Реферат Курсовая Конспект
Пресс-конференция - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Пресс-Конференция — Разновидность Интервью С Большим Числом И...
|
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Жанроформирующие элементы:
Предмет отображения — общественно-значимое событие, представляющее всеобщий интерес.
Авторская задача для журналистов, участвующих в пресс-конференции в качестве интервьюеров, — получение официальной или эксклюзивной информации от компетентных лиц; для журналистов, организующих пресс-конференцию как телевизионную передачу, возможность разностороннего, глубокого освещения актуальных общественных проблем.
Метод — интервью во всех его компонентах и наличие определенных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать, репортажная съемка.
Обычно пресс-конференции посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. Их проводят видные государственные деятели, руководители правительства, депутаты, представители различных партий, общественных организаций.
Главные признаки жанра:
– вопросно-ответная форма организации материала;
– большое число интервьюеров;
– ведущий выступает в роли модератора.
Пресс-конференция проводится по сценарию, разработанному ее ведущим (модератором), но может быть и без сценария. Однако в любом случае модератор обязан следить за тем, чтобы задаваемые журналистами вопросы не уводили разговор от того направления, которое первоначально было определено.
Участвуя в конференции с целью получения необходимой информации, журналист должен иметь в виду следующее:
– организаторы пресс-конференции заинтересованы в том, чтобы предстать перед общественностью во вполне определенном виде;
– нередко пресс-конференция становится не столько источником достоверной объективной информации, сколько инструментом дезинформации;
– часто интерпретации тех или иных проблем, интересующих журналистов, распространяются до конференции, предотвращая нежелательные вопросы;
– обильная информация, распространяемая на пресс-конференциях, не всегда содержит ответы на самые существенные вопросы и создает лишь видимость полного информирования;
– иногда ведущий предоставляет журналистам возможность задать вопрос по своему усмотрению, исходя из своего отношения к ним, или к изданиям, ими представляемым.
Внешние действия участников пресс-конференции просты: сиди, слушай, задавай вопросы. Но это только на первый взгляд.
«И сидеть надо так, чтобы в любой момент камера могла показать журналиста крупным планом. И слушать внимательно, чтобы ничего не упустить. А уж задать публичный вопрос — высокое искусство, которое дается не всем и не сразу» [45, с. 200].
По этому поводу тоже существуют определенные требования:
– чтобы задавать необходимые и в то же время адекватные ситуации вопросы, журналисту следует ориентироваться в той сфере деятельности, которая представлена на пресс-конференции;
– не стоит задавать вопросы, ответы на которые напрашиваются сами (за исключением случаев, когда важно, чтобы это прозвучало именно из уст данного «источника»);
– задавать вопрос журналист может только в том случае, если ведущий предоставил ему слово; после этого надо дождаться, пока подадут микрофон, представиться;
– вопрос должен быть сформулирован четко, ясно, лаконично; желательно один;
– ответ полагается слушать внимательно, вступать с отвечающим в полемику не принято.
«Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Возможен и такой путь, когда работники телевидения становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики» [45, с. 199|.
Нередко такая передача становится необычайно интересной для аудитории, захватывает зрителей драматургией развития темы, коллективным поиском истины. Телевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям или идет в прямом эфире.
Правила существуют и для устроителей пресс-конференции. Б. Н. Лозовский считает, что во время встречи, разговора, интервью с журналистами полезно:
– идентифицировать их как журналистов, убедиться в том, что они действительно представляют существующее средство массовой информации;
– не расслабляться, особенно в конце беседы, когда неосторожно можно проговориться о важном, отнюдь не желательном для опубликования;
– предварительно научиться грамотно и ясно излагать правильным русским языком свои мысли, поскольку неверное ударение, исковерканные от незнания термины, отсутствие согласования слов в произносимых предложениях, несовпадение падежей могут вызвать соответствующие реакции и оценки в материалах журналистов;
– отвечая на вопросы, начинать с главного, переходя затем к деталям по мере убывания значимости;
– отвечать на прямые вопросы, не уклоняясь, отсутствие комментария интервьюируемого дает простор для воображения, что отнюдь не всегда благо;
– если вопрос окажется чересчур пристрастным или несправедливым, можно сказать об этом интервьюеру;
– важное правило техники безопасности в работе с журналистами: не замалчивай, не скрывай информацию, поскольку свершившееся событие может вызвать значительно больший общественный резонанс, когда сведения о нем журналисты получат из других источников, но комментарии последуют более жесткие.
Методические рекомендации по проведению пресс-конференции
Правила проведения пресс-конференции отработаны и действуют постоянно. Журналистам рекомендуется:
– собрать основную информацию по теме до пресс-конференции;
– задать себе вопрос: почему, с какими намерениями проводится конференция?
– быть начеку, не поддаваться лести;
– знать, у кого потом можно оперативно справиться по этой теме;
– спрашивать, подлавливать, доставать;
– вскрыть несогласованность фактов, излагаемых докладчиками, найти противоречия в высказываниях;
– сравнить нынешнюю фактуру с ранее опубликованной или высказанной;
– четко подготовиться к письму (аудиторная запись, снимки, документы);
– различать видимость и действительность, не позволять себя ослепить;
– быть смелым в вопросе.
Модератору всегда необходимо:
– помнить, что журналист интервьюирует не только для того, чтобы получить ответы на свои вопросы, но и для наблюдения за вашими привычками, особенностями мимики, жестикуляцией, настроением, впоследствии эти детали, скорее всего, будут «обыграны», что не всегда может понравиться интервьюируемому;
– сказать о том, что вы не знаете точного ответа на поставленный вопрос, но при этом пообещать, что такая информация будет предоставлена позднее, выполненное обещание всегда продуктивнее для взаимопонимания;
– не спорить с интервьюером, даже если у вас есть сильные аргументы, вы можете проиграть в перспективе; просто вежливо повторите свою точку зрения;
– не позволять журналисту подсказывать вам желательные ему ответы;
– избегать предупреждения журналистов о том, что разговор или часть его — «не для печати»;
– помнить: все, что скрывается, представляет огромный профессиональный интерес для репортеров, редкий из них удержится от соблазна опубликовать полученную информацию;
– развивать в разговоре тему не с точки зрения организации, которую вы представляете, а с позиции общественного интереса;
– договаривать все, что вы хотите сказать;
– если вы считаете, что ваша точка зрения нуждается в пояснении, делайте это;
– быть осторожным в использовании хлестких выражений;
– особо важную информацию или заявления хорошенько продумать и, может быть, заучить.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте выступление в кадре как метод телевизионной журналистики.
2. Какие особые требования предъявляются к выступающим на телеэкране?
3. В каких случаях и в каком виде используется на телеэкране устная информационная заметка (без видеоряда)?
4. Чем определяется информационная ценность телевизионной новости?
5. Какое место в группе исследовательско-новостных жанров занимает телевизионный комментарий?
6. Перечислите обязательные составные элементы комментария.
7. Назовите жанроформирующие элементы эссе.
8. Определите место и роль интервью в системе телевизионных жанров. Что является главной особенностью телеинтервью?
9. Как влияет на проведение интервью психологическая подготовка тележурналиста?
10. Что собой представляет жанр ток-шоу по своей сути?
11. Какие вы знаете типологические разновидности ток-шоу?
12. Почему беседа на экране выделена в самостоятельный жанр?
13. Какие социальные функции осуществляет телевидение с помощью жанра пресс-конференции?
14. Чем отличаются друг от друга телевизионные дискуссии и дебаты?
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пресс-конференция
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов