Ток-шоу - новый телевизионный жанр

 

Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Жанроформирующие элементы:

Предмет обсуждения — актуальная проблема, отражающая жизнен­ные реалии и представляющая общественный интерес.

Авторская задача — оценка предмета, выявление причинно-следственных связей, поиск решения обсуждаемой проблемы.

Методы — организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рожда­ются на глазах у зрителей, репортажная съемка.

Название жанра произошло от английского talk-show (разговорное представление). Как правило, передачи в жанре ток-шоу выдвигают на первый план обсуждение какой-то проблемы, развлекательные цели становятся при этом второстепенными. В связи с поставленной зада­чей передача должна содержать достаточное количество информации для освещения проблемы, а способы этого освещения могут варьиро­ваться в зависимости от индивидуального стиля программы.

Для российского телевидения жанр новый — калька западных передач.

Задачи ток-шоу:

– сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги;

– привлечь внимание и сформировать определенное отношение к обсуждаемой теме;

– поискать пути решения той или иной проблемы.

Главные признаки жанра:

– легкость разговора;

– артистизм ведущего;

– обязательное присутствие аудитории зрителей.

Типологические особенности ток-шоу определяются его местом в ряду других разговорных передач: с одной стороны — классические интервью, с другой — развлекательные программы. Отсюда — ступени классификации жанра:

– политические (обсуждение политической ситуации в стране, на мировой арене, анализ отдельных законопроектов);

– социальные (обсуждение общественных проблем — алкоголизм, курение, наркомания, демографическая ситуация);

– культурно-просветительские (рассмотрение сегодняшнего со­стояния культуры, искусства, ситуаций в сфере образования и просвещения);

– бытовые (сфера житейских отношений, советы по обустройству дома, быта, воспитанию детей).

По сути, ток-шоу — соединение журналистики со сценическими прие­мами, обеспечивающее развлекательный характер передачи, не просто разговор, но общение с элементами непредсказуемости, резкого вира­жа, импровизированной шутки и разности мнений.

Журналистские приемы:

– проблема раскрывается на конкретных фактах, на судьбах кон­кретных людей;

– разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами;

– передача строго структурирована;

– отдельные смысловые части относительно самостоятельны;

– обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульмина­ция, развязка;

– обязательный вывод.

Сценические приемы:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой — авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем: человек исповедующийся или «заяц», которого травят;

– ведущий — центральный персонаж передачи (умный, много знающий, иногда простодушный, чуть лукавый эрудит, а иногда жесткий и решительный хозяин программы);

– аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на проис­ходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.

Наряду с тщательным отбором информации для ее освещения важ­ную роль играет композиционная подача. Основные принципы, на кото­рых строится ток-шоу, это правдивость и реальность. Обыгрываются типичные ситуации и проблемы, знакомые большинству зрителей.

«В таких программах проявляется принадлежность человека как к отдель­ной узкой группе, так и ко всему социуму. Это позволяет соотносить себя с другими, узнавать о новых системах ценностей, осваивать многообразие существующих жизненных сценариев. В ток-шоу перед зрителями пред­стают такие же люди, как они, но еще и вместе с и шестыми героями и звездами» [36, с. 11].

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства свя­заны с индивидуальностью ведущего.

Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы:

– знает тему и участников разговора;

– главным в своей работе считает правило, сформулированное Екатериной II: «Развлекая, поучать»;

– предоставляет слово гостям передачи и «забирает» его;

– выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

– удерживает течение разговора в нужном русле;

– пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

– делает выводы сам или подводит к выводам участников передачи.

Этические проблемы жанра. Бытовые и культурно-просветительские ток-шоу в большей степени характеризуют вещательную политику те­леканалов, направленную на «усреднение» массового зрителя. Выра­жается это в следующем:

– переступаются нравственные ограничительные рамки — «все дозволено»;

– допускаются пошлость, ненормативная лексика, низкопробный стиль;

– исчезает представление о правилах приличия;

– проявляется неумение считаться с возможностью возражений;

– допускается неуважительное отношение к родному языку.

 

Методические рекомендации по подготовке ток-шоу

Создание новой передачи всегда начинается с определения ее концеп­ции. При построении концепции учитываются несколько позиций:

– тематика программы: политика, социальные вопросы, бытовые про­блемы, развлечение;

– ведущий — как правило, известный человек;

– героями программы могут стать:

- интересный человек с интересной историей,

- ньюсмейкер, который сделал что-то такое, о чем все говорят,

- не сам человек, а его мнение по обсуждаемому вопросу;

– создание и поддержание конфликта — внешнего или внутреннего;

– необходимость резюмирующей части: у телезрителей после просмо­тра передачи должно остаться чувство удовлетворенности;

– учитывая, что сегодняшние «русские ток-шоу чаще всего штука нео­быкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная» (Г. В. Кузне­цов), на уровне создания сценария разрабатывать не только содержа­тельные, но и развлекательные элементы;

– совершенствовать речь ведущих;

– более профессионально работать с аудиторией в студии: не отступать от темы, быть корректными;

– лучше приглашать в студию меньше людей, но если кому-то предо­ставлено слово, выслушивать его до конца, не обрывать на полуслове.