рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Непременное Условие Профессиональной Квалификации Журна­листа...

 

Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует.

По определению профессора Б. Я. Мисонжникова, «категория жанра весьма консервативна в онтологическом плане, посколь­ку формировалась в течение длительного периода, вобрала в себя многие константы не только профессиональной, но и общенациональной культу­ры. В то же время ни в коем случае нельзя догматизировать данную кате­горию, она подвержена законам диалектического развития точно так же, как и любая другая система, активно интегрированная в живой творческий процесс. Все это обусловливает необходимость внимательного отношения к феномену жанра и рассмотрения его в свете современных тенденций тео­рии и практики журналистики» [29, с. 3].

Журналистика, в том числе телевизионная, выработала три спосо­ба освоения действительности, воплощенные в трех группах жанров. Основа жанрового деления — мера типизации, уровень постижения жиз­ненного материала:

– информация, фиксируя, констатирует;

– исследовательская журналистика осмысливает;

– художественно-публицистическое творчество типизирует.

Учитываются также:

– способ отражения действительности;

– тематическое своеобразие;

– функциональные особенности передач;

– подходы к изображению реальности:

- фиксация фактов, когда композиция диктуется ходом собы­тия,

- факты используются, исходя из авторской задачи, компози­ция диктуется авторским замыслом,

- сохраняя фактическую основу, автор пользуется для ее осмыс­ления средствами художественной выразительности.

Особенности жанров тележурналистики, обусловленные:

– природой телевидения:

- изобразительность, возможность наглядного предъявления материала, отсутствие описательности в текстах передач,

- репортажность и эклектичность как природные свойства теле­видения,

- персонификация информации,

- программность телевещания;

– возможностями телевизионной техники

- новое качество документализма — звучащая и видимая реаль­ность,

- широкая доступность информации,

- наличие разного уровня зрительскою внимания,

- различная степень участия аудитории в процессе коммуника­тивного общения,

- возможность участия телезрителей в процессе создания пере­дачи,

- многопрофильное взаимовоздействие и взаимовлияние в си­стеме телевидение — кино, телевидение — театр, телевиде­ние — изобразительное искусство и осознание при этом своих специфических возможностей.

Определяя тележурналистику как синтез общественно-полити­ческой деятельности и творчества с необходимым уровнем профессио­нального мастерства, теоретики указали на зависимость телевизионной практики от степени осмысления общественных функций, выполняе­мых домашним экраном:

– осознания социально-политических задач, выдвигаемых вре­менем;

– понимания социальной значимости информации;

– выбора актуальных проблем и конкретной тематики телепередач;

– определения соответствующих задачам жанровых форм и необ­ходимых изобразительно-выразительных средств.

«Разнообразие жанров, все предоставленные ими возможности опериро­вать фактами позволяют на экране сплавлять в единую картину многие явления действительности, давать аудитории адекватные представления о них.

От умения эти жанры подобрать, а затем сочетать их в телепрограмме за­висит эффективность всего телеканала. Жанры в тележурналистике:

– развиваются и совершенствуются в зависимости от конкретных задач, решаемых автором;

– являются специфической формой отражения действительности;

– на их развитие влияют методы исследования действительности, запро­сы и требования аудитории зрителей и возможности каналов;

– разнообразие жанровых форм позволяет полно освещать в эфире все многообразие реальной жизни» [30, с. 177].

Журналистская практика убеждает в несостоятельности какой-либо застывшей жанровой системы. Становление и развитие, возник­новение новых и отмирание старых жанров — исторически неизбеж­ный процесс. Особенно наглядно он проявляется в структуре жанров телевидения, которые видоизменяются в процессе развития телевеща­ния, в том числе его материально-технической базы, взаимообогаща­ются, активно и плодотворно развиваются, размывая жанровые грани­цы. Исследуя эти процессы, теоретики выделяют основные тенденции в системе жанрообразования:

– процесс перестройки на современном этапе идет за счет смеще­ния одних жанров другими;

– возникновению новых жанров предшествует освоение журна­листами новых методов познания действительности;

– процесс размывания жанровых границ приводит к образованию гибридных форм и к жанровому обогащению;

– изменяясь и трансформируясь, тем не менее, жанры сохраняют свою преемственность и типологические характеристики.

«Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких, ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет имеющиеся. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бы­тия, по отношению к которой он незаменим.

Но в то же время, каждый существенный и значительный новый жанр, од­нажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он за­ставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы» [ 16, с. 45].

Этот процесс, с одной стороны, характеризуется появлением но­вых жанровых единиц (ток-шоу, журналистское расследование, теле­дебаты), с другой стороны — проявлением определенных традиций, связанных с особенностями современного общественного развития и

С природой и выразительными возможностями телевидения. В резуль­тате четко просматриваются основные «векторные» направления жан­рового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность.

Процессы трансформирования жанров журналистики (в том числе телевизионных) находят свое отражение в теории. Претерпевает измене­ния и их классификация. Классическую систему жанров, основой кото­рой являются три принципа подхода к изображению действительности (информационность, аналитичность, документальная образность), до­полняют новые разработки. В одних эта система расширяется: к при­вычным жанрам в каждую группу включаются гибридные жанровые формы, разновидности делового стиля, некоторые жанры литературы и фольклора (А. А. Тертычный). В других — более четко определяется место «переходных» жанров, уточняется терминология (Л. Е. Кройчик). В третьих обнаруживаются новые подходы к жанровому структурирова­нию (Г. В. Лазутина, Е. И. Пронин, С. И. Гуревич, М. Н. Ким).

Несмотря на различие подходов к классификации жанров в каждой из этих разработок есть свои достоинства, свои опорные точки, позво­ляющие более точно «определим, место для каждою жанра в ряду дру­гих жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с други­ми жанрами» [20, с. 9].

Предлагаемые структурные модели все разработаны на базе пе­чатной журналистики. И хотя некоторые исследователи считают, что в теории аудиовизуальных СМИ «сохраняются более консервативные представления о системе жанров, чем в теории газетно-журнальной прессы» [16, с. 76], необходимость четкого структурирования телеви­зионного продукта очевидна.

Изучив новые жанровые классификации и опираясь на собствен­ный практический опыт работы в тележурналистике и опыт педагоги­ческой работы, авторы данного пособия разработали систему телеви­зионных жанров с учетом основных их особенностей, телевизионной специфики и современной практики телевещания.

Признанный теоретик журналистики профессоре. Г. Корконосенко писал: «теория журналистики интересует нас как внутренне целостное образо­вание. Но эта целостность включает в себя способность к развитию, т.е. в нее заложены моменты неясности, противоречивости и дискуссионности. Такая модель — не догма и не прокрустово ложе для исследователей, она — предложение согласиться с определенной методологией и стилем сотрудничества во имя приближения ко все более полному и практически ориентированному знанию» [22, с. 200].

Именно таким предложением является разработанная нами ти­пологическая таблица жанров телевизионной журналистики (табл. 1). Ее основой стала структурная модель журналистских жанров, разра­ботанная профессором Воронежского государственного университе­та Л. Е. Кройчиком. Она представляется наиболее соответствующей специфике жанров тележурналистики по нескольким аспектам.

Во-первых, Л. Е. Кройчик уточняет терминологию. Вместо опреде­ления «аналитические» он вводит в научный оборот более точное — «исследовательские» жанры. Ведь, строго говоря, любую журналист­скую работу можно назвать исследованием, если под этим термином понимать поиск ответа на вопрос. А различный характер исследования, его глубина стали основой жанровой типологии.

Во-вторых, классификация Л. Е. Кройчика не разрушает привыч­ную для телевидения классическую систему жанров (именно эта си­стема представлена во всех учебниках по тележурналистике), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения дей­ствительности. Разбивка всех жанров на пять групп вместо традици­онных трех уточнила местонахождения вновь образованных и так на­зываемых «гибридных» жанров:

– оперативно-новостная группа (информационная заметка во всех ее разновидностях) — это всегда сообщение о событии;

– в основе оперативно-исследовательских жанров (интервью, ре­портаж, отчет) лежит истолкование оперативных событий;

– исследовательско-новостные жанры (корреспонденция, коммен­тарий, рецензия), сохраняя новостное (событийное) ядро переда­ваемой информации, оценивают факты, анализируют проблемы;

– исследовательские жанры (статья, письмо, обозрение) базиру­ются на логически рациональном анализе фактов, опираются на систему рассуждений журналиста, в них сопоставляются проти­воположные точки зрения;

– в исследовательско-образных жанрах (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражаются психологизм личности, поступки и пере­живания действующих лиц, создается галерея образов.

В-третьих, в характеристику жанров вводится определение «опе­ративность», что для тележурналистики имеет принципиальное значе­ние [23, с. 139-167].

В результате перевода структурно-жанровой модели Л. Е. Кройчи­ка на язык телевидения типологическая система жанров телевизион­ной журналистики представлена следующими группами:

– оперативно-новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет;

– оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет;

– исследовательско-новостная (в данном случае термин «новост­ная» обозначает не информационную программу, а наличие со­бытия как новостной основы жанра): комментарий, журналист­ское расследование;

– исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа;

– исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, теле­фельетон, телепамфлет.

