Реферат Курсовая Конспект
Телевизионное интервью - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Телевизионное Интервью — «Это Целостный Акт Коммуникации, Пре...
|
Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес» [15, с. 10].
Жанроформирующие элементы:
Предмет отображения — события и факты, актуальные проблемы современности, интересные люди.
Авторская задача — с помощью вопросов, интересующих зрителей, получение ответов «из первых рук», от носителя информации.
Методы — организация живого диалога с собеседником (собеседниками) в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются прямо на глазах у зрителей, репортажная съемка.
Коммуникативный процесс, выраженный преимущественно в виде речи, является составной частью телевизионной образности, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.
Интервью на телевидении — это впрямую соответствующий природе экрана способ речевого общения, возможность получения журналистом необходимой информации (метод) и предъявления этой информации телезрителям в вопросно-ответной форме «из первых рук» (жанр). А репортажность, как природное свойство телевещания, делает интервью явлением, где жанр и метод сливаются воедино.
Жанрово-стилистические особенности телеинтервью:
– субъективизация повествования, выражающаяся в том, что:
- зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников,
- разговор носит импровизационный, ярко выраженный личностный характер,
- живая речь отражает индивидуальные речевые особенности интервьюера и интервьюируемого;
– наглядность и зрелищность речевого общения:
- проявляет уровень компетентности собеседников в обсуждаемой теме,
- направляет внимание телезрителей не только на содержание разговора, но и на речевую культуру, речевое поведение собеседников,
- демонстрирует значение невербальных элементов (внешний вид, мимика, жесты, позы, интонация, «язык» глаз, а также обстановка, в которой происходит разговор) в раскрытии обсуждаемой темы;
– совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезрителя — условие высокой эффективности передачи:
- интервьюируемый — главное лицо передачи,
- спрашивать не легче, чем отвечать,
- выбор актуальной темы, интересной телезрителям.
Конкретные задачи любого телеинтервью состоят в том, чтобы:
– сообщить о политических, социальных, производственных и иных задачах;
– рассказать о достижениях в разных сферах нашей жизни;
– разъяснить более подробно уже известный факт;
– узнать мнение разных людей по какому то вопросу;
– представить интересного человека.
Интервьюируемые, в свою очередь, представлены тремя категориями:
– политические и государственные деятели, специалисты и другие компетентные лица, обладающие оперативной, актуальной, эксклюзивной информацией (их интервьюируют с целью получения этой информации);
– знаменитости (подробности их жизни и деятельности становятся основой интервью-портрета);
– обыкновенные люди, представители разных слоев населения (интервью необходимо для выяснения общественного мнения о том или ином событии).
Целевым назначением интервью обусловлена и типология жанра. В зависимости от содержания интервью подразделяются на:
– протокольные (получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства);
– информационные (получение определенных сведений);
– проблемные (исследование разных точек зрения на определенную проблему и поиск путей их решения);
– интервью-портреты (выявление системы духовно-нравственных ценностей собеседника);
– интервью-анкеты (выяснение разных мнений по одному определенному вопросу).
В зависимости от формы изложения интервью имеет следующие жанровые разновидности:
– монолог (на один заданный за кадром вопрос собеседник дает в эфире пространный ответ — выступление на заданную тему);
– диалог (журналист задает вопросы, собеседник на них отвечает);
– блиц-опрос (латинский вариант vox-pop — постановка одинаковых фиксированных вопросов большому числу представителей одной или нескольких социальных групп).
Этапы работы над интервью.
Подготовительный период:
– определение темы;
– формулирование целей, поиск ответов на вопросы:
- зачем вы хотите взять интервью?
- каких результатов достичь?
- почему выбран именно этот собеседник?
- есть ли к нему интерес у зрителей?
- интересен ли он лично вам?
– предварительное знакомство, сбор и анализ рабочего материала:
- документальные источники (справочная литература, специальные источники — финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических исследований; научная литература, периодика, досье, разного рода базы данных, ресурсы Интернета),
- человеческие свидетельства (сведения, полученные от очевидцев событий, коллег, друзей и родственников вашего будущего собеседника),
- наблюдения и изучение предметно-общественной среды;
– определение времени и места проведения интервью (задача — обеспечить комфортное состояние собеседника во время встречи);
– подготовка вопросника.
Драматургия интервью. Телеинтервью проводится в вопросно-ответной форме, и успех его зависит от того, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них даются ответы. По выражению Иммануила Канта, умение ставить разумные вопросы есть важный необходимый признак ума и проницательности. Чтобы добиться нужных ответов, создать собеседнику комфортные условия, журналисту надо войти с ним в контакт, помочь ему снять напряжение. Этому способствуют контактные и адресные вопросы до эфира. Они могут касаться чего угодно: погоды, свежей прессы, воспитания детей и т.д. Задача — раскрепостить интервьюируемого.
