Тележурналистика как творчество

 

Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, входит в группу «чело­век — человек», т.е. является одной из самых сложных профессий. Отно­сясь к духовно-практической деятельности, она проявляется в создании информационного продукта в процессе творчества — «деятельности, по­рождающей нечто качественно новое, никогда не бывшее» [34, с. 17].

Журналистское творчество имеет свою специфику: оно всегда ори­ентировано на создание таких произведений, которые способны удо­влетворить особые общественные потребности, актуальные в данный момент.

«Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того, чтобы творчество было це­ленаправленным, задействуются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той об­ласти, в которой вы творите. Настоящий профессионал обязательно дол­жен владеть основными навыками мастерства» [27, с. 66].

В структуре журналистского творчества определяются:

мотивы:

- потребность выразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям,

- неосуществленные ранее авторские стремления,

- увлечение самим процессом творчества;

цели:

- осуществление замыслов и желаний,

- самопознание личности,

- познание мира,

- реализация эстетических потребностей;

функции:

- познавательная,

- художественно-образная,

- выражение и коммуникация эмоций.

Самым эффективным средством для осуществления этих функций, для воспитания аудитории, формирования общественного сознания и общественных вкусов является телевидение. А если учесть персони­фицированный характер телевещания, можно говорить об усилении роли и авторитета тележурналиста: ведущего, комментатора, репорте­ра, сценариста — творческой личности.

Творческая личность — «это личность, для которой творчество становится важнейшим регулятивом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и мировосприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно волевыми ориентирами и гарантирован­ной степенью полезности, творческая личность в процессе творчества транслирует свое "я" в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения» |34, с. 17|.

В процессе работы над телепередачами тележурналист проявляет себя как творческая личность путем вторжения в «пространства»:

– человеческой психики (интраиндивидное проявление);

– внутреннего мира (интериндивидное проявление);

– реализации человеческих возможностей (метаиндивидное про­явление).

Одно из специфических проявлений телевидения — стремление вторгнуться в каждое из этих «пространств». Происходит это с помо­щью «инструментария, от эффективности использования которого на­прямую зависят результаты практической деятельности... Это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей — своего рода системы профессиональных координат, без освоения которых тележурналист состояться не может» [6, с. 4].

Особая роль в творческой деятельности отводится личностным ка­чествам тележурналиста: интересам, способностям, уровню профес­сионализма.

Интерес — эмоциональное проявление познавательных потребно­стей — может быть непосредственным, когда он вызывается яркими осо­бенностями или качественным содержанием объекта, и опосредованным, когда объект имеет значение для жизни и деятельности личности. Инте­ресы различаются также по содержанию (общественно-политические, интеллектуальные, эстетические), по широте (подразумевается разно­сторонность интеллектуальных запасов личности) и по степени устой­чивости (ситуативные, переходящие и устойчивые).

Способности — совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности. Способности могут быть общие (проявляются в большинстве видов деятельности) и специальные (ска­зывающиеся в отдельных видах профессиональной деятельности). Специальные способности тележурналиста — это интеллект, вообра­жение, образное мышление, специфика памяти и внимание, разви­тость эмоциональной сферы.

Профессиональные способности — совокупность способностей, определяющих успех в профессии, — могут быть развиты только в про­фессиональной деятельности. В тележурналистике на первый план вы­ступают такие свойства, как память, внимание, образное мышление, воображение.

«Творчество журналиста... осуществляется на основе законов социальной практики. Принципиальные ориентиры в понимании действительности дают журналисту знания в области философии, экономики, этики, эстети­ки, логики, теории социального управления, художественного познания. Чтобы адекватно понять и достаточно компетентно оценить действитель­ность, журналисту требуется понимание общих законов развития общества. Фундаментальные знания — это не просто основа эрудиции исследователя, это база, без которой невозможен анализ социальной практики» [27, с. 10].

На определенном уровне творческой деятельности тележурналист достигает умелости: использует полученные навыки в нестандартных условиях. Высший уровень Профессионализма мастерство, достиже­ние высокого искусства в своей деятельности, сохранение творческого потенциала, готовность к совершенствованию способов телевизион­ного творчества, формированию новых методов.

Если журналист стремится привести в действие общественное мне­ние, оставить в нем какие-то следы, то и средства должны быть соот­ветствующие: красота логики, убедительность аргументов, сотворче­ство вместе со зрителем.