Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевидение перестает быть самим собой» [6, с. 75].
Максимальное приближение сообщения к «формам самой жизни», к подлинным звукам, краскам, движению объектов, усиление «эффекта присутствия» — все это природная основа телевидения. Но это также и основные жанровые признаки репортажа. И если в печати и на радио они реализуются с помощью знаков на бумаге или звучащих слов, то телевидение, в силу своей природы, наглядно проявляет репортажность — во всех передачах, какими бы жанрами они ни были представлены.
«Репортажность — не просто эффектный прием телевизионной журналистики, в ней реализуется сама природа телевещания, подчеркивая (отражая) документальность факта и достоверность сообщения, вызывая тот самый "эффект участия", который из мнимою переходи I в подлинный» [6, с. 78].
Мы рассматриваем репортажность как имманентное (внутренне присущее), обусловленное природой телевизионного показа и телевизионного восприятия свойство, выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа (создание «эффекта присутствия», наглядность, динамичность) на все другие жанры тележурналистики.
Репортажность любой телепередачи образуется трехмерным построением экранного образа:ъ
– изображением, передающим пластический образ происходящего действия;
– словом, рожденным в действии;
– звуковым сопровождением, передающим состояние среды, где происходит действие.
В результате:
– на экране отражается жизнь, «застигнутая врасплох»;
– зрители становятся свидетелями события в момент его свершения;
– возникает «эффект присутствия» как иллюзия непосредственного общения.
Проявлением репортажной природы являются репортажный показ событий и репортажное восприятие происходящего на экране.
Репортажный показ состоит из элементов, фиксирующих предмет изображения, и элементов, характеризующих работу оператора. Это так называемые генеративные элементы, приводящие изначально статичный изобразительный ряд в динамичное состояние. Генеративные элементы пронизывают не только изображение, но и речь, рождаются импровизационно, в ходе съемок, обеспечивают более высокий уровень достоверности показываемого события, его динамичность, наглядность, сиюминутность.
Репортажный показ любой телепередачи обеспечивается и активной ролью работающего в кадре тележурналиста: будучи «лицом» передачи, он одновременно — «глаза и уши» телезрителей. Именно с его помощью аудитория воспринимает и оценивает события, происходящие на экране, именно он обеспечивает «эффект присутствия».
Репортажное восприятие любой передачи телезрителями проявляется:
– в иллюзии непосредственного общения: в информационном сюжете они присутствуют на событии; с комментатором встречаются один на один; будучи свидетелями интервью, расширяют источники информации; вместе с участниками ток-шоу включаются в поиск истины;
– в возможности разоблачения противоречий между поведением и словами участников передачи, в обнажении человеческой сущности (экран делает это великолепно);
– в оценке ситуаций (зритель сопоставляет происходящее на экране с жизненными реалиями);
– в воздействии обстановки, где происходит действие;
– в возможности дать эмоциональную и логическую оценку происходящему.
«Телевидение от природы наделено волшебным даром убеждения в достоверности того, что преподносит зрителю. Читатель вынужден в своем воображении выстраивать образы и ситуации, описываемые в словах. А тут, на экране, все готовенькое. Читатель активен. Зритель пассивен. А посему его проще убедить. И, как оказалось, переубедить» (Р. Борецкий).
Репортажность, обеспечивающая достоверность и точность в показе актуальных событий, Может быть использована и как прием манипулирования общественным сознанием.
«В экранной документалистике оказываются нерасторжимо связанными три элемента — возможность фиксации протекающей перед камерами реальности, субъективность авторского подхода и, наконец, как результат их взаимодействия, предлагаемый в кадре образ этой реальности... Можно сказать, что на экране реальная жизнь навечно обречена пребывать в законченном состоянии. Разумеется, выбор таких «цитат» зависит от самого документалиста, и уже в силу этого мы вынуждены видеть реальность как бы глазами того, в чьих руках находится камера» [32, с. 15, 11].
Охлотелесуггестия (охлос — толпа, теле — телевидение, суггестия — внушение) — орудие внушения — используется, когда желаемое надо выдать за действительное. Парадокс, но именно правда выступает в этом случае как основа лжи. Для этого используются:
– средства манипулирования:
- подбор видеоряда,
- тенденциозный комментарий,
- искажение или подтасовка фактов,
- акцентирование или умолчание в сообщениях о важных событиях;
– технические возможности манипулирования:
- время выхода передачи в эфир,
- место передачи в программе,
- хронометраж программы,
- возможности видеомонтажа.
Целенаправленное психологическое воздействие на аудиторию с помощью телевидения используется для побуждения зрителей к принятию каких-либо решений или к совершению определенных действий.