На телеэкране - эссе

 

Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь.

Жанроформирующие элементы:

Предмет — сообщение личного характера о событиях, пережитых автором.

Авторская задача — процесс познания мира в процессе самопозна­ния личности.

Методы — изложение определенной концептуальной теории, вы­текающей из лежащих на поверхности явлений в той или иной сфере деятельности: обращение к личному жизненному опыту автора, неожиданные ассоциации, аналогии и контрасты, рез­кие тематические переходы.

Эссе — не просто персонификация повествования, это максималь­ное раскрытие личности повествователя. Самораскрытие и самоопре­деление — принципиальная основа жанра.

Жанровые признаки:

– изложение подчеркнуто личного мнения выступающего;

– раскованное свободное развертывание мысли, спонтанное рас­суждение вслух;

– источник аргументов — личный опыт;

– неожиданные аналогии и контрасты;

– резкие переходы в композиции;

– преобладание общих суждении над фактами;

– использование визуальной информации, иконографического материала для иллюстрации выступления.

Свои рассуждения автор нередко представляет в самом широком плане. Порой преобладание общих суждений над фактами является по­давляющим. Однако считать это недостатком нельзя. «Глобальность» — обычный уровень рассуждений эссеиста, помогающего аудитории зри­телей четче увидеть актуальные быстротекущие события на фоне более общих, более фундаментальных событий.

Типология жанра эссе:

– Публицистическое эссе имеет «синкретический» характер раз­мышлений автора, близкий к характеру обыденного размышления. Поводы для публицистических эссе — актуальные вопросы, вызываю­щие повышенное внимание аудитории. Публицистическое эссе, как правило, богато ассоциациями, опирающимися на опыт аудитории, а также — на жизненный опыт самого автора, его воспоминания, пред­положения.

– Литературно-критическое эссе представляет собой общие рас­суждения о литературном произведении, не претендует на детальный анализ произведения, скрупулезную оценку его достоинств или не­достатков. Эссеист рассуждает о неких общих закономерностях лите­ратурного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она­ призвана служить или служит в данный момент. Конкретное произ­ведение, прежде всего — отправная точка развития мысли, «призма», через которую преломляются раздумья общего плана.

– Искусствоведческое эссе отличается от литературно-критиче­ского предметом отображения. Речь идет о художественном творче­стве, искусстве театра и кино. Темы связаны с рассуждениями о пре­красном и безобразном в жизни и в искусстве, о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о низком и высо­ком, о массовом и элитарном в искусстве.

– Эссе научно-популярного плана посвящается общенаучным про­блемам, которые рассматриваются в связи с жизнью общества как такового, техническими достижениями и судьбами цивилизации; не­редко речь идет о конфликте техники и человека, гуманизации целей и методов науки.

– Авторов философских эссе волнуют материя и дух, жизнь и смерть, их неразрывное единство, их вечная борьба; добро и зло — понятия, не существующие одно без другого; перетекающие одно в другое яв­ления, стоящие за этими понятиями; истина, ее суть и пути постиже­ния. Как известно, проблемы такого рода являются главным предме­том философии.

Процесс самопознания как предмет публицистического исследо­вания представляет собой соединение бытия и внутреннего мира эс­сеиста. Постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора — такова суть его рассуждения. Но это не бессвязный поток мыслей, а глубокое осмысление вечных ценно­стей по четкой логической схеме: от главной мысли — к обоснованию, от посыла — к выводу.

Структура эссе получается удачной, если опирается на существую­щие закономерности изложения мысли и восприятия информации ау­диторией:

– текст сразу вводит аудиторию в курс дела;

– содержание выступления хронологически упорядочено;

– телезрители ясно понимают, что именно автор доказывает, ка­кие аргументы использует;

– сложные рассуждения сопровождаются пояснениями, примера­ми;

– выступление завершается выводами, резюмирующими главную мысль автора.

Композиция эссе зачастую выстраивается по типу скачкообразного развертывания темы — это свободная манера изложения, при которой внутренняя структура жанра базируется на различных ассоциативных связях. При этом вся цепь ассоциаций выстраивается вокруг четко про­думанной авторской идеи. Функция ассоциаций заключается в том, чтобы посредством связок состыковать между собой разнородные фак­ты изображаемой действительности.

Жанр эссе, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложен. На телевидении он связан еще и с дополнительными трудностями: те­лезрители видят оратора и обращают внимание не только на то, что он говорит, но и как он говорит.

Интерес к выступлению может не возникнуть, если:

– уровень мысли, демонстрируемый выступающим, не превышает компетентности целевой аудитории, к которой он прежде всего обращается;

– не определены объективные и субъективные характеристики этой аудитории;

– оратор недостаточно владеет речевой культурой;

– чрезмерно используются невербальные элементы (мимика, же­сты, позы);

– внешний вид и речевое поведение оратора не соответствуют теме его выступления.

«Жанр эссе представляет авторам богатые возможности — тематические, содержательные, формальные, изобразительно выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения» [45, с. 205].

 

Методические рекомендации по созданию эссе

Личностный, лирический характер эссе требует от автора прямого обра­щения к телевизионной аудитории:

– в самом начале выступления обратиться к «своей» аудитории, опре­делить цель;

– четко структурировать излагаемый материал;

– осмысление и изложение сообщаемой информации вести одновре­менно на рационально-познавательном и эмоционально-чувственном уровнях; речь строить так, чтобы она была не только четкой, ясной и понятной, но и выразительной, яркой, воздействующей и на созна­ние, и на чувства телезрителей;

– информация, содержащаяся в тексте эссе, должна быть развернутой и исчерпывающей;

– из текста необходимо исключать двусмысленные выражения, а ожи­даемые возражения и сомнения предупреждать с помощью опреде­ленной аргументации;

– для налаживания коммуникативных связей с аудиторией автор может уточнить какой-либо значимый факт, поставить перед телезрителями риторический вопрос, поделиться своими непосредственными раз­мышлениями.