В качестве сопоставительных параметров взяты следующие кате­гории: определение жанра, жанроформирующие элементы (предмет, авторская задача, методы), социальная функция (категория, разрабо­танная Г. В. Лазутиной), жанровые особенности (табл. 1).

Необходимость разработки предлагаемой системы продиктована самой жизнью. Специфика преподавания дисциплин специализации по тележурналистике в Южно-Уральском государственном универ­ситете состоит в том, что усвоение теории происходит одновременно с практическим освоением приемов и способов создания передач на университетском телеканале.

Снимая репортаж или очерк, работая над интервью и т.д., журна­лист всегда существует в конкретном жанре, Однако сегодня телеви­дение демонстрирует стремительное нарождение новых, пограничных жанровых образований. И в связи с этим возникает вопрос, на который крайне затруднительно ответить: что собою представляет современная тележурналистика?

В эфир выходят передачи разных жанров, и чтобы делать их грамот­но, необходимо владеть целой палитрой не только общежурналистских методов, но и приемами создания телевизионной образности — для каждого жанра своими, необходимо знать возможности жанрового вза­имопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса пере­стройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, про­блемы жанровой преемственности, так как без системного взгляда на жанр трудно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.

По мнению Э. Г. Багирова, с вторжением телевидения в наш быт у человека появилось две жизни, две реальности. Первая жизнь — ре­альность, которая дана ему в ощущениях: семья, дом, дети, работа, со­служивцы — словом, весь тот эмпирический мир, в котором он живет. Вторая жизнь — телевизионный экран, который, после работы и сна, отнимает у него больше времени, чем все остальное. Именно экран формирует в сознании человека модель мира, вторгается в его ценност­ную ориентацию, влияет на его поведение и выбор в широком смысле слова. Ответить на этот вопрос: какой мир представлений и через какие «содержательные формы» внедряет телевидение в сознание современ­ного «массового человека» — крайне важно.

 

Таблица I

Система телевизионных жанров

 

 

Структура и разновидности жанров Определение жанра Жанроформирующие элементы Социальная функция Жанрово-стилистические особенности
Предмет Авторская задача Методы
Оперативно-новостные
Вербальное информационное сообщение Сжатая форма отражения актуальных событий Факты и со­бытия без анализа и оценки, но с указанием социальной значимости Информирование аудитории телезрителей На основе методов интервью, наблюдений и проработки документов создание яс­ного краткого текста Ориентирование зрителей в событиях, побуждение к оценке происходящего Оперативность, общественная значимость, достоверность; информация, а не объяснение, ясный разговорный язык
Видеосюжет: видеоряд с закадровым текстом; студийный на­бор; репортерский набор Короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последователь-ности Общественно значимое событие, неординарное или экстремаль­ное явление, необычная ситуация, интересные люди Информирование аудитории телезрителей Методы интервью, наблюдение, проработка документов, оперативная репортажная съемка на основе синопсиса Ориентирование в событиях, побуждение к коррекции имеющихся знаний и представлений Оперативность, наглядность, документальность, достоверность, краткость, точность, ясность, эмоциональность как результат создания видеоряда, где все смысловые сцепления совпадают со зрительными
Телевизионное интервью: – протокольное; – информационное; – проблемное; – интервью-портрет Это целостный акт коммуникации, диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения инфор­мации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес События и факты, актуальные проблемы, интересные люди С помощью вопросов, интересующих зрителей, получение ответов «из первых рук» Метод интервью во всех его проявлениях. Использование художественных средств изображения (портретные характеристики, внимание к деталям) Ориентирование аудитории, включение в осмысление обсуждаемых проблем, побуждение к расширению поля социальной активности Наглядность и зрелищность речевого общения, разговор носит импровизационный характер, живая речь собеседников как субъективизация повествования
Оперативно-исследовательские
Пресс-конференция Разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам Общественно-значимые события, представляющие всеобщий интерес Для журналистов, участвующих в пресс-конференции в качестве интервьюеров, – получение официальной или эксклюзивной информации: для журнали­стов, органи­зующих пресс-конференцию, возможность глубокого освещения актуальных общественных проблем Метод интервью во всех его компонентах и наличие определенных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социаль­ной активности, интенсификация влияния на социальные процессы Вопросно-ответная форма организации материала; большое число интервьюеров, ведущий выступает в роли модератора
Телевизионный репортаж: – событийный; – тематический; – постановоч­ный Показ события, очевидцем или участником которого является журналист Реальное событие, динамичный, относительно закончен­ный отрезок жизни Объективный показ (телекамера в руках операто­ра) и субъектив­ный комментарий репортера как двойное авторство Непосредственное наблюдение события журналистом, анализ собственных впечатлений, репортажная съемка как воспроиз­ведение атмосферы события Ориентирование в событии, вклю­чение аудитории в его осмысление, расширение поля социальной ак­тивности, побуж­дение к действию Динамизм и наглядность по­каза — создание образной картины происходящего, документальность, экспрессивность, активная роль журналиста, создание «эффекта присутствия»
Телевизионный отчет: – прямой информационный; – аналитиче­ский; – тематический; – проблемный Полное и точ­ное освещение общественно-значимого события Официаль­ное событие (съезд, форум, конфе­ренция) Детальное знакомство телеаудитории с обсуждаемыми проблемами Протокольный по­каз наиболее важных выступлений или их фрагментов Вовлечение зрителей в обсуждение актуальных про­блем, побуждение к расширению поля социальной активности Звукозрительная форма предъявле­ния информации, наглядность про­является воспро­изведением высту­плений и реплик, обязательная зафиксированность происходящего на видеопленке
Исследовательско-новостные
Телевизионный комментарий Одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл и значение актуального общественно- политического события или документа Новость или уже известный факт Выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития Эмпирические: наблюдение, проработка документов. Теоретические: анализ, аналогия, сравнение, доказательные рассуждения; ораторские приемы Информирование телеаудитории, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, побуждение к действию Анализ не столько самого события, сколько его значения, направление внимания зрителей на ключевые факты, их оценку, возможность поставить событие в связь с другими и спрогнозировать его развитие, обо­сновать необхо­димые способы поведения
Журналистское расследование: – расследование криминала; – расследование причин экстремальных природных явлений. техногенных катастроф; – поиск истины при восстановлении давно прошедших событий Жанр проблемной телепублицистики, назначением которого является выявление существенных причинно- следственных связей отдельно взятого негативного социального явления «Кричащее» негативное явление Поиск причин происшедшего, коллективный поиск истины на глазах у зрителей Эмпирические (наблюдение, про- работка документов, экстенсивное интервьюирование), теоретические (изучение всех причинно-следственных связей), репортажная съемка с использованием реконструкции событий Оповещение аудитории о событии, ориентирование в происходящем, включение в осмысление, побуждение к коррекции собственных позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на соци­альные процессы Факт как основа передачи, отдельная ситуация как выявление закономерностей развития текущей действительности, авторское участие в расследовании
Исследовательские
Ток-шоу: – политическое; – социальное; – бытовое; – культурно-просветительское Разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных экспертов и аудитории Актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес Поиск путей решения обсуждаемой проблемы Соединение журналистских и сцениче­ских приемов Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы Живой диалог-импровизация в рамках «синхрон­ной реальности», ведущий — центральный пер­сонаж передачи, обязательное присутствие зрителей, репортажная съемка
Обозрение Типология по содержанию: – общие (рассматривают события определенного отрезка времени); – тематические (ограничены сферой конкретной проблематики) Жанр тележур­налистики, исследующий актуальные события в их максимально полном объеме за определенный отрезок времени или в определенной сфере человече­ской деятельности Общественно значимые события, процессы, ситуации, межчелове­ческие отношения Поиск причинно-следственных связей между одновременно происходящи­ми событиями или событиями в какой-то одной сфере деятельно­сти, выявление их значения и тенденций развития Панорама: обозрева­тель ведет аудиторию от явления к сущ­ности. Используются наблюдение, проработка документов, метод интервью, разнообразные выразительные средства (оперативные съемки, оригинальные кадры, архивные материалы) Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию Строгая фактологичность, изложение не единичных фак­тов, а их совокупно­сти, существующих между ними связей, широта исследуемого материала, единство наглядного освещения событий и их оценки, универсальность жанра по предмету и по струк­туре обозрения
