рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Профессиональная ответственность

Профессиональная ответственность - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   В Любом Коллективе, В Том Числе И Творческом, Права И Обязанн...

 

В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочения и под­держания многообразных отношений людей в процессе их совместной деятельности.

В функциональной группе действуют:

– профессиональные нормы (регламентируют творческую деятель­ность всех членов коллектива, работающих над передачей);

– правовые нормы (регулируют правоотношения между участника­ми совместной деятельности);

– этические нормы (направлены на нравственную регуляцию взаи­моотношений с коллегами).

Для выработки и закрепления профессиональных норм в жур­налистике существуют должностные инструкции и правила; право­вые нормы регламентируют работу творческого коллектива на основе принятых в обществе законов; этические нормы являются критерием нравственности журналистики.

Телевидение — особая сфера человеческой деятельности, где со­блюдение или нарушение профессиональных норм постоянно демон­стрируется перед всем населением страны, в каждой телевизионной передаче. К тележурналистам предъявляются и самые высокие требо­вания, особенно к нравственным основам их деятельности.

По утверждению Я. Н. Засурского, «...журналист добровольно идет на какие-то ограничения, связанные с определенными этическими нормами. Речь идет о чувстве ответствен­ности, связанном с этическими кодексами, журналистской этикой: ска­жем, вмешательство в частную жизнь и другие моменты, которые имеются в виду, когда журналист, может быть, даже имеет право по закону сделать какое-то сообщение, но ограничивает себя потому, что это противоречит определенным этическим нормам» [13, с. 67].

О чем бы ни рассказывалось в телепередаче — экономике, спорте, образовании, экологии, автор всегда вторгается в жизнь людей. И от­ветственность телевидения перед обществом — важная социальная проблема сегодняшней тележурналистики.

Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого по­ведения тележурналистов предусматривают:

– обязанности: давать информацию, служить ареной свободного обмена мнениями, насыщать телеэфир материалами, несущи­ми разные варианты знаний, норм и ценностей, стимулировать нравственные и духовные искания людей: основной нравствен­ный принцип — «не навреди!»;

– соотношение свободы и ответственности: абсолютная свобода — возможность выкрикнуть, что король голый, а подлинная ответ­ственная свобода слова — возможность сказать об этом самому королю до того, как он выйдет к людям;

– уровни ответственности: перед обществом, перед аудиторией зрителей, перед участниками передач, перед сообществом жур­налистов, перед телекомпанией, перед собой;

– серьезные профессиональные нарушения: плагиат, умышленное искажение фактов, клевета, оскорбление, необоснованное об­винение, получение взятки в любой форме за публикацию (или не публикацию) того или иного материала, исчезновение из по­вседневной телевизионной практики представлений о приличи­ях, об этике.

Основные этические нормативы:

– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;

– высокая культура речи;

– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;

– корректность политической пропаганды;

– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих худо­жественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.

Освоение профессионально-этических представлений журналист­ского содружества — важнейшие моменты профессионального станов­ления.

В практике телевидения нередки нарушения этических нормативов:

– исчезновение представления о приличиях;

– появление в эфире в качестве героев передач истероидных на­тур, субъектов, не умеющих слышать ничьих доводов, кроме собственных (эксцентричность тут — синоним телегеничности);

– снижение культуры общения;

– проявление безвкусицы, пошлости, цинизма;

– неумение работать в экстремальных ситуациях;

– криминализация эфира;

– превращение телевидения из «окна в мир» в огромную «замоч­ную скважину», где любого можно увидеть «в постели с...».

Личная нравственность тележурналиста — стержень не только про­фессии, но и всего телевидения. Она возрастает в связи с персонифи­цированным характером сообщаемой с экрана информации.

«Кадры, снятые против воли человека или без его ведома и используемые ему во вред, — насилие над личностью. Но как использовать современные средства для раскрытия человека в его собственных интересах? Техническая революция в области методов съемки скажется в полной мере лишь при условии, что она будет сопровождаться "моральной" революцией» [31, с. 81].

Выходя на экран и принимая то или иное решение, журналист обя­зан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз отвечая себе заново на вопросы:

- Не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произне­сенные в эфире сегодня?

- Смогу ли я после передачи взглянуть в глаза своему герою?

- Не даю ли зрителю повод понять меня не в том смысле, который закладываю в свой текст?

- Касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненаме­ренно героизировать и романтизировать преступность?

- Всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к лично­му интересу и личной выгоде?

- Не выступаю ли я невольным проводником политических интересов, которые вынуждают меня отдавать предпочтение одной социаль­ной группе в ущерб другой?

- Не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем кле­веты, пускай это происходит и неосознанно?

- Совпадает ли мое поведение с моим представлением о порядочной журналистике, а представление о порядочной журналистике с моим пониманием чести и достоинства?

Такие ценности, как порядочность и достоинство однозначны. Журналист ангажирован только ими [45, с. 256].

 

Контрольные вопросы

1. Какие личные качества необходимы тележурналисту для успешной ра­боты?

2. Охарактеризуйте познавательную деятельность тележурналиста как первоначальный импульс к созданию телепередачи.

3. Какие требования предъявляются к телевизионному сценарию?

4. Что такое синопсис и для чего он нужен?

5. Кто входит в состав съемочной группы, работающей над созданием пе­редачи?

6. Как в процессе работы над передачей взаимодействуют журналист, ре­жиссер и оператор?

7. Перечислите этапы работы творческой группы над телепередачей и обя­занности каждого члена группы.

8. Из каких элементов складывается групповое профессиональное созна­ние?

9. Перечислите функции общения в процессе творческого труда.

10. Какими нормами регламентируется коллективная творческая деятель­ность?

11. Назовите уровни социальной ответственности тележурналиста.

12. Что собой представляет свобода журналистики в демократическом об­ществе?

13. Где границы той территории, которая называется частной жизнью?

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Профессиональная ответственность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги