Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1990-х годов.
Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1990-х годов. - раздел Журналистика и СМИ, Дисциплина: Фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста 1990-Е Гг., Так Называемые Перестроечные, Принесли Серьезные, Можно Сказать Р...
1990-е гг., так называемые перестроечные, принесли серьезные, можно сказать революционные, перемены в сложившуюся систему периодических изданий на всем постсоветском пространстве. Осмыслить происходящие тогда события в политике, экономике и культуре непросто даже спустя годы. Также сложно дать им однозначную положительную или отрицательную оценку. Практически одновременно рухнула партийная идеология, пошатнулась экономическая и финансовая база государственной прессы. Ушла в прошлое и ее монополия на формирование массового мировоззрения. В борьбе за читателя изменялись формы подачи материалов, их верстка, осваивались новые темы.
Большинство печатных изданий, ранее являвшихся органами партийных комитетов различных уровней, не меняя иногда своих названий, приобрело иных учредителей. В Беларуси появились первые частные газеты. Некоторые издания присваивали себе названия дореволюционных газет, например «Минский курьер». Критерием успеха любой газеты становился тираж и публикация рекламных объявлений. Практически всем изданиям впервые за минувшие десятилетия пришлось конкурировать в борьбе за подписчика. В России это противоборство носило достаточно агрессивный и раскрепощенный характер. В оценках того или иного издания появился термин «желтая пресса». Белорусские издания были более выдержаны.
Конкуренцию выдерживали не все. «Газеты-однодневки», учредители которых преследовали чисто коммерческие или политические цели, возникали и вскоре исчезали.
Выживали те издания, которым удалось сплотить профессионалов журналистики. Примером удачного старта следует признать выход «Народной газеты» и газеты «Рэспубліка». Ветры перемен и надежды на лучшую жизнь, с которой многие журналисты могли познакомиться в западных странах во время турпоездок и командировок, нашли отражение именно на страницах этих изданий. Следует отметить, что количество иллюстраций в упомянутых газетах удвоилось.
Кредо «Рэспублікі» изложил в первом номере 14 июня 1991 г. ее главный редактор Н. Кернога: «...Наше желание, наша мечта — создать газету, имеющую свою ярко выраженную, интеллигентную, глубоко осмысливающую действительность, интересную для людей всех возрастов и профессий, разных политических взглядов».
Стабилизация социально-экономической обстановки, продолжавшаяся борьба за читателя в конце 1990-х гг. подтолкнула редакции газет к выпуску сдвоенных номеров, которые получили название «толстушка». Еще одно ноу-хау — печать газеты в две краски. Цветную печать сдерживали полиграфические возможности типографии и высокие цены на бумагу, краски и полиграфические услуги. На первых полосах периодических изданий заявили о себе фотоанонсы основных публикаций номера.
В спектр жанров входили фотозаметка, портретный и путевой фотоочерк, спортивный фоторепортаж, «фотоокно», фотоинтервью.
Перечисленные наиболее значимые социально-экономические и политические перемены так или иначе отражались на состоянии белорусской фотожурналистики. С каждым годом она становилась все более иллюстративной, оперативной, злободневной, сенсационной. Композиция верстки полос отличалась завершенностью, включала яркие по содержанию фотографии, которые передавали дыхание и ритм жизни. «Трафаретная» постановочная съемка не приветствовалась. Приобретала популярность иллюстрация, выполненная в широком диапазоне ракурсов, планов, точек съемки. С развитием рыночных отношений и возросшей конкуренцией на газетном рынке в печатных изданиях возрастала доля рекламной фотографии.
«Советская Белоруссия», учредителем которой стала Администрация Президента Республики Беларусь, отличалась от других изданий наибольшей экономической устойчивостью и финансовой независимостью. Однако и она включилась в борьбу за читателя. На ее страницах жанры фотожурналистики обогащались новыми формами подачи, становились более разнообразными, что свидетельствовало о возросшем профессионализме сотрудников.
Если, например, в 1980-х гг. «Советская Белоруссия» публиковала в номере в среднем до шести фотографий, то в конце 1990-х гг. их количество возросло в три-четыре раза. В № 171 (1 июля 1998 г.) газета поместила в материалах различных жанров семь фотографий, а в вышедшей уже на следующий день «толстушке» (№ 172—173) — 26. В сдвоенном выпуске № 186-187 насчитывалось 24 фотоснимка. Примерно 20—25 процентов среди них занимали работы фотокорреспондентов западных информационных агентств.
Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста.
Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотожурналист постоянно тренирует глаз, свое фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устой
Авторское право в фотожурналистике.
В качестве объекта правовой охраны закон «Об авторском праве и смежных правах» называет фотографические произведения. В ст. 993 Гражданского кодекса Республики Бела
Новаторские приемы в фотожурналистике 1920-30-г годов.
У истоков фотожурналистики стояли талантливые люди: инженеры и фотомастера. Фотография – чудо 19 в. – появилась на газетных полосах. Без этого события не могла возникнуть фотожурналистика. Следующи
Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны.
Первая половина 1940-х гг. — военное время. Мирная жизнь белорусских журналистов, как и всех советских людей, закончилась. Фотожурналисты находили себе работу во фронтовой печати, сражались в па
Должностные обязанности
1. По заданию руководства редакции выезжает на места для освещения событий в стране и за рубежом.
2. Выполняет все виды съемки на цифровые носители.
3. Доставляет с максимальной о
Ответственность
Фотокорреспондент несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, устано
Медицинские противопоказания
значительные дефекты зрения и слуха;
дальтонизм;
нарушение опорно-двигательного аппарата;
сердечно-сосудистые заболевания;
нервные и психические расстройства.
Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование
Позиция, которую занимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуацию, а затем представить ее с по
Информационно-публицистические жанры фотожурналистики.
По классификации В.М.Березина, жанры фотожурналистики разделяются на информационно-публицистические и художественно-публицистические. Также стоит выделить аналитические жанры, к которым в первую оч
Жанр фотоинформации в фотожурналистике.
В основе фотоинформации (фотозаметки) лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация (
Жанр фотоиллюстрации в фотожурналистике.
Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербальног
Фотомонтаж и фотоколлаж на страницах изданий.
При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете неск
Жанр фотоочерка (фотоистории) в фотожурналистике.
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем.
Фотоочерк может быть
Документальность репортажной фотографии
Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность, невмешательство в течение событий. Но фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет п
Фоторепортаж как композиционное единство графических элементов
Графическое оформление газетных полос включает: изображение и размер шрифта, формат фотографий и их место на полосе. Дизайн газеты - это лицо издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство ч
Изобразительное решение репортажного снимка.
Репортажные съемки нужны и лаконичность рисунка, и акцент на смысловом центре, и четкое освещение, и перспективное построение кадра. Более того, серьезность и важность тем, над которыми работает ре
О пользе стандартов.
В учреждении штампом называют специальные печати, их необходимость очевидна. Журнал, который у вас в руках, как и вся остальная печатная продукция, отпечатан со штампов — типографских матриц. А реч
О вреде штампа.
Расхожая мысль, что плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто, принципиально неточна. И у хорошего автора приемов может быть немного, сут
Есть мотив традиционный.
В творчестве утверждение какого-либо правила существует рядом с его отрицанием. Поэтому не будет противоречия, если мы скажем, что в творческой фотографии возможен и традиционный мотив, однако в эт
Имена в белорусской фотожурналистике.
Беларусь всегда славилась талантливыми, творческими людьми. На поприще фотожурналистики трудились и трудятся фотокорреспонденты, чьи имена знают далеко за пределами нашей страны.
Можно всп
Место и функции бильд-редактора в издании.
Проблема выбора фотографий для опубликования в очередном номере газеты не нова. Для одной редакции — это головная боль выпускающих редакторов, порожденная дефицитом иллюстраций, даже без оценки и
Жанровые особенности фотоиллюстрирования в современных СМИ.
Фотожурналистика не стоит на месте. Об этом свидетельствует возрастающий с каждым годом уровень иллюстрированности газет и журналов. Жанровая палитра на газетной полосе становится все ярче и разно
Новости и инфо для студентов