ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Глава 1. Методологическая культура - важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста

 

Тележурналистика как творчество

Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система».… Журналистское творчество имеет свою специфику: оно всегда ори­ентировано на… «Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того, чтобы…

Слагаемые профессиональной культуры

Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке,… Как любая другая профессия, тележурналистика имеет свою специ­фику. Она… Важнейшие элементы профессиональной культуры журналиста:

Методологическая культура

Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое… По мнению Е. П. Прохорова, метод можно определить как такую совокупность… Методика — совокупность методов целесообразного выполнения какой-либо работы.

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне

Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во… В этом процессе журналист интегрирует такие виды человеческой деятельности,… – познавательная (отражение объективной действительности, определение взаимосвязей между личностью и обществом);

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне

Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на… – фактологический ряд (факт как элемент действительности, эле­мент сознания и… – образный ряд («бывшие» факты, прецеденты истории, деяния исторических лиц, фрагменты художественных произведений,…

Методика создания телевизионной образности

В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком… Образность - необходимое качество телевизионной журналистики. Любую тему… «Приступая к овладению профессиональными навыками, будущий жур­налист должен осознать: он готовится работать на…

Методы эфирной презентации телевизионных программ

Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним… – вездесущность (способность проникать в любую точку про­странства); – экранность (передача сообщения в звуко-экранной форме);

Глава 2. Создатель телепередачи – съемочная группа

 

Журналист - автор сценария

Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы,… Работа на телевидении имеет свою специфику: мало владеть про­фессиональными… – интерес к людям, природная любознательность;

Состав съемочной группы

Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора,… Смежные творческие профессии делятся на две группы: 1) административную, куда входят продюсеры и редакторы, помо­гающие журналисту в организации работы творческой команды…

Этапы создания телепередачи

Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег,… «Различие творческих индивидуальностей, позиций, подходов неизбежно. И не надо… Работая над телепередачей, творческий коллектив всегда решает главные функциональные задачи:

Особенности коллективного творческого труда

Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая… Структурообразующей основой такого творческого коллектива яв­ляется групповое… Элементы группового профессионального сознания:

Профессиональная ответственность

В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной… В функциональной группе действуют: – профессиональные нормы (регламентируют творческую деятель­ность всех членов коллектива, работающих над передачей); …

Глава 3. Жанровая система телевизионной журналистики

 

Определение жанра. Жанроформирующие элементы

Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций,… Формулировки, как можно видеть, разные, но их суть одна: жанр в журналистике —… На телевидении творческий процесс создания передачи является поиском оптимального сочетания понятийных и образных…

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров

Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжникова, «категория жанра весьма… Журналистика, в том числе телевизионная, выработала три спосо­ба освоения действительности, воплощенные в трех группах…

Репортажность - природное свойство телевидения

Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной… Максимальное приближение сообщения к «формам самой жизни», к подлинным звукам,… «Репортажность — не просто эффектный прием телевизионной журнали­стики, в ней реализуется сама природа телевещания,…

Телевизионная программа как единица телевещания

Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной… Главные принципы программировании: – соблюдение профиля канала;

Глава 4. Методика подготовки «разговорных» передач

 

Выступление в кадре

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и… «На всеобщее обозрение, "на всенародные очи" общественный деятель… Специфика телевизионного выступления:

Телевизионный комментарий

Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет авторского исследования — новость или уже… Авторская задача — выявление значения комментируемого собы­тия, его оценка и прогноз развития.

На телеэкране - эссе

Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с… Жанроформирующие элементы: Предмет — сообщение личного характера о событиях, пережитых автором.

Телевизионное интервью

Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации… Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — события и факты, актуальные проблемы современности, интересные люди.

Ток-шоу - новый телевизионный жанр

Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой… Жанроформирующие элементы: Предмет обсуждения — актуальная проблема, отражающая жизнен­ные реалии и представляющая общественный интерес.

Беседа на телеэкране

Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — предложенная для обсуждения актуаль­ная злободневная тема по проблемам политики, экономики,…

Дискуссия

Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует… Жанроформирующие элементы: Предмет дискуссии — актуальная, социально значимая проблема.

Теледебаты

Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча двух сторон, от­стаивающих противоположные позиции в оценке обсуждаемой…

Пресс-конференция

Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то… Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — общественно-значимое событие, пред­ставляющее всеобщий интерес.

Глава 5. Методика подготовки «зрелищных» передач

 

Видеосюжет как основа новостной программы

Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной… Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — общественно значимое событие, неорди­нарное или экстремальное явление, необычная ситуация,…

Телевизионный репортаж

Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет репортажного отображения — реальное событие, дина­мичный, относительно законченный отрезок жизни.

Телевизионный отчет

Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, нередко государственного значения (съезды, форумы,…

Телевизионное обозрение

Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период… Жанроформирующие элементы: Предмет — общие вопросы политики, экономики, социальные явления, вопросы образа жизни, межчеловеческих отношений и…

Журналистское расследование

Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных… Жанроформирующие факторы: Предмет отображения — «кричащее» негативное явление.

Телевизионный очерк

Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное… Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, социально важная…

Сатира и юмор на экране

Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем… – система жанров, осмеивающих политические, общественные, литературные нравы.

Фельетон

Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — события и явления действительности, об­ладающие «двуликовостью»: общественной вредностью и…

Памфлет

Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а… Жанроформирующие элементы: Предмет — крупное социальное явление, государственные или об­щественные деятели. Целевая авторская установка —…

Глава 6. Методика редактирования телевизионных программ

 

Суть телевизионного редактирования

Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых… Специфика работы телередактора. Главная особенность телевизион­ного… Важнейшая задача в работе телередактора состоит в том, что он «на выпуске любой программы обязан решать, казалось бы,…

Редактирование информационных программ

Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые сюжеты;

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и…   Цели и задачи телерадиокомпании ЮУрГУ ТВ

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы

Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий… Процесс создания программы включает несколько этапов.

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста

Журналистское интервью, будет ли оно выдано в эфир как беседа или даст сведения для материалов других жанров, по своей природе представляет явле­ние… На самом деле все формы и варианты общения журналиста в профессио­нальных… Успешное проведение интервью всегда зависит от уровня общей подго­товки журналиста, конкретной подготовки к общению и…

Телерепортаж в упражнениях и тренингах

Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа… Прежде всего, они должны различать основные виды телерепортажей. Со­бытийный… Упражнение № 1, Перед съемкой необходимо позвонить тем, кто в курсе со­бытия, узнать всю предварительную информацию,…

Заключение

 

Итак, вы познакомились с телевизионными жанрами, с методикой подготовки «зрелищных» и «разговорных» передач на телевидении, особенностями коллективного творческого труда, слагаемыми методо­логической культуры — с тем, что составляет суть профессиональной культуры тележурналиста.

Конечно, ни один тележурналист, выезжая на съемку, не объявляет оператору и своей творческой группе, что сегодня он будет использо­вать «преобразовательный вид деятельности, применяя приемы прямо­го конструирования». Они — эти приемы, методы, способы — у про­фессионального тележурналиста «внутри», он пользуется ими так же естественно, как дышит воздухом. Вот когда кислорода не хватает, то дышать трудно. Так и тележурналист, особенно начинающий, не вла­деющий методологическими «секретами» профессии, часто во время создания телематериала сам теряется, «мучает» своих героев, нерацио­нально использует технику, время, силы съемочной бригады. В одном случае не может найти подход к своему герою, в другом — не умеет создать творческую обстановку, в третьем — не в состоянии осмыслить отснятый материал. Наверное, в известном смысле любой творческий процесс, в том числе телевизионный, непредсказуем. Но в этом-то и сила профессиональной культуры, что она срабатывает одновремен­но с интуицией, поиском идей и моментом принятия решений. Обя­зательно срабатывает! Если, конечно, тележурналист, постигая про­фессию, изучал творчество предшествующих поколений, впитывал все самое лучшее, ценное и важное.

Наше пособие дает возможность каждому использовать этот опыт в своем профессиональном становлении. Проверенные временем при­емы, методы и способы телевизионной журналистики в зависимости от творческих устремлений могут стать штампами, но могут быть и стар­товой площадкой на пути к вершинам творчества.

Жизнь не стоит на месте, телевидение в постоянном развитии, творческий поиск — процесс бесконечный.