рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Выступление в кадре

Выступление в кадре - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Любое Обращение Человека К Массовой Аудитории С Телеэкрана, К...

 

Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практически такое обра­щение не столько жанр, сколько метод донесения до зрителей любой информации: от прямого включения телерепортера с места события до монолога в портретном очерке. Но в любом случае выступление содер­жит не только информацию, но и отношение к ней, авторскую оценку [45, с. 179]. В плане техники показа выступление в кадре — самая про­стая форма передачи. Для выступающего — это максимальная реализа­ция всех его духовных и творческих возможностей.

«На всеобщее обозрение, "на всенародные очи" общественный деятель выносит не только свою речь, декларацию, свое мнение — всего себя, свой человеческий облик, свой интеллект, свою искренность» (В. Л. Саппак).

Специфика телевизионного выступления:

– масштаб публичности: в отличие от ораторов, выступающих пе­ред публикой в зале, находящийся в кадре человек обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя себе многочис­ленную аудиторию, рассредоточенную в пространстве;

– отпечаток диалогической природы телевидения: предполагается своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диа­лог мысленный, когда выступающий заранее старается предпо­ложить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на все эти вопросы, выстраивая свою речь соответствующим об­разом;

– высокий эффект эмоционально-логического воздействия на зрителей, связанный с такими свойствами телевизионного со­общения, как его персонифицированность, разговорность сти­ля и интонация.

Выступление — одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен, и поныне является важнейшим средством воз­действия на общественное сознание. В 335 г. до н.э. Аристотель в своей «Риторике» назвал три составные части ораторского искусства: личные свойства и способности оратора, принципы построения публичных выступлений, технику ораторской речи.

Особые требования к выступающему:

– выступающий должен быть личностью, представляющей ин­терес для зрителей: носитель эксклюзивной информации, из­вестный человек со своим взглядом на происходящие события, высокопоставленный государственный или общественный дея­тель, чье появление на экране носит официальный характер;

– основанием для появления оратора на телеэкране служит его умение ярко и оригинально мыслить, глубоко и многосторонне анализировать известные события и явления, делать верные вы­воды;

– текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии;

– внешний облик выступающего, мимика, жесты, речевое поведе­ние должны соответствовать содержанию излагаемого материала.

Эти же требования были сформулированы и в старинном сочине­нии «Физиономист»: «Твой лик, о человек, есть зеркало твоей души и духа твоего, на котором Господь собственным перстом начертал, что ты есть перед ним и всяким творением, живущим на земле, чтобы каж­дый узнавал — кто ты в добре и зле».

Любое телевизионное выступление основано на утверждении какой-либо концепции, идеи, которая раскрывается в ходе авторского рассуждения, подкрепляемого необходимыми доказательствами.

Этапы работы над выступлением определили еще древние риторы:

– инвенцио (изобретение мыслей);

– диспозицио (расположение мыслей);

– елокуцио (словесное выражение);

– моториа (запоминание):

– акцио (произнесение).

Подготовка телевизионного выступления — это конструирование текста в соответствии с творческой задачей журналиста и интересами целевой телевизионной аудитории. На этот процесс действует несколь­ко групп факторов:

– генетические: журналистский замысел и авторская концепция, масштаб проблемы, объем собранной информации, оператив­ность материала;

– целевые (связанные с предназначением текста): констатация, утверждение, отрицание;

– формальные (связанные с формой и внешними параметрами текста): жанр, размер, использование иллюстративного мате­риала, место выступления в программе передач.

Эти факторы тележурналист учитывает изначально, приступая к процессу создания своего выступления.