Дискуссия на телеэкране Коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины Актуальная, социально значимая проблема В столкновении различных точек зрения «установить истину», прийти к согласию Сочетание элементов интервью с элементами полилога, полемические приемы, процесс рождения, развития и движения живой мысли на глазах у зрителей; внутрикадровые и межкадровые монтажные параллели Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы Дискуссионная тема, наличие нескольких вариантов возможного решения проблемы, предмет дискуссии общеинтересный. социально значимый, ведущий – модератор, зрители в роли арбитров
Телевизионные дебаты Публичные оперативные дискуссионные контактные передачи, выходящие в эфир во время предвыборных кампаний Дискуссионная встреча двух сторон, отстаивающих противоположные позиции в оценке обсуждаемой ситуации с непременным участием журналиста- модератора, представляющего и зрителей, и студию Высвечивание портретов выступающих, создание по крупицам их имиджей, демонстрация их предвыборных программ Общение по правилам полемики, а также арсенал телевизионных приемов для создания атмосферы единого действия с присущим ему импульсивным ритмом: звуковые сигналы, секундомер на заднике в студии, стилизованные кабины с номерами прямых телефонов, «бегущая строка» и т.д. Информирование телеаудитории. ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию Простой принцип построения передачи: встреча двух или более сторон с участием посредника — модератора; осуществление равных возможностей для всех выступающих, четкая последовательность событий на экране
Беседа на телеэкране Специфический жанр телепублици­стики, представ­ляющий собой диа­логическую форму сообщения Предло­женная для обсуждения актуальная тема по политическим, экономи­ческим, социальным, морально-этическим и другим проблемам Обмен мнениями по поводу обсуждаемой темы, столкновение различных точек зрения, процесс исследования Использование основ­ных риторических операций, приемов полемики, чисто технических способов произнесения текста; репортажная съемка дополняет вербальную часть, фиксируя рече­вое поведение собе­седников Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию При внешней статичности беседа обладает напряженной динамикой мыс­ли. Ведущий (модератор) — хозяин передачи, принимающий участие в обсуждении темы, и следящий за тем, чтобы все гости сумели высказаться. Возможно использование иконогра­фического материала
Исследовательско-образные (художественная публицистика)
Телевизионный очерк: – художественно-изобразительный; – художественно-публицисти­ческий; – исследователь­ский; – зарисовка как малая форма очерка Документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматриваю­щим композицион­ное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека Интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, важная соци­альная про­блема На фоне событий раскрытие человеческих характеров, глубинных свойств личности, обстоятельств жизни, мотивов поступков, объяснение социальных мотивов деятель­ности Синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов как уникальный пласт человековедения. Предъявление информации в звукозрительной фор­ме. Образное наглядное осмысление фактов. Отбор художественных приемов с учетом при­роды телевидения Информирование, ориентирование в изображаемых событиях, расши­рение поля соци­альной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение Сплав понятия и образа, слияние художественных и публицистических изобразительных средств; раскрытие типического через индивидуальное; включение в очерк элементов других жанров; возможность менять тональность и ритмику показа
Телевизионное эссе: – публицистическое; – литературно-критическое; – искусствоведчес-кое; – научно-популярное; – философское Жанр философской, эстетической, литературно- критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь Сообщение личного характера о событиях, пережитых автором Процесс познания мира в процессе самопознания личности Изложение определенной концептуальной теории, вытекающей из лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности: основной источник аргументов — обращение к личному жизненному опыту автора, неожиданные ассоциации, аналогии и контрасты, резкие тематические переходы Информирование аудитории, ориентирование в рассуждениях автора, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение Изложение подчеркнуто личного мнения выступающего, раскованное свободное развертывание мысли, рассуждение вслух; преобладание общих суждений над фактами, использование визуальной информации
Телевизионный фельетон: – беллетризиро-ванный; – публицистический Жанр, раскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений События и явления действительности, обладающие «двуликовостью»: – общественной вредностью; – комической сущностью Использование изобразительно- выразительных комических средств для критики общественно вредных явлений (сатира) и беззлобное осмеяние людских недостатков и слабостей (юмор) Сочетание документальности, художественности и экранных средств сатирической типизации: окарикатуренных портретов, использование кадров из фильмов, книжных иллюстраций Поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, побуждение к активизации влияния на социальные процессы Высокая типизация отдельного факта, с одной стороны, и безупречная конкретность, требующая особой осторожности, с другой; повышенный уровень эмоционального воздействия на аудиторию; особый монтажно-изобразительный строй передачи и специфичность ее вербальной части; важнейшее сред­ство сатирической типизации — визуальная информация
Телевизионный памфлет Произведение обличительного характера ,в кото­ром сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экс­прессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность Крупно­масштаб­ный объект обличения: негативное социальное явление, государственные или общественные деятели Критика, рассчи­танная «на уни­чтожение», носит характер разобла­чения, осмеяния, осуждения Те же, что и фельетона, но отличаются особой энергично­стью, страстностью тона, широко ис­пользуются сарказм, гротеск Поддержание жизненного то­нуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, к активизации влияния на соци­альные процессы Пафос памфле­та—в сочетании публицистичности с художественны­ми достоинствами сатиры. Масштаб­ность определяется тем, что конкрет­ный факт — осно­ва памфлета — анализируется в совокупности с другими фактами из деятельности «героев»

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги