Перспективы развития фотожурналистики в современной белорусской печати.

 

Заглянуть в будущее сложно. В прогнозах ошибаются практически все. Что касается фотожурналистики, то можно говорить лишь о тенденциях ее развития. В конце 1920-х гг. два корреспондента газеты «Чырвоная змена» на­писали статью, в которой осмелились предположить, как будет выглядеть их издание в 2000 г. И, что удивительно, предсказали появление беспроводной связи (передачу информации на расстояние) и даже персональных компьютеров.

Фотожурналистика подпитывается новыми техническими идеями в об­ласти фототехники, разнообразится палитра жанров, а каждое новое поколе­ние журналистов вписывает в ее летопись яркие страницы. Она отражает ок­ружающую действительность в образах, воздействует на сознание образным словом и фотографией, убеждает, воспитывает, исправляет. Сила ее — в син­тезе изображения и слова, в оперативной передаче визуальной и вербальной информации, в незыблемых принципах правдивости, объективности, доку­ментальности.

Научно-техническая тенденция от­ражает новейшие достижения человече­ского разума в полиграфии, редакционно-издательском деле, фототехнике, во­плотивших на практике научные идеи и технические разработки научно-исследо­вательских институтов, центров и лабора­торий. Сегодня достижения научно-тех­нического прогресса демонстрирует именно фототехника. Уровень фототехники начала XXI в. демонстрирует цифровая фотокамера, буквально «съевшая» аналоговые «аппараты-мыльницы». Процесс получения изображения и скорость его передачи на любые расстояния стали измеряться минимальными величинами.

Научно-теоретическая тенденция имеет несколько направлений. Одно из них — подготовка журналистских кадров высшей квалификации, их пе­реподготовка, непрерывное повышение профессионального мастерства. Дан­ный процесс диктуется существенной трансформацией объективных соци­альных, политических и экономических условий деятельности журналиста, которые зависят от глобализации, эко­номической интеграции и внедрения но­вых технологий.

Научно-практическая тенденция ба­зируется на двух вышеназванных. Она представляет собой сплав научной тео­рии, последних технических достижений в фототехнике и обобщение практиче­ских достижений фотожурналистов.

Фотожурналистика развивается сегодня быстрее, чем ее дости­жения успевают исследовать ученые-теоретики. Таков объективный закон человеческого бытия. Если путь от камеры-обскуры до фотоаппарата занял несколько столетий, то от аналоговой фотокамеры до цифровой — менее де­сяти лет.

В споре рождается истина, а в промышленной конкуренции побеждает научно-технический прогресс. Сегодня на постсоветском пространстве не ра­ботает ни один завод по производству фототехники. Нанотехнологии расши­ряют возможности фотосъемки и оперативной передачи изображения. Сегод­ня в мире раздаются высказывания, что последняя газета выйдет в свет в 2041 г. Сбудутся ли предсказания? Ответить сложно. Но при любом разви­тии событий фотожурналистика не умрет. Гарантией тому служат кадры фо­торепортеров. Сотни тысяч специалистов расширяют горизонты научно-технического, научно-теоретического и научно-практического прогресса. Можно смело предположить, что именно в этот момент в лабораториях ученых создаются новые, более совершенные образцы фототехники, средства передачи изображения и улучшения его качества, из стен вузов выходят будущие мастера фоторепортажа и фотоочерка, а ученые обобщают уже существующие наработки практиков и вносят посильный вклад в теорию фотожурналистики.