Важнейшим организующим элементом выступления, определяю­щим его содержательную цельность, логичность изложения и завер­шенность материала в виде мотивированных выводов, является композиция. Она должна соответствовать следующим требованиям:

– наличие трехчастной структуры;

– вступление содержит определение темы, знакомит телезрителей с кругом обсуждаемых вопросов;

– основная часть излагает факты и доказательства авторской кон­цепции в трактовке этих фактов;

– заключение предлагает краткие и точные выводы из сказанного;

– способы смыслового решения заключительной части выступления: дидактический (делается однозначный вывод), приглашение телезрителей к дискуссии, «неустойчивая нота» (автор не делает однозначных выводов);

– составные части должны быть соразмерными;

– в телевизионном выступлении доминирующий элемент — слово, но при необходимости возможно использование изобразительного материала, как иллюстрации, соответствующей слову, подтверждающей и аргументирующей его, способствующей более полному и эффективному восприятию передачи.

Типы структурных моделей выступления Определяются с помощью формальных характеристик. Одна из них — порядок расположения наиболее активно действующих аргументов:

– «антикульминационная модель» (сильные аргументы даются вначале выступления);

– «пирамидальная модель» (сильные аргументы — в основной части);

– «кульминационная модель» (сильные аргументы — в конце).

Выступление может быть построено на основе включения в него «односторонних» и «двусторонних» сообщений: первые содержат толь­ко сообщения автора, вторые наряду с ними содержат и контраргумен­ты мнимого или реального оппонента.

Виды телевизионных выступлений:

– текстовые, написанные самим выступающим и отредактиро­ванные телевизионным редактором (выдаются в эфир с помо­щью телесуфлера);

– тезисные, где обозначена тема, намечен основной ход мысли, прокомментированы центральные вопросы, которые затраги­ваются в ходе выступления; текст рождается импровизационно;

– импровизированные, где обозначены только тема и хрономе­траж выступления, требуют тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речевая культура, телегеничность и т.д.).

Выступление в кадре (речевая деятельность) по своей сути является произнесением заранее подготовленного текста. Текст — мысль, об­леченная в определенную (словесную) форму.

Основные характеристики текста:

– цельность (проявление единства авторского замысла);

– связность (необходимое условие цельности);

– завершенность (наличие выводов, связывающих воедино нача­ло и конец).

Общие правила речевой деятельности:

– не содержать отступлений от языковых норм;

– адекватно передавать авторскую мысль;

– экономно использовать выразительно-изобразительные языко­вые средства;

– текст должен быть понятным и интересным аудитории телезри­телей.

Правила, продиктованные функциональным стилем:

– сообщение представляет актуальное событие;

– привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;

– воздействует на мировоззрение телезрителей.

Условие успеха любого выступления — умение выступающего публич­но думать, просто говорить о сложном, убеждать без дидактики. Вот почему оратор должен владеть в высокой степени мастерством убежде­ния, пользоваться речью как средством взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры, жесты рассчитаны на зрителей и предназначе­ны им.

«Поскольку выступающий "приходит домой" к зрителю, он не должен за­бывать о тоне выступления. Любая аудитория всегда чувствует подготов­ленность, широту кругозора оратора. Для этого совсем не требуется обилия цитат, наукообразных выражений, иностранной терминологии. Гораздо более действует на людей честное освещение фактов и явлений» [7, с. 43].

Самое главное и самое трудное — с первых слов завоевать внима­ние аудитории. Чтобы найти такое начало, надо продумать основные положения будущей речи, определить, какой из тезисов поставить на первое место. Выступающий в эфире должен в совершенстве владеть нормами устной речи (текст предназначен для ушей), знать основные риторические правила, делающие сообщение не только убедительным, но и эмоциональным, экспрессивным.

Умение использовать основные риторические операции (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция — сведение сложного к простому и т.д.) и типы ри­торических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гипербола, литота, эвфемизм), а также чисто технические приемы произнесения текста выступления (дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов, интонация) в немалой степени определяют уровень методологической культуры «говорящей головы».

«Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной... Голые логические по­строения не могут эмоционально действовать на человека. Идея речи, со­держание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу... Настоя­щая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства» [43, с. 4].

