Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров

 

Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует.

По определению профессора Б. Я. Мисонжникова, «категория жанра весьма консервативна в онтологическом плане, посколь­ку формировалась в течение длительного периода, вобрала в себя многие константы не только профессиональной, но и общенациональной культу­ры. В то же время ни в коем случае нельзя догматизировать данную кате­горию, она подвержена законам диалектического развития точно так же, как и любая другая система, активно интегрированная в живой творческий процесс. Все это обусловливает необходимость внимательного отношения к феномену жанра и рассмотрения его в свете современных тенденций тео­рии и практики журналистики» [29, с. 3].

Журналистика, в том числе телевизионная, выработала три спосо­ба освоения действительности, воплощенные в трех группах жанров. Основа жанрового деления — мера типизации, уровень постижения жиз­ненного материала:

– информация, фиксируя, констатирует;

– исследовательская журналистика осмысливает;

– художественно-публицистическое творчество типизирует.

Учитываются также:

– способ отражения действительности;

– тематическое своеобразие;

– функциональные особенности передач;

– подходы к изображению реальности:

- фиксация фактов, когда композиция диктуется ходом собы­тия,

- факты используются, исходя из авторской задачи, компози­ция диктуется авторским замыслом,

- сохраняя фактическую основу, автор пользуется для ее осмыс­ления средствами художественной выразительности.

Особенности жанров тележурналистики, обусловленные:

– природой телевидения:

- изобразительность, возможность наглядного предъявления материала, отсутствие описательности в текстах передач,

- репортажность и эклектичность как природные свойства теле­видения,

- персонификация информации,

- программность телевещания;

– возможностями телевизионной техники

- новое качество документализма — звучащая и видимая реаль­ность,

- широкая доступность информации,

- наличие разного уровня зрительскою внимания,

- различная степень участия аудитории в процессе коммуника­тивного общения,

- возможность участия телезрителей в процессе создания пере­дачи,

- многопрофильное взаимовоздействие и взаимовлияние в си­стеме телевидение — кино, телевидение — театр, телевиде­ние — изобразительное искусство и осознание при этом своих специфических возможностей.

Определяя тележурналистику как синтез общественно-полити­ческой деятельности и творчества с необходимым уровнем профессио­нального мастерства, теоретики указали на зависимость телевизионной практики от степени осмысления общественных функций, выполняе­мых домашним экраном:

– осознания социально-политических задач, выдвигаемых вре­менем;

– понимания социальной значимости информации;

– выбора актуальных проблем и конкретной тематики телепередач;

– определения соответствующих задачам жанровых форм и необ­ходимых изобразительно-выразительных средств.

«Разнообразие жанров, все предоставленные ими возможности опериро­вать фактами позволяют на экране сплавлять в единую картину многие явления действительности, давать аудитории адекватные представления о них.

От умения эти жанры подобрать, а затем сочетать их в телепрограмме за­висит эффективность всего телеканала. Жанры в тележурналистике:

– развиваются и совершенствуются в зависимости от конкретных задач, решаемых автором;

– являются специфической формой отражения действительности;

– на их развитие влияют методы исследования действительности, запро­сы и требования аудитории зрителей и возможности каналов;

– разнообразие жанровых форм позволяет полно освещать в эфире все многообразие реальной жизни» [30, с. 177].

Журналистская практика убеждает в несостоятельности какой-либо застывшей жанровой системы. Становление и развитие, возник­новение новых и отмирание старых жанров — исторически неизбеж­ный процесс. Особенно наглядно он проявляется в структуре жанров телевидения, которые видоизменяются в процессе развития телевеща­ния, в том числе его материально-технической базы, взаимообогаща­ются, активно и плодотворно развиваются, размывая жанровые грани­цы. Исследуя эти процессы, теоретики выделяют основные тенденции в системе жанрообразования:

– процесс перестройки на современном этапе идет за счет смеще­ния одних жанров другими;

– возникновению новых жанров предшествует освоение журна­листами новых методов познания действительности;

– процесс размывания жанровых границ приводит к образованию гибридных форм и к жанровому обогащению;

– изменяясь и трансформируясь, тем не менее, жанры сохраняют свою преемственность и типологические характеристики.

«Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких, ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет имеющиеся. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бы­тия, по отношению к которой он незаменим.

Но в то же время, каждый существенный и значительный новый жанр, од­нажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он за­ставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы» [ 16, с. 45].

Этот процесс, с одной стороны, характеризуется появлением но­вых жанровых единиц (ток-шоу, журналистское расследование, теле­дебаты), с другой стороны — проявлением определенных традиций, связанных с особенностями современного общественного развития и

С природой и выразительными возможностями телевидения. В резуль­тате четко просматриваются основные «векторные» направления жан­рового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность.

Процессы трансформирования жанров журналистики (в том числе телевизионных) находят свое отражение в теории. Претерпевает измене­ния и их классификация. Классическую систему жанров, основой кото­рой являются три принципа подхода к изображению действительности (информационность, аналитичность, документальная образность), до­полняют новые разработки. В одних эта система расширяется: к при­вычным жанрам в каждую группу включаются гибридные жанровые формы, разновидности делового стиля, некоторые жанры литературы и фольклора (А. А. Тертычный). В других — более четко определяется место «переходных» жанров, уточняется терминология (Л. Е. Кройчик). В третьих обнаруживаются новые подходы к жанровому структурирова­нию (Г. В. Лазутина, Е. И. Пронин, С. И. Гуревич, М. Н. Ким).

Несмотря на различие подходов к классификации жанров в каждой из этих разработок есть свои достоинства, свои опорные точки, позво­ляющие более точно «определим, место для каждою жанра в ряду дру­гих жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с други­ми жанрами» [20, с. 9].

Предлагаемые структурные модели все разработаны на базе пе­чатной журналистики. И хотя некоторые исследователи считают, что в теории аудиовизуальных СМИ «сохраняются более консервативные представления о системе жанров, чем в теории газетно-журнальной прессы» [16, с. 76], необходимость четкого структурирования телеви­зионного продукта очевидна.

Изучив новые жанровые классификации и опираясь на собствен­ный практический опыт работы в тележурналистике и опыт педагоги­ческой работы, авторы данного пособия разработали систему телеви­зионных жанров с учетом основных их особенностей, телевизионной специфики и современной практики телевещания.

Признанный теоретик журналистики профессоре. Г. Корконосенко писал: «теория журналистики интересует нас как внутренне целостное образо­вание. Но эта целостность включает в себя способность к развитию, т.е. в нее заложены моменты неясности, противоречивости и дискуссионности. Такая модель — не догма и не прокрустово ложе для исследователей, она — предложение согласиться с определенной методологией и стилем сотрудничества во имя приближения ко все более полному и практически ориентированному знанию» [22, с. 200].

Именно таким предложением является разработанная нами ти­пологическая таблица жанров телевизионной журналистики (табл. 1). Ее основой стала структурная модель журналистских жанров, разра­ботанная профессором Воронежского государственного университе­та Л. Е. Кройчиком. Она представляется наиболее соответствующей специфике жанров тележурналистики по нескольким аспектам.

Во-первых, Л. Е. Кройчик уточняет терминологию. Вместо опреде­ления «аналитические» он вводит в научный оборот более точное — «исследовательские» жанры. Ведь, строго говоря, любую журналист­скую работу можно назвать исследованием, если под этим термином понимать поиск ответа на вопрос. А различный характер исследования, его глубина стали основой жанровой типологии.

