БИЛЕТ № 35

1. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы

Журналистика относится к типу деятельности, чья социальная природа, общественно-политическое значение, с одной стороны, и творческое своеобразие - с другой, определяют ее как деятельность общения. Активное общение - профессиональная необходимость журналиста. Широта задач обуславливает разнообразие форм общения журналиста: личная беседа, телефонный разговор, индивидуальное или групповое интервью, краткий опрос или продолжительная беседа и т.д. Неформализованность общения достигается свободной формой беседы, в которой жесткая последовательность вопросов и ответов сменяется импровизационным типом беседы. Богатство духовной жизни журналиста влияет на свободное течение внешнего диалога, на уровень и характер беседы (значение подготовленности к разговору, знакомство с тематикой). С помощью вопросов журналист не только стремится узнать что-то новое, но и устанавливает отношения сотрудничества и взаимопонимания. Творческая природа журналиста обнаруживается в умении правильно поставить вопросы (знание предмета, интерес к собеседнику, двусторонность общения, сочетание твердости позиции с дискуссией, ориентация на позитивные действия собеседника, умение задавать вопросы разного характера (прямые, косвенные, подсказывающие, нейтральные и т.д.).

Конфликт в общении: отражает противоречия и продуктивен, так как преодоление противоречий означает движение вперед. Различают конфликтное общение сотрудничества (у собеседников одни цели, но разные пути достижения) и противодействия. Даже в самом остром конфликте журналист должен употребить факты, говорящие в пользу собеседника. Журналист должен завоевать доверие собеседника, побудить его самокритично оценить занятую позицию. Прием “снятия напряжения” - важнейший инструмент профессионального общения журналиста.

 

  1. Структура и функционирование редакционного коллектива. Планирование работы редакции

Общие основы и особенности структуры и организации работы редакции газеты, на телевидении и в радиовещании, в информационном агентстве определяются двумя основными факторами: 1) задачи, которые ставит перед редакцией издатель, 2) особенности аудитории.

Немалое значение имеют и предпосылки формирования редакционного коллектива: тип и уровень данного СМИ, его место в системе СМИ, в подсистеме конкретного вида СМИ.

За последние годы произошло изменение характера структуры редакции. Теперь финансовая база определяет размеры издания, организацию его деятельности. Выявляется тенденция к минимизации редакций. После кризиса 17 августа сократили в первую очередь корректоров, что отразилось на грамотности газетных материалов. По сути дела, в редакции остается столько людей, сколько нужно для выпуска издания в свет, но по-новому перераспределяются обязанности.

На изменение состава редакции подействовали и новейшие технологии. Требуются новые специалисты, новые навыки работы. Специализация журналиста вышла на первый план в условиях современного рынка журналистского труда. В деловой журналистике требуются журналисты-экономисты, финансисты, в спортивной - журналисты, компетентные в области спорта. Рынок труда стал более четко оформленным. Наблюдается нехватка журналистов-экономистов и дизайнеров. Но в трудных экономических условиях спрос на журналистов падает, и чем чаще банкротятся издания, тем стремительней понижается спрос на журналистов.

Изменилась собственно структура редакции. Прежде доминировала пирамидальная структура редакции. Вершиной пирамиды являлся редактор, руководитель редакции. Обязательно в структуре редакции фигурировала редколлегия (совещательная, помогающая редактору, или коллективный руководящий орган). Секретариат руководил процессом планирования деятельности редакции, координировал работу отделов, руководил техническими службами (машинистское бюро, корректорская, редакционный архив и др.), подготовкой и выпуском номера, макетированием и техническим оформлением издания.

Также в любой редакции существовали, как правило, отделы, то есть, основные творческие ячейки творческого коллектива. Отделы могут быть: 1) отраслевые (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), отражающие события и процессы, происходящие в какой-либо одной области жизни, определенной отрасли экономики или культуры; 2) жанровые (готовят материалы в каком-то определенном жанре); 3) функциональные (отдел внутренней информации, писем, иллюстраций); 4) в информационных агентствах можно встретить и так называемые региональные отделы, или редакции.

В редакциях крупных газет в состав ряда отделов входят обозреватели и специальные корреспонденты. В других редакциях они подчинены редактору или ответственному секретарю. Специальные корреспонденты - наиболее опытные журналисты, которым поручают выполнение наиболее сложных заданий, связанных, как правило, с поездками. Обозреватели могут быть политические, экономические, спортивные и др.

Собственные корреспонденты - представители редакции на местах, они отвечают за сбор, хранение и использование полученной ими информации.

И сейчас многие редакции построены по пирамидальному принципу. Недостаток этого принципа - его громоздкость. Информация от журналиста до главного редактора проходит слишком долгий путь, и от этого страдает оперативность.

Новая тенденция в структуре редакции: плоская структура, более простая. В ней ликвидируются отделы, а, следовательно, и заведующие отделами. Каждый журналист ведет несколько своих рубрик, передает свои тексты непосредственно редактору или ведущему редактору. У главного редактора есть свои заместители, которые по очереди ведут подготовку номера. Изменились функции секретариата, иногда в редакции вообще отсутствует фигура ответственного секретаря, либо же он называется иначе (например, заместитель главного редактора по выпуску). Секретариат занимается дизайном.

В некоторых редакциях нет редколлегий (“Московская правда”).

Достоинство этой структуры: путь от автора до полосы сокращается. Недостаток: не руководителей наваливается очень большой груз работы.

Еще одна тенденция структурных изменений редакций - это создание информационных центров, или пресс-групп. Примером может служить издательский дом “Коммерсант”, в котором существует один редакционный коллектив, обслуживающий группу изданий.

 

  1. Газета «Русское слово» И.Д. Сытина – В.М. Дорошевича

В начале 20 в. в России происходит бурное развитие печати самого различного характера. Отраслевая печать. Печать, связанная с искусством. Новые журналы, журналы для самообразования. Литературные журналы - печать разрастается в количественном и типологическом отношении. Появляются т. н. массовые газеты (в 19 в. массовую прессу представляли “Пб. газета”, “Московский листок” Пастухова и пр.).

Влияние “Нового времени” Суворина после 1905 падает. Его место занимает информационная газета “Русское слово”, которую издавал Иван Дмитр. Сытин, книгоиздатель. Газету стал изводить по настоянию А. П. Чехова, который буквально изводил его. С 1897 С. стал официальным издателем газеты. В 1902 он пригласил к себе редактором В. М. Дорошевича. “короля русского фельетона”. С. хотел создать “народную газету” для “пестрого читателя”. Один из псевдонимов Д. - “Сын своей матери”. Основной прием Д. - короткая строка. [Фельетон Д. “Старый палач” посвящен Буренину, воскресному фельетонисту “Нового времени”. Суворин посоветовал Буренину не отвечать, и скандал не разразился.] Сытин и Дорошевич заключили соглашение, по которому “РС” Сытина не должно было ничем напоминать журнал “РС”, закрытый в 1866; Сытин обязался не вмешиваться в редакционные дела; Д. обязался поставлять 52 фельетона и столько же обзоров событий в год. “РС” была самая информированная и информационно насыщенная газета, имела корреспондентов во многих уголках России, оперативно подавала внутрироссийский материал. Немаловажно, что в провинцию “РС” приходило гораздо раньше остальных газет (в то время успех периодических изданий во многом определяла провинциальная аудитория). + Хорошая международная информация (“РС” не только имело корреспондентов за границей, но и заключило контракты с зарубежными изданиями об обмене информацией). Русско-японская война лучше всего была освещена в “РС” ( о ней писали Михайловский, дипломат из МИД, а также Всеволод Ив. Немирович-Данченко, брат Владимира Ив. Н.-Д., основателя Художественного театра). Тиражи “РС” быстро росли: вначале - 250 тыс., 1912 - 1913 - 750 тыс., 1918 - 1200000 (“РС” - первая русская газета, перешагнувшая миллионный рубеж). Из-за многотиражности некоторые называли “РС” “массовой” газетой. В понятие “массовость” входит не только тираж, но и уровень, а в “РС” работали очень квалифицированные журналисты и писатели (Дорошевич, Гиляровский и др.). Однако по тиражу и влиянию “РС” было одной из самых ярких массовых газет общероссийского значения.

Дорошевич изучил историю зарубежной печати и, придя в газету, поставил ее на “европейский лад”. Почтовую связь заменил телефоном и телеграфом, разослал собкоров по крупным городам России и зарубежных стран и т. д. Массовому успеху “РС” способствовала и фактическая внепартийность газеты, хотя в широком смысле она вписывалась в систему т. н. буржуазно-либеральной прессы. Дорошевич называл “РС” “газетой здравого смысла”, стремясь встать над партийными пристрастиями. В начале 20 в. были люди, для которых партийные программы были слишком узки - например, Чехов (которого критиковал за это Михайловский), или Гиляровский (он тоже не принадлежал ни к какой политической партии). Д. понял, что вовсе не обязательно строго придерживаться партийной ориентации. Однако, несмотря на внепартийность “РС”, в газете иногда можно найти политические мнения - например, критику большевиков (фельетон Д. “Стенькоразинщина”). Почти по всем общественным вопросам “РС” занимало гуманистические позиции, однако в 1914 не удержалось от ура-патриотических, “обороннических” настроений, подхватив лозунг “война до победного конца”. В ходе войны “РС” проповедовало социальный мир внутри страны, призывая воздержаться от стачек, шествий и т. д. Февральскую революцию почти вся русская печать приняла восторженно, но потом “РС” стало довольно резко критиковать действия Вр. Пр., которые могли спровоцировать социальный взрыв. Характерно, что при своем негативном отношении к большевикам, Д. и после октябрьского переворота стремился оставаться вне политики и отказался участвовать в белогвардейском движении, сказав: “не хочу испортить свой некролог”. Эта позиция характерна для всей газетной деятельности Д.