Профессиональная ответственность

 

В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочения и под­держания многообразных отношений людей в процессе их совместной деятельности.

В функциональной группе действуют:

– профессиональные нормы (регламентируют творческую деятель­ность всех членов коллектива, работающих над передачей);

– правовые нормы (регулируют правоотношения между участника­ми совместной деятельности);

– этические нормы (направлены на нравственную регуляцию взаи­моотношений с коллегами).

Для выработки и закрепления профессиональных норм в жур­налистике существуют должностные инструкции и правила; право­вые нормы регламентируют работу творческого коллектива на основе принятых в обществе законов; этические нормы являются критерием нравственности журналистики.

Телевидение — особая сфера человеческой деятельности, где со­блюдение или нарушение профессиональных норм постоянно демон­стрируется перед всем населением страны, в каждой телевизионной передаче. К тележурналистам предъявляются и самые высокие требо­вания, особенно к нравственным основам их деятельности.

По утверждению Я. Н. Засурского, «...журналист добровольно идет на какие-то ограничения, связанные с определенными этическими нормами. Речь идет о чувстве ответствен­ности, связанном с этическими кодексами, журналистской этикой: ска­жем, вмешательство в частную жизнь и другие моменты, которые имеются в виду, когда журналист, может быть, даже имеет право по закону сделать какое-то сообщение, но ограничивает себя потому, что это противоречит определенным этическим нормам» [13, с. 67].

О чем бы ни рассказывалось в телепередаче — экономике, спорте, образовании, экологии, автор всегда вторгается в жизнь людей. И от­ветственность телевидения перед обществом — важная социальная проблема сегодняшней тележурналистики.

Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого по­ведения тележурналистов предусматривают:

– обязанности: давать информацию, служить ареной свободного обмена мнениями, насыщать телеэфир материалами, несущи­ми разные варианты знаний, норм и ценностей, стимулировать нравственные и духовные искания людей: основной нравствен­ный принцип — «не навреди!»;

– соотношение свободы и ответственности: абсолютная свобода — возможность выкрикнуть, что король голый, а подлинная ответ­ственная свобода слова — возможность сказать об этом самому королю до того, как он выйдет к людям;

– уровни ответственности: перед обществом, перед аудиторией зрителей, перед участниками передач, перед сообществом жур­налистов, перед телекомпанией, перед собой;

– серьезные профессиональные нарушения: плагиат, умышленное искажение фактов, клевета, оскорбление, необоснованное об­винение, получение взятки в любой форме за публикацию (или не публикацию) того или иного материала, исчезновение из по­вседневной телевизионной практики представлений о приличи­ях, об этике.

Основные этические нормативы:

– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;

– высокая культура речи;

– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;

– корректность политической пропаганды;

– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих худо­жественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.

Освоение профессионально-этических представлений журналист­ского содружества — важнейшие моменты профессионального станов­ления.

В практике телевидения нередки нарушения этических нормативов:

– исчезновение представления о приличиях;

– появление в эфире в качестве героев передач истероидных на­тур, субъектов, не умеющих слышать ничьих доводов, кроме собственных (эксцентричность тут — синоним телегеничности);

– снижение культуры общения;

– проявление безвкусицы, пошлости, цинизма;

– неумение работать в экстремальных ситуациях;

– криминализация эфира;

– превращение телевидения из «окна в мир» в огромную «замоч­ную скважину», где любого можно увидеть «в постели с...».

Личная нравственность тележурналиста — стержень не только про­фессии, но и всего телевидения. Она возрастает в связи с персонифи­цированным характером сообщаемой с экрана информации.

«Кадры, снятые против воли человека или без его ведома и используемые ему во вред, — насилие над личностью. Но как использовать современные средства для раскрытия человека в его собственных интересах? Техническая революция в области методов съемки скажется в полной мере лишь при условии, что она будет сопровождаться "моральной" революцией» [31, с. 81].

Выходя на экран и принимая то или иное решение, журналист обя­зан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз отвечая себе заново на вопросы:

- Не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за слова, произне­сенные в эфире сегодня?

- Смогу ли я после передачи взглянуть в глаза своему герою?

- Не даю ли зрителю повод понять меня не в том смысле, который закладываю в свой текст?

- Касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненаме­ренно героизировать и романтизировать преступность?

- Всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к лично­му интересу и личной выгоде?

- Не выступаю ли я невольным проводником политических интересов, которые вынуждают меня отдавать предпочтение одной социаль­ной группе в ущерб другой?

- Не оказываюсь ли я орудием пропаганды или даже носителем кле­веты, пускай это происходит и неосознанно?

- Совпадает ли мое поведение с моим представлением о порядочной журналистике, а представление о порядочной журналистике с моим пониманием чести и достоинства?

Такие ценности, как порядочность и достоинство однозначны. Журналист ангажирован только ими [45, с. 256].

 

Контрольные вопросы

1. Какие личные качества необходимы тележурналисту для успешной ра­боты?

2. Охарактеризуйте познавательную деятельность тележурналиста как первоначальный импульс к созданию телепередачи.

3. Какие требования предъявляются к телевизионному сценарию?

4. Что такое синопсис и для чего он нужен?

5. Кто входит в состав съемочной группы, работающей над созданием пе­редачи?

6. Как в процессе работы над передачей взаимодействуют журналист, ре­жиссер и оператор?

7. Перечислите этапы работы творческой группы над телепередачей и обя­занности каждого члена группы.

8. Из каких элементов складывается групповое профессиональное созна­ние?

9. Перечислите функции общения в процессе творческого труда.

10. Какими нормами регламентируется коллективная творческая деятель­ность?

11. Назовите уровни социальной ответственности тележурналиста.

12. Что собой представляет свобода журналистики в демократическом об­ществе?

13. Где границы той территории, которая называется частной жизнью?