Во-вторых, классификация Л. Е. Кройчика не разрушает привыч­ную для телевидения классическую систему жанров (именно эта си­стема представлена во всех учебниках по тележурналистике), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения дей­ствительности. Разбивка всех жанров на пять групп вместо традици­онных трех уточнила местонахождения вновь образованных и так на­зываемых «гибридных» жанров:

– оперативно-новостная группа (информационная заметка во всех ее разновидностях) — это всегда сообщение о событии;

– в основе оперативно-исследовательских жанров (интервью, ре­портаж, отчет) лежит истолкование оперативных событий;

– исследовательско-новостные жанры (корреспонденция, коммен­тарий, рецензия), сохраняя новостное (событийное) ядро переда­ваемой информации, оценивают факты, анализируют проблемы;

– исследовательские жанры (статья, письмо, обозрение) базиру­ются на логически рациональном анализе фактов, опираются на систему рассуждений журналиста, в них сопоставляются проти­воположные точки зрения;

– в исследовательско-образных жанрах (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражаются психологизм личности, поступки и пере­живания действующих лиц, создается галерея образов.

В-третьих, в характеристику жанров вводится определение «опе­ративность», что для тележурналистики имеет принципиальное значе­ние [23, с. 139-167].

В результате перевода структурно-жанровой модели Л. Е. Кройчи­ка на язык телевидения типологическая система жанров телевизион­ной журналистики представлена следующими группами:

– оперативно-новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет;

– оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет;

– исследовательско-новостная (в данном случае термин «новост­ная» обозначает не информационную программу, а наличие со­бытия как новостной основы жанра): комментарий, журналист­ское расследование;

– исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа;

– исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, теле­фельетон, телепамфлет.

В качестве сопоставительных параметров взяты следующие кате­гории: определение жанра, жанроформирующие элементы (предмет, авторская задача, методы), социальная функция (категория, разрабо­танная Г. В. Лазутиной), жанровые особенности (табл. 1).

Необходимость разработки предлагаемой системы продиктована самой жизнью. Специфика преподавания дисциплин специализации по тележурналистике в Южно-Уральском государственном универ­ситете состоит в том, что усвоение теории происходит одновременно с практическим освоением приемов и способов создания передач на университетском телеканале.

Снимая репортаж или очерк, работая над интервью и т.д., журна­лист всегда существует в конкретном жанре, Однако сегодня телеви­дение демонстрирует стремительное нарождение новых, пограничных жанровых образований. И в связи с этим возникает вопрос, на который крайне затруднительно ответить: что собою представляет современная тележурналистика?

В эфир выходят передачи разных жанров, и чтобы делать их грамот­но, необходимо владеть целой палитрой не только общежурналистских методов, но и приемами создания телевизионной образности — для каждого жанра своими, необходимо знать возможности жанрового вза­имопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса пере­стройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, про­блемы жанровой преемственности, так как без системного взгляда на жанр трудно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.

По мнению Э. Г. Багирова, с вторжением телевидения в наш быт у человека появилось две жизни, две реальности. Первая жизнь — ре­альность, которая дана ему в ощущениях: семья, дом, дети, работа, со­служивцы — словом, весь тот эмпирический мир, в котором он живет. Вторая жизнь — телевизионный экран, который, после работы и сна, отнимает у него больше времени, чем все остальное. Именно экран формирует в сознании человека модель мира, вторгается в его ценност­ную ориентацию, влияет на его поведение и выбор в широком смысле слова. Ответить на этот вопрос: какой мир представлений и через какие «содержательные формы» внедряет телевидение в сознание современ­ного «массового человека» — крайне важно.

