Фоторепортаж как композиционное единство графических элементов

Графическое оформление газетных полос включает: изображение и размер шрифта, формат фотографий и их место на полосе. Дизайн газеты - это лицо издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с той или иной газетой. Психологи последующее к выводу, что фотоиллюстрации помогают лучше воспринимать текст, так как зрительный образ его дополняет. Реализуется так называемый "эффект присутствия" - наглядность создания образа придает вероятности и достоверности.

У каждой газеты свой дизайн, который зависит от типа издания и имеет свои особенности. Для дизайна качественной общественно-политической газеты характерны строгость, четкость, обычно использование простой верстки. Дизайн массовых бульварных изданий отличается пестротой, сенсациями и необычной, "ломаном" версткой. По оформлению читатель сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению, и в том числе фоторепортажа.

Тенденция развития газетного дизайна представляет собой постоянный поиск новых приемов для подачи каждой публикации, стремление выделить на каждой полосе не один, главный материал, а все при помощи индивидуализации графики каждого материала и блоков материалов: текстового шрифта, разноформатных набора, разнообразной композиции заголовков, использование различных по форме и технике исполнения шрифтовых рубрик, комбинаций, фона, цветовой палитры и т.д. [29, с. 92].

Фотография - зрительный-смысловой центр, который замыкает на себе остальные материалы и является исходной точкой знакомства с содержанием номера. По мнению Владимира Васильевича Тулуповой, кандидата филологических наук, автора более ста научных статей и двух книг по дизайну периодических изданий, любая газета только выиграет, если содержит на своих страницах почти все виды иллюстраций, в том числе и фотографические - в первую очередь фоторепортажи, - и активно подключает их к заглавной комплекса того или иного ключевого материала полосы.

Структурно фоторепортаж должен содержать общий, средний и крупный планы для того, чтобы зрителям было не "скучно" смотреть на серию снимков. Репортаж, состоящий исключительно из средних планов, выглядит невыразительно. На общих планах, где видно ситуация вообще, желательно дать "адрес" - неприметно символы места события: памятники, постройки. Кроме того, можно стилистически разнообразить репортаж с помощью портрета (как крупный план) или пейзажа (как общий). Весь репортаж должен держать главный снимок - наиболее выразительный и обобщены кадр-символ. Такое фото должно доминировать и при верстке.

Если мы уделяем всем фото одинаковый формат, полностью теряется ощущение приоритета. Читатель сам себе начинает задавать вопросы: "Что наиболее важное в репортаже? Чье лицо самый интересный? ". В данной ситуации страдает и дизайн, так фоторепортаж статический, больше похож на страницу с фотоальбома, нет ощущения движения. Дизайн в этом случае ничего не подсказывает, не дает глазу «зацепиться». Сильное, оно же ведущее фото в репортаже всегда привлечет внимание.

Кандидат филологических наук, доцент БГУ Александр Константинович Свороб заметил: "Если выработанные концептуальные принципы оформления, найден" личный ключ в оформлении ", когда обозначенные отрасли, где оформитель должен следовать модели и где он может проявить творческую индивидуальность, - значит, газета приобретает свое лицо »[29, с. 93].

Обновление содержания, расширение диапазона жанров, широкое использование компьютерной технологий в полиграфии значительно изменили за последние годы внешний вид периодических изданий. Тем не менее постоянная конкуренция на газетном рынке обязывает сегодня каждое печатное издание не только разрабатывать актуальные, оперативные публицистические темы, но и создавать профессиональный визуально-графическое оформление газеты. Оригинальная работа ответственного секретаря позволяет выделить издание из ряда других и акцентировать внимание читателя на наиболее важных материалах.

Использование фоторепортажа может как улучшить, так и ухудшить оформление издания. Время от времени на страницах газет, особенно районного масштаба, дается фоторепортаж, состоящий из трех-четырех снимков. Напечатаны они на две или даже одну колонку, "заплюснутыя" между рекламными материалами или небольшой информационными сообщениями, от которых разбегаются глаза. Даже гениальные снимки пропадают в таком оформлении. Лучший выход из этой ситуации - печатание одной, но большой и качественной фотографии или отказ от съемок в общем.

Нужно помнить - главное не количество, а качество - жесткое правило, которое используют ответственные секретари ведущих белорусских газет - использование на страницах изданий только качественных снимков. На страницах газет можно увидеть не очень качественные снимки. Наиболее распространенная причина в том, что нет других снимков, относящихся к статье, или представлены фото, которые планиравалися использовать, не очень высокого качества. Бывают ситуации, когда плохой снимок лучше, чем его отсутствие вообще, но таких моментов не много.