Этический контекст снимков чрезмерно натуралистического характера. Этические табу в фотожурналистике.

 

24 апреля 1991 г., накануне распада Советского Союза, в Москве состоялся первый съезд Союза журналистов СССР на конфедеративной основе. Его участ­ники приняли «Кодекс профессиональной этики журналиста». В одном из его разделов было записано: «Журналист ответственен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование аудитории об актуальных про­блемах, представляющих общественный интерес».

В этом же документе говорится о недопустимости использования СМИ в ущерб интересам общества, правам и законным интересам личности, для пропаганды войны и насилия, национальной, социальной, религиозной нетер­пимости, а также для манипулирования общественным мнением и монополи­зации гласности. «Если указание издателя или руководства редакции вступает в противоречие с требованиями общественной нравственности или положени­ями настоящего кодекса, то журналист должен отказаться от выполнения за­дания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям».

В Беларуси сейчас действует Кодекс профессиональной этики журналиста (Кодекс принят на 9-м съезде Белорусского союза журналистов 18 октября 1995 г.).

Кодекс этики по-американски. Добровольное Общество профессиональных журналистов США утвердило кодекс этики, с которым должен согла­ситься каждый член общества. Исполнение не контролируется. Кодекс содержит четыре принципа:

освещайте события правдиво;

действуйте независимо;

сводите ущерб к минимуму;

будьте ответственными.

Нормы журналистской этики. Иногда их называют еще неписанными, по­тому что они не утверждены законодательно, но могут быть рекомендованы фотожурналисту любой страны.

Проверять текстовки под снимками. Иногда в той или иной газете под снимком Петрова может появиться фамилия Сидорова. Причем в этом не всегда виноват фотограф. Но извиняться за подобное приходится редактору.

Не фотографировать, не получив на это разрешение. На Западе действует закон, запрещающий снимать без разрешения. Фоторепортер, не учитываю­щий чужих правовых норм, может пострадать материально.

Соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе. Развязность не украшает человека. Однако некоторые фоторепортеры используют подобную манеру поведения, чтобы установить доверительные отношения с объектом съемки. В каждом конкретном случае поведение должны определять обстоя­тельства. Однажды фотожурналист известного советского информационного агентства сфотографировал премьер-министра Англии М. Тэтчер в неловком для нее положении. Фотография не попала в печать, а репортер получил воз­можность продолжать успешную карьеру.

Быть коммуникабельным. Уметь вызвать доверие у людей, обладать чув­ством юмора, снисходительно относиться к чужим ошибкам (да и к собствен­ным промахам); быть выносливым (выносливость не физическая, а мораль­ная), упорным, настойчивым.

Интересоваться судьбой ранее сфотографированных персонажей при пуб­ликации снимков из архивов. Доказательством сказанного может служить сле­дующий случай.

Редактор одной из минских газет дал задание срочно в номер поставить фотомонтаж, посвященный Дню защиты детей. В центре иллюстрации следо­вало поместить портрет жизнерадостного малыша. Фоторепортер не стал утруж­дать себя хождением в детский сад, а достал прошлогоднюю фотографию ре­бенка из фотоархива. Снимок отражал идею праздника. После выхода газеты разгорелся скандал, так как изображенный на фото ребенок погиб полгода назад в результате несчастного случая.

Аргументированно доказывать свою правоту при отборе иллюстраций и их компоновке на газетной полосе. Здесь многое зависит от авторитетности фото­журналиста, его умения доказывать соб­ственный выбор. Авторитет завоевывает­ся не манерами поведения или внешним видом, а долгой, успешной работой в ре­дакции, победами в фотоконкурсах, учас­тием в фотовыставках. Немалую роль иг­рает владением ораторским искусством и силой убеждения. Редко используется при­ем, когда фоторепортеру приходится ссы­латься на мнение другого авторитетного лица, иногда даже на слова высокопо­ставленного чиновника, которому понра­вился именно этот снимок.

Не приукрашивать действительность. Читатель обнаружит фальш, если на сним-ке исчезнут лужи и свалка, а тусклый фон с помощью фотошопа автор превратит в благоухающий луг. Маленькая ложь рождает большое недоверие.

Честно служить своему изданию. Коллеги ревностно относятся к выходу своего товарища на «чужую» арену. Дело не только в патриотизме. Если же репортер опубликовался в конкурирующем издании, его могут и уволить.

Дорожить личной и профессиональной репутацией. Положительная репу, тация включает многие слагаемые, а отрицательная иногда и одну.

Просчитывать последствия опубликования сенсационной фотографии. Прежде всего, выяснить, какая фотография может считаться сенсационной.

Не вторгаться в частную жизнь. Вторжение должно быть законным и оправ­данным интересом дела.

Фотография — не средство шантажа. Этот прием неоднократно отражен в фильмах, как правило западного производства. Шантаж обычно заканчива­ется плачевно.

Всегда исправлять ошибки в тексте, текстовке, изображении. Даже если ошибка допущена не по вашей вине. «Повинную голову меч не сечет» — гла­сит старинная поговорка. Главное — вовремя спохватиться и оперативно при­нести устные или письменные извинения.