 

Таблица I

Система телевизионных жанров

 

 

Структура и разновидности жанров Определение жанра Жанроформирующие элементы Социальная функция Жанрово-стилистические особенности
Предмет Авторская задача Методы
Оперативно-новостные
Вербальное информационное сообщение Сжатая форма отражения актуальных событий Факты и со­бытия без анализа и оценки, но с указанием социальной значимости Информирование аудитории телезрителей На основе методов интервью, наблюдений и проработки документов создание яс­ного краткого текста Ориентирование зрителей в событиях, побуждение к оценке происходящего Оперативность, общественная значимость, достоверность; информация, а не объяснение, ясный разговорный язык
Видеосюжет: видеоряд с закадровым текстом; студийный на­бор; репортерский набор Короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последователь-ности Общественно значимое событие, неординарное или экстремаль­ное явление, необычная ситуация, интересные люди Информирование аудитории телезрителей Методы интервью, наблюдение, проработка документов, оперативная репортажная съемка на основе синопсиса Ориентирование в событиях, побуждение к коррекции имеющихся знаний и представлений Оперативность, наглядность, документальность, достоверность, краткость, точность, ясность, эмоциональность как результат создания видеоряда, где все смысловые сцепления совпадают со зрительными
Телевизионное интервью: – протокольное; – информационное; – проблемное; – интервью-портрет Это целостный акт коммуникации, диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения инфор­мации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес События и факты, актуальные проблемы, интересные люди С помощью вопросов, интересующих зрителей, получение ответов «из первых рук» Метод интервью во всех его проявлениях. Использование художественных средств изображения (портретные характеристики, внимание к деталям) Ориентирование аудитории, включение в осмысление обсуждаемых проблем, побуждение к расширению поля социальной активности Наглядность и зрелищность речевого общения, разговор носит импровизационный характер, живая речь собеседников как субъективизация повествования
Оперативно-исследовательские
Пресс-конференция Разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам Общественно-значимые события, представляющие всеобщий интерес Для журналистов, участвующих в пресс-конференции в качестве интервьюеров, – получение официальной или эксклюзивной информации: для журнали­стов, органи­зующих пресс-конференцию, возможность глубокого освещения актуальных общественных проблем Метод интервью во всех его компонентах и наличие определенных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социаль­ной активности, интенсификация влияния на социальные процессы Вопросно-ответная форма организации материала; большое число интервьюеров, ведущий выступает в роли модератора
Телевизионный репортаж: – событийный; – тематический; – постановоч­ный Показ события, очевидцем или участником которого является журналист Реальное событие, динамичный, относительно закончен­ный отрезок жизни Объективный показ (телекамера в руках операто­ра) и субъектив­ный комментарий репортера как двойное авторство Непосредственное наблюдение события журналистом, анализ собственных впечатлений, репортажная съемка как воспроиз­ведение атмосферы события Ориентирование в событии, вклю­чение аудитории в его осмысление, расширение поля социальной ак­тивности, побуж­дение к действию Динамизм и наглядность по­каза — создание образной картины происходящего, документальность, экспрессивность, активная роль журналиста, создание «эффекта присутствия»
Телевизионный отчет: – прямой информационный; – аналитиче­ский; – тематический; – проблемный Полное и точ­ное освещение общественно-значимого события Официаль­ное событие (съезд, форум, конфе­ренция) Детальное знакомство телеаудитории с обсуждаемыми проблемами Протокольный по­каз наиболее важных выступлений или их фрагментов Вовлечение зрителей в обсуждение актуальных про­блем, побуждение к расширению поля социальной активности Звукозрительная форма предъявле­ния информации, наглядность про­является воспро­изведением высту­плений и реплик, обязательная зафиксированность происходящего на видеопленке
Исследовательско-новостные
Телевизионный комментарий Одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл и значение актуального общественно- политического события или документа Новость или уже известный факт Выявление значения комментируемого события, его оценка и прогноз развития Эмпирические: наблюдение, проработка документов. Теоретические: анализ, аналогия, сравнение, доказательные рассуждения; ораторские приемы Информирование телеаудитории, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, побуждение к действию Анализ не столько самого события, сколько его значения, направление внимания зрителей на ключевые факты, их оценку, возможность поставить событие в связь с другими и спрогнозировать его развитие, обо­сновать необхо­димые способы поведения
Журналистское расследование: – расследование криминала; – расследование причин экстремальных природных явлений. техногенных катастроф; – поиск истины при восстановлении давно прошедших событий Жанр проблемной телепублицистики, назначением которого является выявление существенных причинно- следственных связей отдельно взятого негативного социального явления «Кричащее» негативное явление Поиск причин происшедшего, коллективный поиск истины на глазах у зрителей Эмпирические (наблюдение, про- работка документов, экстенсивное интервьюирование), теоретические (изучение всех причинно-следственных связей), репортажная съемка с использованием реконструкции событий Оповещение аудитории о событии, ориентирование в происходящем, включение в осмысление, побуждение к коррекции собственных позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на соци­альные процессы Факт как основа передачи, отдельная ситуация как выявление закономерностей развития текущей действительности, авторское участие в расследовании
Исследовательские
Ток-шоу: – политическое; – социальное; – бытовое; – культурно-просветительское Разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных экспертов и аудитории Актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес Поиск путей решения обсуждаемой проблемы Соединение журналистских и сцениче­ских приемов Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы Живой диалог-импровизация в рамках «синхрон­ной реальности», ведущий — центральный пер­сонаж передачи, обязательное присутствие зрителей, репортажная съемка
Обозрение Типология по содержанию: – общие (рассматривают события определенного отрезка времени); – тематические (ограничены сферой конкретной проблематики) Жанр тележур­налистики, исследующий актуальные события в их максимально полном объеме за определенный отрезок времени или в определенной сфере человече­ской деятельности Общественно значимые события, процессы, ситуации, межчелове­ческие отношения Поиск причинно-следственных связей между одновременно происходящи­ми событиями или событиями в какой-то одной сфере деятельно­сти, выявление их значения и тенденций развития Панорама: обозрева­тель ведет аудиторию от явления к сущ­ности. Используются наблюдение, проработка документов, метод интервью, разнообразные выразительные средства (оперативные съемки, оригинальные кадры, архивные материалы) Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию Строгая фактологичность, изложение не единичных фак­тов, а их совокупно­сти, существующих между ними связей, широта исследуемого материала, единство наглядного освещения событий и их оценки, универсальность жанра по предмету и по струк­туре обозрения
Дискуссия на телеэкране Коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины Актуальная, социально значимая проблема В столкновении различных точек зрения «установить истину», прийти к согласию Сочетание элементов интервью с элементами полилога, полемические приемы, процесс рождения, развития и движения живой мысли на глазах у зрителей; внутрикадровые и межкадровые монтажные параллели Информирование телеаудитории, ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы Дискуссионная тема, наличие нескольких вариантов возможного решения проблемы, предмет дискуссии общеинтересный. социально значимый, ведущий – модератор, зрители в роли арбитров
Телевизионные дебаты Публичные оперативные дискуссионные контактные передачи, выходящие в эфир во время предвыборных кампаний Дискуссионная встреча двух сторон, отстаивающих противоположные позиции в оценке обсуждаемой ситуации с непременным участием журналиста- модератора, представляющего и зрителей, и студию Высвечивание портретов выступающих, создание по крупицам их имиджей, демонстрация их предвыборных программ Общение по правилам полемики, а также арсенал телевизионных приемов для создания атмосферы единого действия с присущим ему импульсивным ритмом: звуковые сигналы, секундомер на заднике в студии, стилизованные кабины с номерами прямых телефонов, «бегущая строка» и т.д. Информирование телеаудитории. ориентирование в происходящих событиях, оценка, побуждение к коррекции позиций, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию Простой принцип построения передачи: встреча двух или более сторон с участием посредника — модератора; осуществление равных возможностей для всех выступающих, четкая последовательность событий на экране
Беседа на телеэкране Специфический жанр телепублици­стики, представ­ляющий собой диа­логическую форму сообщения Предло­женная для обсуждения актуальная тема по политическим, экономи­ческим, социальным, морально-этическим и другим проблемам Обмен мнениями по поводу обсуждаемой темы, столкновение различных точек зрения, процесс исследования Использование основ­ных риторических операций, приемов полемики, чисто технических способов произнесения текста; репортажная съемка дополняет вербальную часть, фиксируя рече­вое поведение собе­седников Оповещение аудитории, ориентирование в теме, включение в обсуждение, побуждение к коррекции собственных взглядов, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, побуждение к действию При внешней статичности беседа обладает напряженной динамикой мыс­ли. Ведущий (модератор) — хозяин передачи, принимающий участие в обсуждении темы, и следящий за тем, чтобы все гости сумели высказаться. Возможно использование иконогра­фического материала
Исследовательско-образные (художественная публицистика)
Телевизионный очерк: – художественно-изобразительный; – художественно-публицисти­ческий; – исследователь­ский; – зарисовка как малая форма очерка Документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматриваю­щим композицион­ное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека Интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, важная соци­альная про­блема На фоне событий раскрытие человеческих характеров, глубинных свойств личности, обстоятельств жизни, мотивов поступков, объяснение социальных мотивов деятель­ности Синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов как уникальный пласт человековедения. Предъявление информации в звукозрительной фор­ме. Образное наглядное осмысление фактов. Отбор художественных приемов с учетом при­роды телевидения Информирование, ориентирование в изображаемых событиях, расши­рение поля соци­альной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение Сплав понятия и образа, слияние художественных и публицистических изобразительных средств; раскрытие типического через индивидуальное; включение в очерк элементов других жанров; возможность менять тональность и ритмику показа
Телевизионное эссе: – публицистическое; – литературно-критическое; – искусствоведчес-кое; – научно-популярное; – философское Жанр философской, эстетической, литературно- критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь Сообщение личного характера о событиях, пережитых автором Процесс познания мира в процессе самопознания личности Изложение определенной концептуальной теории, вытекающей из лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности: основной источник аргументов — обращение к личному жизненному опыту автора, неожиданные ассоциации, аналогии и контрасты, резкие тематические переходы Информирование аудитории, ориентирование в рассуждениях автора, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы, эмоциональное и нравственное обогащение Изложение подчеркнуто личного мнения выступающего, раскованное свободное развертывание мысли, рассуждение вслух; преобладание общих суждений над фактами, использование визуальной информации
Телевизионный фельетон: – беллетризиро-ванный; – публицистический Жанр, раскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений События и явления действительности, обладающие «двуликовостью»: – общественной вредностью; – комической сущностью Использование изобразительно- выразительных комических средств для критики общественно вредных явлений (сатира) и беззлобное осмеяние людских недостатков и слабостей (юмор) Сочетание документальности, художественности и экранных средств сатирической типизации: окарикатуренных портретов, использование кадров из фильмов, книжных иллюстраций Поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, побуждение к активизации влияния на социальные процессы Высокая типизация отдельного факта, с одной стороны, и безупречная конкретность, требующая особой осторожности, с другой; повышенный уровень эмоционального воздействия на аудиторию; особый монтажно-изобразительный строй передачи и специфичность ее вербальной части; важнейшее сред­ство сатирической типизации — визуальная информация
Телевизионный памфлет Произведение обличительного характера ,в кото­ром сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экс­прессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность Крупно­масштаб­ный объект обличения: негативное социальное явление, государственные или общественные деятели Критика, рассчи­танная «на уни­чтожение», носит характер разобла­чения, осмеяния, осуждения Те же, что и фельетона, но отличаются особой энергично­стью, страстностью тона, широко ис­пользуются сарказм, гротеск Поддержание жизненного то­нуса, обогащение эмоциональных реакций, психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, к активизации влияния на соци­альные процессы Пафос памфле­та—в сочетании публицистичности с художественны­ми достоинствами сатиры. Масштаб­ность определяется тем, что конкрет­ный факт — осно­ва памфлета — анализируется в совокупности с другими фактами из деятельности «героев»