Жанры фотоочерка и фоторепортажа в журналистике 1950-1980-х годов.

Активизация современной творческой фотографии относится к послевоенному периоду, когда в среде фотожурналистов возникла потребность в организации выставок, в которых фотография не только выступала бы как средство информации, но и имела бы художественную ценность. В этот период активизировалось и фотолюбительское движение. На первых выставках художеств, фотографии в основном были представлены работы фотожурналистов, в первую очередь ветеранов-фронтовиков. К ним примкнуло молодое поколение фотографов: в 1960- 70-е гг. начали работать в фотографии Н. Амельченко, В. Барановский, Г. Белицкий, В. Витченко, В. Гончаренко, В. Драчёв, В. Жданович, Ю. Иванов, A.Клещук, Е. Козюля, В. Крук, Г. Лихтарович, В. Межевич, Е. Песецкий, B.Федоренко, Н. Шарай, В. Шуба, фотолюбители Ю. Васильев, А.Глинский, Е.Жукович, В.Жилин, А. Криштапович, В. Лобко, Г. Меншиков и др.

Фотолюбительство вместе с творчеством профессиональных мастеров удовлетворяло потребность общества в снимках, приближённых к человеку, его эстетическим и нравственным запросам. Стали создаваться первые фотолюбительские объединения. В 1960 г. в Минске организован фотоклуб "Минск".

В 1960-х гг. на страницах периодических изданий, особенно республиканских, появляются следующие жанры фотожурналистики: фотозаметка, фотокорреспонденция. Постоянное место в белорусских масс-медиа заняли в те годы фотоочерк и фоторепортаж. Материалы этих жанров оптимистичны, насыщены авторскими отступлениями. Однако фоторепортеры, в основном постановочные, «рисуют» не образ и характер человека. А его готовность совершать трудовые подвиги, самоотверженные поступки. Выпускаемая в эти годы отечественная фототехническая продукция по качеству значительно отставала от западноевропейской и азиатской. Фотожурналисты республиканских изданий приобретали высококачественную импортную, в основном немецкую и японскую, фототехнику. Новое полиграфическое оборудование также повысила качество газетных фотографий и текста до журнального уровня. И результат не заставил себя ждать: количество перешло в качество.

1970-е гг., получившие название «застойных», таковыми для белорусской фотожурналистики не являлись. Если первые полосы газет, особенно республиканских, отдавая дань сложившейся традиции, размещали портреты партийных и госдеятелей, то материалы, публикуемые на внутренних полосах, рассказывали о буднях промышленных предприятий, о достижениях ученых Беларуси.

1980-ее, особенно вторая половина, полные несбывшихся надежд на социально-экономические и культурные перемены, отразились на состоянии жанров фотожурналистики. Жанры, безусловно, никуда не исчезли, но фотография становилась более динамичной, репортажность превалировала над постановочностью. Фотожурналисты стремились первыми осветить то или иное событие, а присущие снимкам документальность и правдивость передавали дух и противоречие эпохи. Фотоочерки, довольно редко встречающиеся в 1960-70-х гг, всё чаще появляются на страницах, например, «Советской Белоруссии».

С 1950-х гг. развивается цветная фотография, которая наиболее распространилась после создания издательств "Беларусь" и "Полымя", выпускающих книги по фотографии (А. С. Дитлова, Г. Н. Куновского, Б. В. Пальчевского и др.), фотоальбомы, календари, открытки и т. п. На базе издательства "Беларусь" была создана редакция книжной иллюстрации и художественной фотографии, позже реорганизованная в Центр, фотостудию.

Пожалуй, уникальным можно назвать фото Якуба Колоса, сделанное в 1952 году А.Дитловым. Классик стоит а трибуне в зеленом пиджаке, салатовой рубашке и черно-зеленовом галстуке, вдумчиво читает какой-то текст. За спиной песняра виден лозунг, прочесть который, однако, невозможно – камера направлена на фигуру писателя, фон фотографии расплывается. По словам Александра Дитлова, бывшего фотографа БелТА, что Колоса, оказывается, снять удалось не сразу: классик очень не любил позировать, подловить нужный ракурс мог только настоящий мастер. То, что цветная пленка успела в Минск до 1956 года, когда народного поэта не стало, - большая удача. Якуб Колас – первый из знаменитых белорусов, чье фото в цвете сегодня известно исследователям.

Мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах снимал на цвет в 1951 году самосвал на МАЗе. Но все остальные кадры сделаны в основном корреспондентами БелТА или ТАСС.

С 1-й половины 20 в. в белорусском фотоискусстве используется фотомонтаж (открытки-фотомонтажи, некоторые газетные и книжные иллюстрации и др.). В 1970-80-е гг. фотомонтаж встречается в работах фотохудожников (Г. Белицкий, В. Гончаренко, В. Драчёв, В. Жданович, П. Захаренко и др.), плакатистов (В. Круковский, Л. Липень и др.), иллюстраторов книг.

В 1980-е гг. в республике появилась экранная фотография. Создаются слайд-фильмы с богатыми возможностями фотомонтажа, укрупнения деталей и одновременного показа на нескольких экранах. Фотографы создают слайд-очерки о путешествиях, лирические слайд-композиции и т. п.