Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе значение термина).
Главные принципы программировании:
– соблюдение профиля канала;
– актуальность и оперативность вещания как приоритетные подходы;
– композиционная стойкость ежедневно! о расписания передач.
Основные понятия программирования:
– блок или контейнер — набор рубрик по принципу повторения для разной аудитории в зависимости от времени выдачи в эфир;
– рубрика —ряд передач, развивающих определенное тематическое направление, как правило, для определенной аудитории, с определенной периодичностью и единым временем выхода в эфир;
– цикл — передачи, посвященные одной проблеме;
– серия — передачи с постоянными героями;
– сетка вещания как набор и сочетание рубрик, циклов, серий, разовых передач в недельном отрезке:
- обеспечивает разнообразие тем и жанров,
- учитывает интересы разных категорий зрителей,
- меняется в зависимости от сезона, крупных кампаний, в связи с чрезвычайными событиями.
Критерии общественной полезности программ — высокие «пороги качества», стандарты профессионализма.
Проявлением культуроформирующей и воспитательной функций телевидения, призванного приобщать аудиторию к художественным и нравственным обретениям человечества, показателем культуры телевидения является эстетика телевизионного программирования — овладение процессом программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его посредство — установление необходимого контакта со зрителем.
Эстетика программирования накладывает свой отпечаток на общий характер общения со зрителем; определяет границы использования выразительных средств; выдвигает особые требования к выступающим в кадре, ведущим программ.
Основные эстетические нормативы
– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;
– высокая культура речи;
– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;
– высокий уровень телевизионных съемок, «выстроенность» каждого кадра, современный дизайн передач;
– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих художественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.
Разработан специальный классификатор программ, предусматривающий их социальную значимость, общественную полезность, необходимый минимум присутствия в эфире.
Информационная (новостная) программа — регулярное сообщение о текущих событиях, содержащее 8-14, иногда до 20 эпизодов («сюжетов», репортажей, устных сообщений). Набор новостей может быть универсальным (от политики до погоды), кроме того, возможны и специализированные новости (выпуски, посвященные исключительно спорту, женским проблемам, автомобилизму, бизнесу, сельскому хозяйству и пр.). В конце дня или недели выхолят в эфир информационно-аналитические программы, где присутствуют не только факты, но и мнения, обобщения экспертов и ведущего.
Новостные программы — «лицо» любой телекомпании, опорные точки вещательного дня.
Публицистическая программа — произведение журналистики (очерк, ток-шоу, проблемный репортаж), ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению. В публицистике выражена гражданская позиция телекомпании.
Признаки качественной публицистической программы:
– новизна и оригинальность не только фактов, но и идей, авторского подхода к действительности;
– стремление реально помочь гражданам России в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни;
– утверждение социального согласия, пробуждение добрых чувств, гуманности, перевод конфликтов в план конструктивного обсуждения — поиск истины в сопоставлении точек зрения;
– выдержанность стиля, четкость композиции, логика изложения, литературные достоинства текста;
– образность видеоряда, культура съемок, звукозаписи и монтажа.
Познавательно-развлекательная программа — возможна в форме легкого ток-шоу, веселого обозрения текущих событий, передаваемого преимущественно по утрам. Это «коктейль» из интервью со знаменитостями, мультфильмов, информации, полезных советов и пр. Необходим баланс развлекательности и познавательности, многое зависит от обаяния и интеллекта ведущих.
Сюда относятся и программы, где достаточно серьезные репортажи и интервью соседствуют с концертными номерами, а также некоторые викторины и телепутешествия. Действует старый верный принцип: поучать, развлекая.
Аудитория полагает, что она всего лишь развлекается, но на деле получает и нечто социально полезное – морально-нравственную ориентацию.
Культурно-просветительская программа отнюдь не лекция, но драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, созданных человечеством. Жанры те же, что в публицистике, вплоть до документального фильма. Но, кроме того, трансляции спектаклей, а также передачи о проблемах семьи, медицины и здоровья, культуры, домоводства.
Детская программа — система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьною, подросткового и юношеского возраста. Цель — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Форма — непременно увлекательная. По жанрам и форматам детские программы многообразны: здесь и телеконкурсы, и инсценировки сказок, и фильмы, а также трансляции детских праздников и встреч детей с интересными людьми.
Спортивная программа — это не только информация и комментарии о результатах соревнований, но и полные трансляции матчей или подробные репортажи об автогонках, теннисных турнирах и т.п. Такого рода программы имеют ограниченную аудиторию, хотя и довольно активную в требованиях подробного показа «своего» вида спорта: волейбола, бокса, плавания и пр.
Художественные (игровые) кинофильмы от одной до 4-12 серий могут идти как самостоятельный элемент телевизионного дня либо сопровождаться культурно-просветительской беседой, рассказом об обстоятельствах создания фильма, об историческом контексте в соотнесении с сегодняшним днем.
Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделяются социологами от художественных фильмов. Функция — дешевое (в прямом и переносном смысле) развлечение. В одних и тех же декорациях разыгрываются стандартные ситуации.
Развлекательные программы — эстрада, цирк, легкая музыка, игры.
Рекламные программы (наборы клипов, «сюжетов») отделяются от других передач специальной заставкой. Определяется допустимый максимум их присутствия в эфире (обычно не более 12-15% времени). Не принято прерывать рекламой новости и детские программы.
Социально значимыми являются:
– информационные и информационно-аналитические программы;
– публицистические программы;
– познавательно-развлекательные программы;
– культурно-просветительные программы;
– детские программы.
Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ — основание для решения вопроса о лицензировании телекомпании [45, с. 284-286].
Контрольные вопросы
1. Под влиянием каких факторов происходит становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров?
2. Назовите и охарактеризуйте основные направления жанрового развития тележурналистики.
3. Какие особенности жанров тележурналистики обусловлены природой телевещания?
4. Какие особенности жанров тележурналистики обусловлены возможностями телевизионной техники?
5. Что является основой жанровот о деления телепередач?
6. Как выглядит сегодня типологическая система телевизионных жанров?
7. Почему главное природное свойство телевидения называется репортаж-ностью?
8. Из каких элементов состоит репортажный показ?
9. Как проявляется репортажное восприятие телепередачи зрителями?
10. Как с помощью телевидения осуществляется целенаправленное психологическое воздействие на телеаудиторию?
11. Почему единицей вещания, законченным произведением телевидения является программа, а не жанровые рамки?
12. Что собой представляет классификатор программ и для чего он нужен?