Документальность репортажной фотографии - раздел Журналистика и СМИ, Дисциплина: Фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста Основополагающая Черта Фоторепортажа – Строгая Документальность, Невмешательс...
Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность, невмешательство в течение событий. Но фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет полностью соответствовать реальной жизни, реальному факту, который решено было запечатлеть. Сделанные снимки заключают в себе авторское отношение к материалу, поэтому результат фоторепортажа в немалой степени зависит от личности фотографа. Его позиция может быть активной или пассивной, правильной или ошибочной, но она неминуемо отражается в выборе тему, в использовании технических средств, определении съёмочных точек, ракурсов, крупных планов и т.д.
Являются ли документальными снимки Макса Альперта «Комбат» и Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом»? Можно ли называть документальными другие снимки фронтовых фотокорреспондентов, отпечатанные для придания им большей выразительности и образности с нескольких негативов? Самый известный случай в отечественной фотожурналистике, пожалуй, – снимок Дмитрия Бальтерманца «Горе», в который он, по собственному признанию, впечатал тяжелое трагическое небо, снятое в другое время и в другом месте, нежели основное событие. Доподлинно также известно, что сюжет «Комбата» – не момент атаки, но и не инсценировка её, не срежиссированная фотожурналистом постановка. Это съёмка, осуществлённая не на передовой, а во время учебной отработки действий красноармейцев перед наступлением. Снимок, опубликованный без подписи, поясняющей и уточняющей эти моменты, стал символом героических подвигов пехотинцев, инструментом советской пропаганды. Знамя, укреплённое над одним из куполов Рейхстага, накануне привез из Москвы в Берлин, обмотав вокруг себя, Евгений Халдей. Затем он передал один из будущих символов Великой Победы красноармейцам, которые с риском для жизни и водрузили его над логовом главарей фашистской Германии. С не меньшим риском для собственной жизни Евгений Халдей запечатлел факт водружения знамени над Рейхстагом. Снимок обошел десятки выставок, был опубликован в сотнях периодических изданий и фотоальбомов в разных странах. И учения, и водружение Красного Знамени в боевых условиях – события реальные, фактические. Выходит, что и снимки документальные?.. Еще один весьма типичный пример, теперь из мирной жизни, с которым наверняка сталкивались в практике своей сотни опытных и начинающих фотокорреспондентов, представляющие самые разные издания. Уборочная страда, именуемая у нас не иначе как «битва за урожай», способствовала рождению нескольких фотожурналистских штампов, обошедших и районные, и областные, и центральные издания. Для «красоты» и масштабности картины, какой фотокорреспондент не «сгонял» на одно поле максимально возможное количество комбайнов? Чем выше ранг газеты, которую он представлял, тем больше комбайнов удавалось выстроить в неправдоподобно «красивую» композицию и запечатлеть так, как они никогда в жизни не работают, стоит только уехать фотокорреспонденту. Документальны ли снимки, выполненные широкоугольными объективами, на которых выстроились на поле от пяти до двенадцати (известные мне случаи. – А. К.) комбайнов? Увы, документальны. Поскольку комбайны действительно стояли друг за другом на одном поле и хоть несколько десятков или сотен метров именно так и прошли. Правдив ли такой снимок, достоверен ли? Нет, увы. Потому что ни одна технология зерноуборки такой расстановки техники, снижающей её производительность, не предполагает. Нетипичная для уборочной страды расстановка техники на поле стала вполне типичной фотожурналисткой фальшивкой, штампом. Документальный журналистский снимок – это полученное с помощью фотоаппарата изображение реальных героев и событий, не организованных фотожурналистом (автором снимка), сохраненное в архиве или опубликованное без каких-либо фактических изменений после съёмки (с применением современных компьютерных технологий) компоновки кадра и композиции, фальсифицирующих или искажающих ход, смысл и содержание события и роль каждого его участника, оказавшегося в кадре. Есть смысл, нам кажется, уточнить и такую обязательную характеристику журналистской фотографии как достоверность. Если рассматривать в отрыве от остальных только «техническую», а потому и весьма формальную составляющую снимка с комбайнами, то его можно было бы признать и документальным, и правдивым. Не рисовал же автор комбайны, в конце концов, ни кисточкой, ни с помощью «Фотошопа»! А какому ответственному секретарю или бильдредактору не хочется «украсить» газетную полосу позитивной фотографией, демонстрирующей нынешнюю мощь сельхозпроизводителя и подкрепляющей завтрашний оптимизм потребителя сельхозпродукции. Вот вам и честно исполненная (по Ленину) роль «коллективного пропагандиста и агитатора». Что касается читательской веры в правдивость газетных публикаций – она нередко становится жертвой эмоциональных представлений публикатора о эстетике и патриотичности газетной публикации. Вера в журналистскую фотографию как исторический документ становится такой же условностью, каких в нашей жизни, увы, не счесть. Еще несколько лет назад фоторепортаж в классическом его понимании встречался на газетных страницах не так часто и состоял из двух максимум трех снимков. Сейчас при характеристике белорусских периодических изданий на их страницах можно увидеть фоторепортажи из пяти и более снимков. Это относится как к республиканским и областным изданиям, так и местной печати.
