Телевизионный комментарий

 

Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа.

Жанроформирующие элементы: Предмет авторского исследования — новость или уже известный факт.

Авторская задача — выявление значения комментируемого собы­тия, его оценка и прогноз развития.

Методы — эмпирические (наблюдение, проработка документов), теоретические (анализ, аналогии, сравнения, доказательные рассуждения), метод открытых авторских оценок.

В группе телевизионных жанров комментарий занимает одно из важных мест как средство социальной ориентации зрительской ауди­тории.

Основные жанровые особенности комментария:

– анализ не столько самого события, сколько его значения, по­следствий, которые оно может вызвать;

– направление внимания зрителей на ключевые факты, их оценку;

– возможность поставить событие в связь с другими и сформули­ровать прогноз дальнейшего развития ситуации;

– обоснование необходимых способов поведения и решения задач.

Стержневой доминантой жанра является рассуждение автора по тому или иному поводу и приглашение аудитории к соразмышлению.

Высказывая свое отношение к ситуации, комментатор не претен­дует на глубину исследования, полноту анализа и подчеркивает субъ­ективность своей позиции. Однако необходимо учитывать главное требование аудитории: комментатор должен сообщать информацию нужную, истинную и доступную. Комментарий — жанр оперативный, проблемы, решаемые с его помощью, нацелены на побуждение к дей­ствию.

Типичные группы проблем, требующих комментария:

– особенности или новые качества факта, его ценность;

– причины, условия, предпосылки существования фактов;

– цели, мотивы, планы действий участников комментируемого события;

– порядок развития комментируемого события;

– тенденции, закономерности развития общества, которые прояв­ляются в комментируемом событии, противоречия внутри него;

– задачи, вытекающие из комментируемого факта, пути и методы их решения;

– достоверность комментируемых фактов.

Первый шаг при подготовке комментария — четкое определение цели:

– какое явление будет исследоваться;

– какое знание необходимо дать аудитории;

– какие могут возникнуть у зрителей возражения, как их учесть в ходе комментирования;

– какие чувства необходимо пробудить у аудитории.

Выбор приемов комментирования:

– разработка связей между исходными и комментирующими фак­тами;

– детализация комментируемых событий, восстановление под­робностей, которые важны для постановки проблем;

– сравнение фактов, разработка аналогий, проведение параллелей для обнаружения связей внутри комментируемого события;

– противопоставление, конфронтация различных или противопо­ложных способов осуществления обсуждаемых событий;

– интерпретация фактов.

Перечисленные приемы используются по отдельности или комби­нированно в зависимости от конкретной комментаторской задачи, но комментарий всегда имеет типичную структуру, предполагающую на­личие обязательных составных элементов:

– сообщение о комментируемом событии и постановка задачи комментария;

– формулирование вопросов, возникших в связи с событием;

– изложение комментирующих мыслей, фактов, деталей;

– отражение отношения комментатора к событию (либо в начале изложения, либо вслед за постановкой вопросов).

Структурные элементы обусловливают друг друга, поэтому все они должны присутствовать в комментарии, иначе он может оказаться не­удачным.

Ошибки в комментировании возникают, когда:

– отсутствует в тексте исходный (комментируемый) факт, если он неизвестен аудитории, то постановка проблем провисает в воз­духе;

– за основу взят факт, не подлежащий комментарию;

– нечетко проявлена обсуждаемая проблема;

– актуальность, проблемность, точность поставленных вопросов вызывает сомнение;

– нет ясных и убедительных выводов [49, с. 214].

 

Методические рекомендации по созданию комментария

Текст комментария определяется его внутренней логикой, логикой за­ключенного в его основе доказательного рассуждения. Это предъявляет высокие требования к логике мышления и логике действий ком­ментатора, поскольку именно в ходе рассуждения устанавливается достоверность авторских выводов.

Доказательное рассуждение включает в себя тезис (формулировка ав­торской позиции), аргументы (доказательства, подтверждающие тезис), вывод.

Требования к тезису:

– должен быть суждением четким и точно определенным по своему со­держанию;

– оставаться неизменным на протяжении всего доказательства;

– вытекать из аргументов, подтверждаться ими.

Требования к аргументам:

– должны быть истинными, не подлежащими сомнению;

– являться достаточным основанием для тезиса;

– быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тези­са (иначе получается «круг в обосновании»);

– не должны противоречить друг другу.

Логически правильное доказательное рассуждение комментатора гаран­тирует в сознании аудитории достоверность его утверждений. Чтобы добиться этого, комментатору необходимо:

– глубоко и всесторонне изучить суть комментируемого предмета (со­бытия, процесса или ситуации);

– знать точное содержание понятий;

– уметь правильно сформулировать проблему, оценить проблемную си­туацию, выявить причины ее появления;

– отделить от проблемы «проблемки» и «проблемоиды»;

– прогнозировать развитие проблемной ситуации и представлять воз­можные пути решения проблемы;

– предлагать программу выхода из проблемной ситуации.

«Предпосылками профессионального комментария являются независи­мость мышления, автора, компетентность в данном вопросе и опыт в осве­щении общественных проблем. Комментатору необходимо учитывать степень подготовленности зрителей в том или ином вопросе. Ему следует убеждать аудиторию логикой мотивировок, темпераментом речи и замет­ной дистанцией по отношению к материалу» [12, с. 365].