Основные тенденции иллюстрирования современных районных периодических изданий.

 

Современная белорусская региональная пресса продолжает многие тради­ции своей предшественницы — районной партийной и советской печати. Очевидные достоинства региональной прессы заключаются в сохранении принципов правдивости, документальности, объективности, а также в осущест­влении агитационных, пропагандистских и организаторских функций. На ее стра­ницах публикуются материалы о злобо­дневных проблемах, по-прежнему в центре внимания находится человек с его вечными вопросами бытия, морали, экологии.

Рост популярности издания, следовательно и тиража, на газетном рынке определяют оперативность, злободневность, глубина содержания, доходчи­вость публикуемых материалов, а также стремление авторского коллектива к новизне. Не меньшее значение имеет, на наш взгляд, внешний вид печатно­го издания — броское оформление.

Однако оформление региональных газет остановилось в своем развитии. Достаточно познакомиться с последними номерами некоторых районных га­зет, чтобы убедиться: жанры фотожурналистики, представленные на их страницах, количественно и качественно проигрывают республиканским из­даниям. Иллюстрации, как правило, пол­ны композиционных ошибок: малокон­трастны, невыразительны, постановочны, объект съемки теряется в массе второ­степенных деталей. Наиболее типичные недочеты — в отрыве визуального ряда от вербального. Недостаток многих районных газет — «строчкогонство». Полосы заполнены докладами руководителей городов или районов, сводками, «сухими» отчетами с заседаний райгорисполкомов.

В результате проведенного исследования региональной прессы был сделан справедливый вывод: «отдельные районные и многотиражные газеты сегодня как бы "застыли" в своем развитии. Отсюда — серые, неинтересные, написан­ные словно под копирку однообразные материалы. Иногда складывается впе­чатление, что некоторые редакторы не читают свою газету, не говоря уже о формировании номера, творческой концепции. То же касается и верстки — вроде бы есть технические возможности, а делается все на крайне низком уровне. В результате в таких газетах нет материалов, которые бы привлекали читательское внимание: верстка, заголовки, содержание — все примитивно, однообразно и скучно» .

Подобная ситуация удивляет, ведь существует достаточное количество жанров фотожурналистики. В отношении их использования районные газеты не отличаются разнообразием: среди информационных жанров на их полосах преобладают заметки (фотозаметки) — 40—45 процентов площади газетной полосы, реже — репортажи (фоторепортажи) — 15—20, интервью (фотоинтер­вью), фотообвинения — 10, фотохроника, фотоколлажи — 5 процентов.

Подобная «скромность» делает издание невыразительным, свидетельству­ет об отсутствии планирования, постоянной работы с читателями, творческой учебы. Не поднимаются темы, которые раскрываются в жанрах фотокоррес­понденции и фотоочерка.

Иллюстративный (визуальный) ряд в газете по общепринятым нормам (психология и физиология восприятия, законы композиции) должен зани­мать, как минимум, от 30 до 40 процентов газетной площади. Этому правилу неукоснительно следует законодательница отечественной газетной моды «Со­ветская Белоруссия». Практически каждая ее страница может служить учебным пособием для редакторов районной печати, желающим расширить эстетичес­кое видение окружающего мира. В «Советской Белоруссии» придерживаются европейских стандартов оформления, а потому фотоиллюстрации в газете зани­мают подобающее место.

Конечно, в цветовой палитре районным газетам с «Советской Белоруссией» не сравниться. К тому же этого от них и не требуется. Но обратить внимание на жанровое разнообразие фотожурналистики, формы подачи материалов, ка­чество фотографий, их композиционную завершенность, органическое един­ство с текстом, на пропорциональное соотношение текста и иллюстрации — первейшая обязанность.

Отсутствие художественного вкуса продемонстрировал новогодний выпуск газеты «Жодзінскія навіны»: обилие цветных фотографий и подло­жек сделало невозможным чтение текста. Причина кроется, как ни странно, в переходе этого издания на цветную печать. Однако желание использовать в оформлении цветовую гамму не должно преобладать над здравым смыслом.

Наиболее распространенный стандарт размеров фотоиллюстраций в региональ­ной прессе не превышает ширины двух газетных колонок. На языке журналис­тов — это «кирпичи», которые не позво­ляют читателю выделить главную тему (образ) в материале, особенно в фоторе­портаже. Но основное в фотографии — не формат. Важно качество изображения, какими мазками автор передал внутрен­нее состояние своего героя.

Оформление большинства газет, их «лицо» как бы застыли и сохраняются на протяжении многих лет. Основное впечатление об издании складывается в ходе знакомства с первой полосой. Заглавия — не всегда четкие («Пухавіцкія навіны», например), набранные мелким шрифтом. Здесь же од на-две неяр­кие фотографии шириной в две колонки, в лучшем случае расположенные сле­ва или справа под заголовком, а то и в самом низу полосы.

Из жанров фотожурналистики на страницах региональной прессы полно­правной хозяйкой чувствует себя лишь фотозаметка — самый популярный жанр начинающих репортеров. Ответы на три «волшебных» вопроса: «Что?», «Где?», «Когда?» — интересуют, конечно, и читателя. Однако заметкам, фото­заметкам в районной печати отводится в лучшем случае примерно 20—30 про­центов газетной площади.

Как правило, композиция фотозаметки включает портрет передовика про­изводства, тех или иных специалистов в сопровождении трафаретной по содер­жанию текстовки. Подобный просчет рождают отсутствие поиска, творческий застой, нежелание постигать новое. Среди районных работников бытует оши­бочное мнение, что в окружающей их жизни просто невозможно найти что-либо оперативное, интересное, сенсационное, а все темы уже исчерпаны. Отсюда — «вялая» съемка, без поиска ракурса, освещения, точки съемки.

Фотография — основа жанра. Именно фотографии, в силу ее документаль­ности, объективности и правдивости принадлежит главная роль в отражении многих сторон окружающей действительности. Она является важным компо­зиционным «пятном» газетной полосы. Можно предположить, что в малой вы­разительности фотографий, публикуемых на страницах региональной прессы, виновны их авторы, незнающие основ фотокомпозиции и фототехники. И это именно тот случай, когда вкус фотографа и его культурный уровень расходят­ся с законами жанра. Поэтому изображения тружеников села у фоторепорте­ров районных газет получаются однотипными, стандартными, без глубины пространства, без перспективы, с преобладанием среднего плана и стандарт­ной точкой съемки в центре кадра.

В западной фотожурналистике приоритет отдается иллюстрации: «Лучше раз увидеть», а потому она доминирует над текстом. Читатель на Западе больше уважает снимки сенсационного характера, сделанные с натуры, динамичные, иногда откровенно натуралистичные, когда в кадре крупным планом дается лицо потерпевшего, жертвы насилия, истекающей кровью. Однако в мастер­стве изображения на снимке человека в момент наибольшего напряжения ду­ховных и физических сил, в момент отчаяния или психического умопомраче­ния западноевропейским и американским фоторепортерам не откажешь.

Отечественная фотожурналистика стремится не будоражить читателя, не ищет сенсационного, эффектного кадра. Примером сказанного служит районная печать, где в некоторых изданиях текст буквально «душит» иллюстрацию.

Следует особое внимание уделить художественно-публицистическим жан­рам районной периодики. Фотоочерк и фоторепортаж редко встречаются на ее полосах, хотя именно они представляют собой «расширенный формат» фото­журналистики и должны трогать читателя за душу, приближать к герою. Именно фотоочерк, напомним, в силу аналитичности и невысокой оператив­ности, позволяет раскрыть творческие возможности репортера, показать его умение владеть пером и фототехникой.