Эффективность телевизионного выступления определяется не только содержанием и мастерством изложения информации, но и воз­действием на аудиторию невербальных факторов. Внешний облик вы­ступающего, его поведение в кадре, мимика, жесты, умение общаться с аудиторией — все должно работать на результат и соответствовать содержанию выступления. Методика подготовки и исполнения высту­пления в кадре используется на телевидении в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе.

 

Вербальная телевизионная информация (без видеоряда)

 

Оперативная устная информационная заметка — сжатая форма от­ражения актуальных событий и фактов социальной действительности.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — факты и события без анализа и оценки, но с указанием на их социальную значимость и уникальность.

Авторская задача — информирование аудитории телезрителей.

Методы — создание четкого, ясного краткого текста, отвечающего на вопросы: что произошло? где? когда? кто действует? (текст создается на основе метода интервью, собственных наблюдений тележурналиста, проработки документов).

Вербальная (словесная) форма используется в условиях особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий

интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видео­материалы еще не получены.

Источники вербальной информации:

– события;

– документы;

– беседы журналистов на всех уровнях;

– личные наблюдения;

– институт информаторов, сообщения информационных агентств и интернет-сайтов.

Информативная ценность новости:

– социальная масштабность факта;

– самоочевидность факта (не требуется специальных разъяснений);

– эксклюзивность;

– уникальность;

– надежность источника сообщения;

– известность участника или участников события;

– возможные последствия события;

– близость сообщения к интересам аудитории;

– драматургия (конфликтность) события.

Типы информационного содержания:

– фактологический (основа — событие);

– вероятностный (предположение или совокупность предположе­ний о настоящем, прошлом и будущем какого-либо явления);

– превентивный (сообщение о будущем событии);

– оценочный (подчеркивается значение сообщаемого факта);

– нормативный (о соблюдении существующих правовых и этиче­ских норм, о новых нормах);

– программный (советы, рекомендации).

Специфика телевизионной информации:

– оперативность (новости должны быть информацией последней минуты);

– достоверность;

– информация, а не объяснения (для тележурналистов это тест на профессионализм: необходимы практика и талант, чтобы свести суть сложного материала к нескольким простым предложениям);

– материалы для эфира требуют разговорного языка (предназна­ченные для чтения вслух, они пишутся для ушей, а не для глаз);

– ясность — абсолютное требование (зритель не может «перечи­тать» материал, новость в эфире должна быть понята с первого прослушивания);

– умение готовить материал в сжатые сроки.

Подготовка к передаче вербального сообщения в эфир сводится к отбору фактов, редактированию и воспроизведению в кадре. Критерии отбора — общественная важность материала либо его познаватель­ная ценность.

Стиль — отсутствие описательности и авторских эмоций.

Устные сообщения нередко предлагаются аудитории непродолжи­тельными блоками, где информация объединяется по тематическому принципу.

Наиболее распространенные этические нарушения в сообщениях и но­востях:

– замалчивание социально значимых фактов;

– искажение смысла факта;

– урезание факта;

– домысел, самодельные «добавки» к факту;

– неоправданное вторжение в частную жизнь;

– необоснованные характеристики участников события («ярлы­ки»);

– использование ненадежных источников;

– присвоение авторства в поиске фактов.

 

Методические рекомендации по созданию вербальной телеинформации

Все, что делает эфирный журналист, должно работать на точное, правди­вое изложение событий:

– адресуйте новости зрителю, эфирное сообщение должно захваты­вать внимание слушателей с самого начала, наиболее важны первые слова;

– формулируйте мысли точно и кратко, уплотняйте сообщение, самое главное в достижении ясности — хорошее знание и понимание мате­риала;

– используйте короткие простые предложения: стройте информацию на существительных и глаголах — это наиболее сильные слова, из­бавляйтесь от прилагательных и наречий, кроме самых необходимых, избегайте употребления страдательного залога глаголов;

– избегайте аббревиатур, прямого цитирования, местоимений и числи­тельных, они мешают четкому пониманию текста.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Выступление в кадре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги