рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

На телеэкране - эссе

На телеэкране - эссе - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Эссе — Жанр Философской, Эстетической, Литературно-Крити­ческ...

 

Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь.

Жанроформирующие элементы:

Предмет — сообщение личного характера о событиях, пережитых автором.

Авторская задача — процесс познания мира в процессе самопозна­ния личности.

Методы — изложение определенной концептуальной теории, вы­текающей из лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности: обращение к личному жизненному опыту автора, неожиданные ассоциации, аналогии и контрасты, рез­кие тематические переходы.

Эссе — не просто персонификация повествования, это максималь­ное раскрытие личности повествователя. Самораскрытие и самоопре­деление — принципиальная основа жанра.

Жанровые признаки:

– изложение подчеркнуто личного мнения выступающего;

– раскованное свободное развертывание мысли, спонтанное рас­суждение вслух;

– источник аргументов — личный опыт;

– неожиданные аналогии и контрасты;

– резкие переходы в композиции;

– преобладание общих суждении над фактами;

– использование визуальной информации, иконографического материала для иллюстрации выступления.

Свои рассуждения автор нередко представляет в самом широком плане. Порой преобладание общих суждений над фактами является по­давляющим. Однако считать это недостатком нельзя. «Глобальность» — обычный уровень рассуждений эссеиста, помогающего аудитории зри­телей четче увидеть актуальные быстротекущие события на фоне более общих, более фундаментальных событий.

Типология жанра эссе:

– Публицистическое эссе имеет «синкретический» характер раз­мышлений автора, близкий к характеру обыденного размышления. Поводы для публицистических эссе — актуальные вопросы, вызываю­щие повышенное внимание аудитории. Публицистическое эссе, как правило, богато ассоциациями, опирающимися на опыт аудитории, а также — на жизненный опыт самого автора, его воспоминания, пред­положения.

– Литературно-критическое эссе представляет собой общие рас­суждения о литературном произведении, не претендует на детальный анализ произведения, скрупулезную оценку его достоинств или не­достатков. Эссеист рассуждает о неких общих закономерностях лите­ратурного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она­ призвана служить или служит в данный момент. Конкретное произ­ведение, прежде всего — отправная точка развития мысли, «призма», через которую преломляются раздумья общего плана.

– Искусствоведческое эссе отличается от литературно-критиче­ского предметом отображения. Речь идет о художественном творче­стве, искусстве театра и кино. Темы связаны с рассуждениями о пре­красном и безобразном в жизни и в искусстве, о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о низком и высо­ком, о массовом и элитарном в искусстве.

– Эссе научно-популярного плана посвящается общенаучным про­блемам, которые рассматриваются в связи с жизнью общества как такового, техническими достижениями и судьбами цивилизации; не­редко речь идет о конфликте техники и человека, гуманизации целей и методов науки.

– Авторов философских эссе волнуют материя и дух, жизнь и смерть, их неразрывное единство, их вечная борьба; добро и зло — понятия, не существующие одно без другого; перетекающие одно в другое яв­ления, стоящие за этими понятиями; истина, ее суть и пути постиже­ния. Как известно, проблемы такого рода являются главным предме­том философии.

Процесс самопознания как предмет публицистического исследо­вания представляет собой соединение бытия и внутреннего мира эс­сеиста. Постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора — такова суть его рассуждения. Но это не бессвязный поток мыслей, а глубокое осмысление вечных ценно­стей по четкой логической схеме: от главной мысли — к обоснованию, от посыла — к выводу.

Структура эссе получается удачной, если опирается на существую­щие закономерности изложения мысли и восприятия информации ау­диторией:

– текст сразу вводит аудиторию в курс дела;

– содержание выступления хронологически упорядочено;

– телезрители ясно понимают, что именно автор доказывает, ка­кие аргументы использует;

– сложные рассуждения сопровождаются пояснениями, примера­ми;

– выступление завершается выводами, резюмирующими главную мысль автора.

Композиция эссе зачастую выстраивается по типу скачкообразного развертывания темы — это свободная манера изложения, при которой внутренняя структура жанра базируется на различных ассоциативных связях. При этом вся цепь ассоциаций выстраивается вокруг четко про­думанной авторской идеи. Функция ассоциаций заключается в том, чтобы посредством связок состыковать между собой разнородные фак­ты изображаемой действительности.

Жанр эссе, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложен. На телевидении он связан еще и с дополнительными трудностями: те­лезрители видят оратора и обращают внимание не только на то, что он говорит, но и как он говорит.

Интерес к выступлению может не возникнуть, если:

– уровень мысли, демонстрируемый выступающим, не превышает компетентности целевой аудитории, к которой он прежде всего обращается;

– не определены объективные и субъективные характеристики этой аудитории;

– оратор недостаточно владеет речевой культурой;

– чрезмерно используются невербальные элементы (мимика, же­сты, позы);

– внешний вид и речевое поведение оратора не соответствуют теме его выступления.

«Жанр эссе представляет авторам богатые возможности — тематические, содержательные, формальные, изобразительно выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения» [45, с. 205].

 

Методические рекомендации по созданию эссе

Личностный, лирический характер эссе требует от автора прямого обра­щения к телевизионной аудитории:

– в самом начале выступления обратиться к «своей» аудитории, опре­делить цель;

– четко структурировать излагаемый материал;

– осмысление и изложение сообщаемой информации вести одновре­менно на рационально-познавательном и эмоционально-чувственном уровнях; речь строить так, чтобы она была не только четкой, ясной и понятной, но и выразительной, яркой, воздействующей и на созна­ние, и на чувства телезрителей;

– информация, содержащаяся в тексте эссе, должна быть развернутой и исчерпывающей;

– из текста необходимо исключать двусмысленные выражения, а ожи­даемые возражения и сомнения предупреждать с помощью опреде­ленной аргументации;

– для налаживания коммуникативных связей с аудиторией автор может уточнить какой-либо значимый факт, поставить перед телезрителями риторический вопрос, поделиться своими непосредственными раз­мышлениями.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: На телеэкране - эссе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Журналистское расследование
  Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги