Реферат Курсовая Конспект
Видеосюжет как основа новостной программы - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Видеосюжет— Информационный Жанр Тележурналис...
|
Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанроформирующие элементы:
Предмет отображения — общественно значимое событие, неординарное или экстремальное явление, необычная ситуация, интересные люди.
Авторская задача — информирование телеаудитории.
Методы — интервью, наблюдение, проработка документов и репортажная съемка на основе сценарного плана.
«Программа новостей — это лицо любой телевизионной компании, ее визитная карточка, и особое внимание к выпускам информационных передач есть не что иное, как желание соперничающих телеканалов сделать свою визитную карточку более яркой и привлекательной. Очевидно, что причины столь активного развития информационного вещания кроются в его востребованности» [6, с. 50].
Информационный видеосюжет занимает центральное место в новостных программах всех телеканалов. И хотя жанр этот не считается сложным и не требует особого профессионального мастерства, журналисты, работающие в информационных службах, обязаны знать и уметь использовать специфические методы и приемы создания экранных информационных сообщений.
Автор сюжета работает профессионально, если он:
– излагает факты;
– всегда знает больше, чем излагает;
– показывает разные точки зрения, оставаясь при этом «над схваткой»;
– знает три основных требования к сюжету:
- содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности,
- каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны,
- сюжет должен быть интересен от начала до конца [ 14, с. 143].
Жанрово-стилистические особенности видеосюжета:
– оперативность, новость последней минуты;
– наглядность, документальность;
– достоверность;
– краткость, точность, ясность (возможность воспринять информацию с первого знакомства с ней);
– информация, а не объяснение;
– эмоциональное воздействие материала.
Критерии ценности события, отраженного в теленовостях:
– близость темы новости к потребителю информации (все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями);
– известность кого-то или чего-то (все то, что по тем или иным причинам может получить признание или популярность);
– своевременность (определение актуальности сообщения в контексте сегодняшнего дня);
– воздействие новости на аудиторию по ее возможным последствиям;
– масштабность новости по степени се важности, весомости и общественной значимости;
– конфликт в самом широком толковании этого слова;
– необычность (непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни);
– персонификация (акцентирование внимания аудитории на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей, объяснение событий или проблем «через человека»).
Способы подачи фактов:
– «жесткое» информирование — краткое, точное, сжатое сообщение о фактах;
– «мягкие» новости — акцент на подробности или интересную деталь (при пониженной значимости события, когда отсутствует или ослаблен информационный повод).
Условно можно выделить видеосюжеты двух типов:
– без сценария (показ традиционного по форме официального события);
– сценарный (авторский): идея и образ замысла — от журналиста, сюжет как «монтаж аттракционов» — от оператора.
При подготовке авторского сюжета работа журналиста состоит из следующих этапов:
– выбор и утверждение темы;
– изучение объекта съемки и первичный сбор информации;
– написание синопсиса (синопсис — краткое изложение содержания сюжета, ответы на вопросы: о чем сюжет? кто герои? какие точки съемки?), необходимого для самого автора, для верстки программы, для общения с оператором;
– участие в съемке, монтаже и написании текста.
По определению Г. В. Кузнецова, «такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, минирепортаж» [45, с. 177].
Требования к сценарию сюжета:
– изложение материала в хронологическом порядке;
– отказ от подробностей;
– привязка текста к изображению;
– тщательный выбор звуковых фрагментов и подводок к ним.
Съемки видеосюжета:
– адресный план — ориентир для зрителя, завязка — начало разговора о сути проблемы, кульминация — зерно события, развязка — оценка случившегося;
– стендап использовать только ради того, чтобы сообщить или объяснить что-нибудь очень важное прямо на той точке, где журналист находится; он помогает воспринять «картинку»;
– снимать сюжет с использованием таких современных приемов, как:
- люфт (включение в сюжет живой картинки с живым звуком без закадрового текста),
- лайф (живая картинка с живым звуком, имеющая принципиальное смысловое значение),
- экшн (неожиданное действие, которое снято от начала до конца в режиме реального времени);
– синхрон пишется так, чтобы можно было сокращать кусками;
– снимать планы разной крупности, а также планы-перебивки (для монтажа).
Монтаж видеосюжета:
– по движению внутри кадра;
– по движению съемочной камеры;
– по плотности кадра;
– с использованием заметных деталей обстановки.
Структура видеосюжета — «драматическое единство» (по содержанию) и «замкнутая окружность» (по форме). «Драматическое единство» имеет три части:
– кульминация (вводит зрителя в курс дела, кратко сообщая, что произошло);
– причина (излагает обстоятельства происходящего);
– результат (дает контекст события, а также его возможные последствия).
«"Замкнутая окружность" представляет собой единое целое. Сюжет следует уложить в отведенное для него время. Материал для эфира не может быть урезан ни в начале, ни в конце» 144, с. 125].
Хороший видеосюжет состоит в прямом родстве с античным театром, где впервые Горацием был сформулирован закон: «Рассказывать лишь о том, что не может быть показано-: прежде всего — действие, событие, а интервью — дело необходимое, но вторичное.
Особенности текстов видеосюжетов:
– вербальная часть видеосюжет не дублирует зрительный ряд;
– устный комментарий видеоряда;
– отсутствие описательности;
– на 100% видеоряда должно быть 60-70% текста;
– использование паузы как приема художественной выразительности;
– недопустимость ситуаций, когда видеоряд локальный, а текст — глобальный; когда текст локальный, а видеоряд — глобальный; когда видеоряд и текст ярки и конкретны, но не совпадает их стилистика; когда существуют противоречия между изображением и текстом; когда включенные в сюжет интервью воспринимаются как антитеза или тавтология содержания сюжета.
Жанровые варианты видеосюжетов:
– видеоряд с закадровым текстом;
– студийный набор: ведущий программы читает подводку к сюжету на фоне статичного изображения, видеопленка с закадровым текстом, звуковой фрагмент;
– репортерский набор: журналист в кадре (стендап), видеорепортаж, журналист в кадре (заключительный стендап); подводку читает ведущий в студии (без видеоряда).
Недостатки современного информационного телевещания:
– несбалансированность позитивной и негативной информации;
– погрешности языка и стиля информационных сообщений;
– бедность изобразительного ряда, невыразительность операторской работы, недостаточный профессионализм монтажеров;
– подмена информационных потоков: вторая среда информации — слухи, молва — становится первой, а первая — достоверные сообщения — второй;
– наличие элементов ангажированности, идеологической заданности в отборе и освещении новостей;
– нарушение этических норм.
«В условиях востребованности информации аудитория неизбежно отдает предпочтение телеканалам, которые добывают самую оперативную информацию. Сообщить о важном, интересном событии первым — это престижно, это признак высокого профессионализма, помогающий быть "первым среди первых". Опасно, однако, превращать оперативность в самоцель. Никакая сиюминутность не сможет оправдать невыверенность фактов, небрежность комментария, неточность сведений, скоропалительность оценок, которые в спешке допускает репортер» [6, с. 54].
Методические рекомендации по подготовке видеосюжетов
Чтобы каждый сюжет был интересным для зрителей:
– обязательно думайте о первой фразе и первом эпизоде, а также о драматургии сюжета в целом (появляется логика, понятная и вам, и зрителю);
– абстрагируйтесь от принятых штампов и от собственных предыдущих решений, пытайтесь увидеть материал глазами зрителей;
– ищите удачный финал, снимайте разные варианты и выбирайте лучший;
– не перегружайте сюжет фактической информацией;
– появление в эфире некачественного видеоряда допускается только в случае исключительности зафиксированного события;
– для любого актуального сюжета необходимо иметь снятые интервью;
– подбор видеокадров должен быть продиктован двумя принципами: показ основных элементов события и изобразительный ряд более общего характера;
– планы общего характера и точные планы используются на альтернативной основе;
– закадровый текст должен быть написан в стиле разговорного литературного языка.
«Нельзя делать сюжет, если вам неинтересно его делать. Всегда надо увлечься материалом и героем и найти историю, которую люди будут на следующий день пересказывать друг другу. Это сложно, но можно» [14, с. 209].
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Видеосюжет как основа новостной программы
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов