Перспективы развития фотожурналистики на страницах современных белорусских изданий

В последнее время настоящая репортажная фотография становится менее востребованной в газетах, ее заменяет так названа пресс-фотография - изображение, используемое для дизайнерских нужд. Иллюстрация такого рода предназначена для того, чтобы газетная полоса "читалось" и выглядела хорошо, "вкусно". А качество сюжета - дело второстепенное. Считается, что хороший фотограф - не тот, кто делает нормальные "картинки", а тот, кто делает снимки качественные, без перерыва, кто всегда под рукой и вовремя возвращается в редакцию с выполненным заданием. От такой оперативности зависит не только имидж самого фотографа, но и имидж издания в целом, особенно республиканского, потому что оперативность в таких газет - на первом месте.

В большинстве газет важнейшее значение имеют тексты. Которые представлены в разнообразных жанрах публикаций разного рода. Они занимают большую часть площади каждого номера периодического издания. Но без иллюстраций газетный номер будет не полноценным, - сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателя. И с экономической точки зрения это газета оказывается в невыгодном положении в сравнении с ее конкурентами - иллюстрированном издании. Поэтому в каждой газете нужно установить соотношение текстовых и иллюстративный публикаций, которые определят площадь и роль в номере.

В некоторых специальных номерах газет, выпускаемых в связи с важным информационным поводом - праздником, юбилеем и т.д., иллюстрации могут стать основным видом публикаций. В практике некоторых крупных российских газет - "Известия", "Время новостей", - одну из последних полос последнего номера недели полностью отводят под фотоиллюстрации, показывая важные события при помощи репортажных снимков. В практике белорусских изданий это пока встречается не часто, но примеры есть. «Белорусская газета», а затем и "Экспресс новости" предложили своим читателям фотополосы со снимками о главных событиях недели.

Иллюстрирование современного периодического издания облегчается и улучшается с переходом редакции к использованию новейших технических средств в процессе подготовки и выпуска номера. Основатели периодических изданий обеспечили редакции цифровой техникой, оперативной полиграфией. Научно-технические достижения позволяют ускорить передачу и прием информации, ее обработку, верстку и печать, позволяют наполнять газетные полосы броскими иллюстрациями. Благодаря этому периодическая печать изменился в лучшую сторону, но не весь.

В неясности газетных полос некоторых изданий проявляется "застой" в художественном мышлении редактуры, ее нежелании учиться на практике потому, что накоплено теорией и практикой коллег. Эффективность фотопубликаций зависит от взаимосвязи фотографа с отделами, секретариатом. В большинстве местных газет отделы не принимают участие в планировании фотоиллюстраций по своей тематике и их структура состоит стихийно. Если секретариат при этом не планирует жанровое разнообразие фотопубликаций, то фотокорреспондент в большинстве случаев выходит на съемку без ясного представления о форме использования его снимков в издании. В этом - предпосылка появления штампов, изобразительной серости, когда вместо публицистики - яркое пятно на полосе. Поэтому дизайнерам газеты необходимо выработать систему ее иллюстрирования.

Это предполагает ответ на несколько вопросов: какие иллюстрации необходимо печатать в номере, сколько должно быть иллюстраций, как их подавать? Можно, безусловно, исходит из того, что в номере стоит содержать только те снимки, которые необходимо для иллюстрации конкретного текста, но такой по сути правильный, но обобщенный ответ не позволит организовать эффективную работу редакционных иллюстраторов. Фотокорреспондент должен знать, сколько и каких фотографий ему нужно подготовить на каждую полосу номера. Он может ориентироваться на минимум - одна иллюстрация на каждую полосу, но это чаще всего оказывается недостаточным.

В связи с переходом газет на самоокупаемость и результатами мирового финансового кризиса на страницах газет все больше печатается реклама. Среди фотокорреспондентов ведется ожесточенная "борьба" за место на полосе, поэтому ключевая роль в данной проблеме - высокое мастерство.

Постоянного совершенствования требуют профессиональная подготовка и переподготовка кадров фотожурналистики. Некоторые фотографы не только не обладают фоторепортажем, но и не хотят его осваивать. Именно поэтому в большинстве районных газет фотографические публикации заранее не планируют, а находят в ходе работы над очередным номером. Профессионального фотокорреспондента при этом вряд ли считают творчески полноценным. Между тем читатель начинает знакомство с газетной полосой именно за съемками на ней и только тогда - с текстом. От жанровых форм, которыми располагает фотограф, зависит успех газеты.

.