891 году на Поволжье свирепствовала засуха — хлеб сгорел на корню. На борьбу с голодом объединялись все лучшие люди России. Лев Толстой открыл столовые в Тульской губернии, по его примеру столовые для голодных открывались и в Поволжье. Все это и отразил в своих фоторепортажах Максим Дмитриев.

Широко известным фоторепортером ХIХ – начала ХХ в. стал Карл Булла. Он оставил воспоминания о первых шагах репортерской фотографии в России: «Горсточку московских фоторепортеров, человек шесть-семь на всю Москву, можно было ежедневно видеть в укромном уголке кафе Филлипова на Тверской. В этом вареве узнавались все сенсации, все, что волновало «Раннее утро», «Московский листок», «Утро России» и другие издания. Здесь мы черпали темы: убийство, пожар, выставка собак, крестный ход, юбилеи, дерзкий взлом, крушение поезда, бега, 300-летие дома Романовых, разбившийся на «Ньюпорте» авиатор, молебен, Охотный ряд, съезд дворян в Благородном собрании, птичий базар на Трубе и вербный на Красной площади».

Репортажная фотография всегда документальна. Хорошая репортажная флотография несет в себе психологическу характеристику автора. В отличие от мастера салонной фотографии фоторепортеру свойственна оперативность, умение в будничной суете найти потрясающий сюже. Таланты рождаются, но профессионалами становятся. Способность фоторепортера можно развивать постоянным трудом, учебой, поиском нового в обыденной жизни.

Приведем пример из практики. На вопрос: «Что такое фоторепортаж?» — фотожурналист Е. Козюля ответил: «Это рассказ о событии фотографическими средствами, передача в образах его внутреннего содержа­ния... Некоторые говорят: "Я — репортер". Насколько соответствует это ут­верждение действительности? Если говорить обо мне, то я не репортер в том понимании, которое есть или должно быть. Большинство фотожурналистов да­леко не фоторепортеры. Кто-то более, кто-то менее умеет "ставить кадр". Кто-то умеет расположить к себе объект съемки, завладеть его вниманием, добиться раскрепощенного состояния. И человек на снимке будет выглядеть более уве­ренно. Случается, работаешь как репортер, т. е. ищешь ситуацию, вырази­тельный взгляд, интересного человека, необычную ситуацию, живописную группу людей... Можно назвать два направления поиска в фотографии: в пер­вом — встречаем "чистый репортаж", а во втором — репортаж, обличенный уже в какую-то художественную форму...»

 

Фоторепортаж бывает:

- событийный. Рассказ о наиболее значимом явлении, масштабном мероприятии, представляющим инетерс для всех слоев общества. (Съемки событий, таких как международные выставки, театральные премьеры, спортивные соревнования и т.д.) В таких жанрах работают знаменитые белорусские фотографы Сергей Гриц (агентствоAssociated Press), Виталий Гиль (“СБ.Беларусь Сегодня) и др.

В случае неожиданной удачи фотожурналисту придется показать все, на что он способен: записывать наиболее яркие впечатления, фотографировать лучшие моменты и т. д.

Собственный корреспондент агентства печати «Риа Новости» по Белару­си Ю. Иванов оказался единственным из белорусских фотожурна­листов, зафиксировавшим на фотопленку подписание Б. Ельциным, С. Шушкевичем, Л. Кравченко печально известного Беловежского соглашения. Основные действующие лица исторического события за­печатлены Ю. Ивановым с большим мастерством. Он сумел передать напряженную психологическую обстановку, внутреннее состояние действующих лиц, их волнение, которое не смогли скрыть даже их натянутые улыбки. Информационный повод — побудительный мотив к творчеству в любом жанре фотожурналистики. Это могут быть невероятные, скрытые от посторон­них глаз события, происшествия, сенсации. Например, немногие сегодня помнят обстоятельства, предшествовавшие рождению в Минске миллионного горожа­нина. И уж тем более не все знают, что это событие имеет самое непосредствен­ное отношение к началу строительства столичного метрополитена.

Государственная прозорливость Первого секретаря Компартии Белоруссии П. Машерова и его команды вынудила исполнительную власть ускорить собы­тие: суть проблемы заключалась в том, что Москва (читай — ЦК КПСС) разре­шала возводить метрополитен лишь в городах, где численность населения дос­тигла или превысила миллион человек. В СССР такими мегаполисами, кроме Москвы и Ленинграда, являлись Киев, Ташкент. Белорусам (читай — ЦК КПБ и Совет Министров республики) пришлось пойти на хитрость: в Минске в крат­чайшие сроки прописали постоянно всех, кто имел временную прописку. А миллионный житель родился в нужное время. В назначенный час фотожурналисты практически из всех белорусских респуб­ликанских печатных изданий собрались в одном из минских родильных домов встречать миллионного жителя. Родите­ли первенца отвечали стандарту совет­ского человека, строителя коммунизма: были молоды, являлись представителями рабочего класса, передовиками социа­листического соревнования, комсомоль­цами, а также на законных основаниях стояли в очереди на улучшение жилищ­ных условий. Фотографии счастливой семьи обошли все белорусские и централь­ные издания, а вскоре началось проекти­рование и строительство столичного мет­рополитена.

- тематический. Перекликается с событийным, но автор работает над какой-либо определенной темой – здоровый образ жизни, экология. Яркий представитель этого направления – Евгений Песецкий (газета “Звязда”) – фоторепортажи на религиозную тематику..

- организованный. В основе этого жанра лежит идея или проблема, которая не имеет выразительного информационного повода, но тем не менее актуальна. Например, немногие знают, как сохдается фарфоровая посуда, сахар, трактор и т.д. Журналист, планирующий организованный фоторепортаж, имеет доста­точно времени для сбора интересной информации, посещения архивов, музе­ев, библиотек, встреч с нужными людьми. Даже фотографии можно сделать заблаговременно, не спеша,

побывав на заводе, в цехах предприятия, лабора­ториях научно-исследовательских институтов. При этом, являясь владельцем той или иной уникальной информации, фо­тожурналист может наиболее выигрышно сверстать материал, композиционно грамотно расположив на полосе фотографии, заголовок, рубрики.

Примером можно назвать интересные работы фотографа газеты “Культура” Юрия Иванова, фоторепортажи фотокора газеты “Звязда” Анатолия Клещука.

 

Некоторые ученые высказывают мнения, например, выше упомянутый профессор В.М. Березин, что фоторепортаж может отображаться как в серии снимков, так и единичной работой. В научном понимании серия дается с 4-5 снимков на полосу или 5-6 снимков на разворот. При этом учитывается размер фотографий и их ориентация в соотношении к тексту.

Считается, что фоторепортаж может выливаться и в один репортажный снимок. Но одиночная фотография приобретает форму фотоинформации или фотазаметки. Серия снимков наиболее ярко рисует события в фазах изменений, развития. В отдельном снимке невозможно показать этого развития, можно зафиксировать только его фрагмент. Благодаря так указанному серийному фоторепортажа читатель получает возможность оценить событие в действии, что очень важно при восприятии материала. Поэтому мы считаем, что фоторепортаж - это несколько фотографий, которые отражают именно развитие какого-либо события.