Основные правила «разминки» перед интервью:
– максимально устранить все возможные барьеры общения;
– найти точки пересечения интересов;
– не фокусировать разговор на себе, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.
Программные вопросы также задаются до эфира. Но это уже разговор по теме интервью: уточнение некоторых деталей без дублирования вопросов, намеченных для экранной части общения. Такие вопросы называются эфирными и задаются только тогда, когда начинается разговор перед телекамерой. Каков вопрос — таков ответ. Это правило дополняется еще одним: каков порядок вопросов — таково и интервью. Задача решается по-разному в каждом отдельном случае, но существуют и три стратегических принципа последовательности задаваемых вопросов:
1) хронологический (в основе интервью лежат события, развивающиеся во времени);
2) логический (собеседники исследуют предметы общественного обсуждения);
3) импровизационный (в центре — личность собеседника).
Хронологический принцип реализуется, если собеседник тележурналиста был свидетелем или участником события, о котором идет речь в интервью; логический — когда собеседники ведут речь о проблемах, конфликтных ситуациях; импровизация подходит больше, если исследуется человеческий характер с его психологическими особенностями, неповторимой индивидуальностью.
Типы логической схемы интервью:
– с одним смысловым центром:
- речь идет о предмете или событии,
- речь идет о человеке;
– с двумя смысловыми центрами (человек и его дело).
Использование событийных элементов:
– сжато или даже номинативно в информационных интервью;
– более подробно в проблемных интервью, где события служат иллюстрацией или аргументами тезисов говорящих собеседников;
– развернутое описание эпизода в интервью-портрете.
Способы воздействия на телезрителей:
– сообщать такие сведения о действительности, в результате которых зрители меняют отношение к ней;
– давать новую информацию об известных фактах, существенную для их понимания;
– новую информацию не давать, но обязательно менять способ ее введения в оборот.
Композиция интервью зависит от размещения в нем вопросов, от смысловой связи между ними. Стандартизированная, или формализованная, композиция протокольного интервью полностью соответствует порядку заранее подготовленных и утвержденных вопросов (структура жанра полностью соответствует познавательному процессу).
Свободная композиция может быть двух типов:
– допустима перестановка заранее подготовленных вопросов, когда они едины лишь по широкой теме, но касаются разных сторон обсуждаемого предмета и бывает безразлично, о чем спросить раньше, а о чем позже; журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником; при этом:
- увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в общении с собеседником,
- отношение к собеседнику, как к источнику информации, преобразуется в интерес к нему самому как к личности,
- локально-информационная комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы;
– композиция импровизированной беседы не имеет заранее подготовленных вопросов; каждый последующий вопрос журналиста порождается ответом собеседника на предыдущий вопрос, и перестановка вопросно-ответных блоков просто невозможна.
Как создать некий единый текст из блоков, из разнородных суждений?
Теоретики советуют:
– если необходимо «задокументировать» воспоминания человека, то факты следует упорядочить по временному признаку;
–чтобы отразить ход дискуссии, материал следует выстроить по принципу «тезис — антитезис»;
–для раскрытия внутреннего мира человека лучше всего использовать монолог собеседника в виде цельного рассказа с ремарками и комментариями тележурналиста.
При завершении интервью надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». И еще несколько рекомендаций:
– уходите так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами снова;
– заканчивайте интервью в строго условленное время, только сам собеседник может предложить вам продолжить разговор;
– в конце разговора поинтересуйтесь, не хочет ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сказанному;
– желательно разговор завершить на положительной ноте.
Языковые нормы интервью:
– сохранение индивидуальных особенностей речи собеседников;
– непосредственный характер общения, контактность речи собеседников осуществляют такие конструкции, как утвердительные и отрицательные нечленимые предложения, выраженные модальными частицами (да, нет) и модальными словами (разумеется, конечно) и являющиеся реакцией на ответы собеседника; повторы (полные или частичные) предыдущей реплики собеседника для выражения согласия или несогласия, утверждения или отрицания; указательные или иные местоименные элементы, смысл которых раскрывается предшествующей репликой интервьюируемого;
– неподготовленность речи, непринужденный импровизированный характер общения подчеркивают присоединительные, сегментированные, уточняющие конструкции, а также высказывания, в которых виден поиск слова, отход от основной мысли и возвращение к ней;
– устный характер общения исключает использование длинных предложений с бессоюзной связью, конструкций с включением придаточного предложения внутрь главного, осложнения простых предложений причастными и деепричастными оборотами.
Поведение интервьюера может быть активным и пассивным. Активное (жесткое) поведение означает, что журналист:
– управляет ходом беседы, фокусируя ее в рамках заданной темы;
– корректирует речь собеседника, добиваясь четкости и недвусмысленности ответов;
– психологически воздействует на нею. вызывая на откровенность;
– чередует нейтральные вопросы с острыми, провоцирующими;
– применяет тактику «перекрестною допроса», задавая повторные вопросы в другой формулировке;
– уточняет односложные ответы.
Пассивное (мягкое) поведение интервьюера означает, что он:
– доверяет собеседнику, высоко оценивает ею компетентность;
– не вмешивается в ход его мысли, стремясь получить максимум информации;
– задает вопросы, позволяющие углубить или пояснить ту или иную мысль.
Этические нормы интервьюирования:
– вопросы и ответы в интервью должны быть адекватны по смыслу темам, которые были обозначены в ходе предварительного разговора;
– содержание вопросов не должно стать вторжением в частную жизнь собеседника, если это не связано с интересами общества;
– недопустимы развязность, высокомерие, фамильярность; формулировки вопросов, независимо от настроения и отношения к собеседнику, должны быть корректными;
– журналист должен быть готов к любому поведению собеседника, сдерживать свои эмоции: досаду, обиду, возмущение, не поддаваться на провокации, гасить негативные эмоции собеседника.
Характерные ошибкив поведении интервьюера:
– не слушает ответы на свои вопросы;
– формально слушает, не вникает в смысл;
– смотрит на часы и подгоняет собеседника без всяких на то оснований;
– стремится к самовыражению, многословен, болтлив;
– бестактен, без надобности задает вопросы интимного характера.
«Тележурналисту всегда надо помнить, что интервьюируемый — главное лицо передачи, а он, журналист, лишь посредник между аудиторией и человеком на экране. Часто журналисту хочется вмешаться в ответ, дополнить его, что-то уточнить, прокомментировать, сообщить собственное мнение. Это допустимо, более того, желательно, но в передачах других жанров — беседе или дискуссии, где собеседники равноправны. В интервью опытный журналист успешно использует определенное самоограничение для достижения более важной задачи — максимального самораскрытия интервьюируемого лица и, стало быть, успеха всей передачи» [51, с. 228].
Методические рекомендации по работе над интервью
Рекомендации изложены в известной статье С. А. Муратова «Шесть заповедей интервьюера»:
Заповедь первая: ясность и краткость. Если собеседник не понял вопроса, виноват журналист. Задавая вопрос, он не учел образовательного уровня собеседника, привычного ему лексикона, обусловленного профессией и возрастом.
Заповедь вторая: не допускайте односложных ответов. Для этого формулировка вопросов должна быть предельно конкретной и точной. Заповедь третья, нельзя ли конкретнее? Конкретно поставленный вопрос — свидетельство компетентности журналиста. Такой вопрос исключает возможность собеседника укрыться за обтекаемыми формулировками или ни к чему не обязывающими обещаниями. Заповедь четвертая, берегите паузу. Молчание человека, собирающегося с мыслями, не только драматически выразительно, но и подчеркивает достоверность происходящего на экране, создавая эмоциональное «пространство синхрона». В паузах человек раскрывается не менее, чем в своих высказываниях. Немой синхрон — кульминация диалога. Заповедь пятая: корректность и уважение к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать интервьюеру, не прозвучит ли его вопрос чересчур щекотливо.
Заповедь шестая, а интересен ли вам вопрос? Хотите получить интересный ответ — поломайте голову над интересным вопросом [38, с. 181].
С. Н. Ильченко в учебном пособии «Интервью в журналистском творчестве» сформулировал принципы построения интервью:
– первый вопрос должен быть подготовлен заранее;
– задавая первый вопрос, надо уже держать в уме наготове второй;
– всегда будьте готовы сменить тему разговора, если чувствуете, что интервью проходит не по вашему плану;
– интервью проходит более успешно в том случае, если журналист задает вопросы, касающиеся общих тем, которые представляют интерес и для него самого, и для собеседника;
– внимательно слушайте собеседника; его ответы могут натолкнуть вас на новые интересные темы и вопросы;
– старайтесь спланировать интервью таким образом, чтобы наиболее трудные и проблемные для вашего собеседника вопросы прозвучали во второй половине беседы, во всяком случае, не в самом ее начале;
– сначала спрашивайте о деле, а потом — о семье, хобби, любви [15, с. 63-71].
Итак, интервью для тележурналиста — это, с одной стороны, наглядный способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой — публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране помогает интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Телевизионное интервью
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов