Определение жанра. Жанроформирующие элементы

 

Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [19, с. 6]. В учебнике «Телевизионная жур­налистика» жанр рассматривается как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом отно­сительно устойчивых признаков» [45, с. 172]. С. Н. Ильченко называет журналистские жанры «формой организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи» [16, с. 5].

Формулировки, как можно видеть, разные, но их суть одна: жанр в журналистике — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических содержательных и структурно-композиционных признаков.

На телевидении творческий процесс создания передачи является поиском оптимального сочетания понятийных и образных способов информации, что ведет к особому виду монтажа, который подчиняется логике изложения фактов с присутствием эмоционального и эстетиче­ского начал. Эти особенности отражены в определении телевизионно­го жанра, предложенном В. В. Егоровым:

«Телевизионный жанр есть конкретное единство особенных свойств фор­мы и содержания в их основных чертах — своеобразной композиции, об­разности, речи, ритме передачи; опредмечивание авторского художествен­ного замысла» [12, с. 360].

В структуру жанра входят такие жанроформирующие элементы, как предмет изображения, целевая авторская установка и методы изобра­жения.

Предметом изображения могут быть актуальные события, процес­сы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и со­знательной деятельности.

Событие — точно фиксированный во времени и пространстве шаг в общественном процессе, а также природные явления и катаклизмы. Для исследования события требуется информация о его составных ча­стях и участниках, анализ причинно-следственных связей, действий, мыслей, мотивов. В результате определяется роль, значение события в жизни общества.

Процесс — последовательность взаимосвязанных событий, дей­ствий, динамическое следование разных состояний, находящихся в причинно-следственных связях. Исследуется цепочка фактов. В ре­зультате определяются те звенья, которые выражают суть процесса, его характер, тенденции дальнейшего развития.

Ситуация — определенное, повторяющееся на протяжении дли­тельного времени состояние отношений между людьми, коллектива­ми, социальными группами, слоями, странами.

Ситуации бывают:

– благоприятные и неблагоприятные;

– бесконфликтные и конфликтные.

Для исследования ситуации необходимы изучение, дифферен­циация и сравнение интересов всех участников. Исследование ведет­ся по горизонтали (противоречия отдельных личностей, находящихся в равном положении) и по вертикали (противоречия между личностью и обществом). Задача — увидеть противоречия, определить их формы, предложить пути разрешения.

Личность рассматривается как субъект сознательной деятельности, имеющий:

– необычные способности;

– высокий уровень профессионализма;

– интересные увлечения.

Целевой авторской установкой может быть:

– описание предмета;

– оценка предмета;

– выявление причинно-следственных связей;

– прогноз развития событий и процессов, разрешения ситуаций;

– разработка программы действий.

От целевой авторской установки зависят и методы преобразова­ния реальной действительности в информационный продукт (методы изображения). На рационально-познавательном (логическом) уровне используются эмпирические, теоретические, социологические и не­традиционные методы, на эмоционально-чувственном уровне осно­вой создания документальной образности являются художественно-изобразительные средства.

Предмет, цель, метод — базовые понятия, на которых держится жанр. Постоянство связей между ними обеспечивает ту самую устой­чивость формы, которая делает жанр узнаваемым при сравнении про­изведений разных авторов.

Выбор жанра возможен только в соединении всех трех жанрофор-мирующих элементов. Как правило, этот выбор обусловливается кру­гом тех задач, которые необходимо решить журналисту в ходе позна­вательной деятельности. Разновидность задач рождает разновидность жанров.

«Содержание понятия жанра изменяется и осложняется из-за диффузии жанров, когда черты одного переходят в другой... В последние годы про­исходит живой процесс взаимодействия и модификации жанров, перелива их из печати, радиовещания, театра, кино в телевидение и обратно. В ходе такого интенсивного процесса рождаются новые жанры, накапливающие свои особенности» [12, с. 360].