Тенденции современной белорусской фотожурналистики Фотожурналистика... Основные принципы фотожурналистики и их реализация в современных СМИ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Документальность репортажной фотографии
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста.
Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотожурналист постоянно тренирует глаз, свое фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устой
Авторское право в фотожурналистике.
В качестве объекта правовой охраны закон «Об авторском праве и смежных правах» называет фотографические произведения. В ст. 993 Гражданского кодекса Республики Бела
Новаторские приемы в фотожурналистике 1920-30-г годов.
У истоков фотожурналистики стояли талантливые люди: инженеры и фотомастера. Фотография – чудо 19 в. – появилась на газетных полосах. Без этого события не могла возникнуть фотожурналистика. Следующи
Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны.
Первая половина 1940-х гг. — военное время. Мирная жизнь белорусских журналистов, как и всех советских людей, закончилась. Фотожурналисты находили себе работу во фронтовой печати, сражались в па
Должностные обязанности
1. По заданию руководства редакции выезжает на места для освещения событий в стране и за рубежом.
2. Выполняет все виды съемки на цифровые носители.
3. Доставляет с максимальной о
Ответственность
Фотокорреспондент несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, устано
Медицинские противопоказания
значительные дефекты зрения и слуха;
дальтонизм;
нарушение опорно-двигательного аппарата;
сердечно-сосудистые заболевания;
нервные и психические расстройства.
Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование
Позиция, которую занимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуацию, а затем представить ее с по
Информационно-публицистические жанры фотожурналистики.
По классификации В.М.Березина, жанры фотожурналистики разделяются на информационно-публицистические и художественно-публицистические. Также стоит выделить аналитические жанры, к которым в первую оч
Жанр фотоинформации в фотожурналистике.
В основе фотоинформации (фотозаметки) лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация (
Жанр фотоиллюстрации в фотожурналистике.
Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербальног
Фотомонтаж и фотоколлаж на страницах изданий.
При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете неск
Жанр фотоочерка (фотоистории) в фотожурналистике.
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем.
Фотоочерк может быть
Фоторепортаж как композиционное единство графических элементов
Графическое оформление газетных полос включает: изображение и размер шрифта, формат фотографий и их место на полосе. Дизайн газеты - это лицо издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство ч
Изобразительное решение репортажного снимка.
Репортажные съемки нужны и лаконичность рисунка, и акцент на смысловом центре, и четкое освещение, и перспективное построение кадра. Более того, серьезность и важность тем, над которыми работает ре
О пользе стандартов.
В учреждении штампом называют специальные печати, их необходимость очевидна. Журнал, который у вас в руках, как и вся остальная печатная продукция, отпечатан со штампов — типографских матриц. А реч
О вреде штампа.
Расхожая мысль, что плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто, принципиально неточна. И у хорошего автора приемов может быть немного, сут
Есть мотив традиционный.
В творчестве утверждение какого-либо правила существует рядом с его отрицанием. Поэтому не будет противоречия, если мы скажем, что в творческой фотографии возможен и традиционный мотив, однако в эт
Имена в белорусской фотожурналистике.
Беларусь всегда славилась талантливыми, творческими людьми. На поприще фотожурналистики трудились и трудятся фотокорреспонденты, чьи имена знают далеко за пределами нашей страны.
Можно всп
Место и функции бильд-редактора в издании.
Проблема выбора фотографий для опубликования в очередном номере газеты не нова. Для одной редакции — это головная боль выпускающих редакторов, порожденная дефицитом иллюстраций, даже без оценки и
Жанровые особенности фотоиллюстрирования в современных СМИ.
Фотожурналистика не стоит на месте. Об этом свидетельствует возрастающий с каждым годом уровень иллюстрированности газет и журналов. Жанровая палитра на газетной полосе становится все ярче и разно
Новости и инфо для студентов