Реферат Курсовая Конспект
Телевизионный репортаж - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Репортаж — Жанр Журналистики, Оперативно Сообщающий О Каком-Л...
|
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет репортажного отображения — реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни.
Авторская задача — оперативно, динамично и достоверно показать историю события, субъективно воспринятую репортером.
Методы отображения — непосредственное наблюдение происходящего журналистом, находящимся либо внутри ситуации, либо со стороны наблюдающим за ее развитием; анализ собственных впечатлений, наглядное и динамичное воспроизведение атмосферы события.
Репортаж на телевидении максимально приближен к жизни, способен наглядно передавать явления реальной действительности, показывать происходящее. Присутствие репортера на месте происшествия — обязательное условие.
Жанровые особенности репортажа:
– последовательное воспроизведение события, динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
– наглядность — создание образной картины происходящего путем предметного показа деталей, подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
– предельная документальность: репортаж не терпит ни реконструкции, ни творческого домысла;
– образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;
— эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий дополнительную убедительность;
— активная роль личности самого репортера, позволяющая не только видеть событие его глазами, но и побуждать аудиторию к самостоятельной работе воображения, появление «эффекта присутствия».
Репортаж — как раз тот жанр, в котором должны соединиться по крайней мере три человека: автор (репортер), герой репортажа, аудитория (в данном случае телезритель), т.е. человек рассказывает о человеке для человека.
Специфика телерепортажа:
– прямой репортаж с места события — нормальный режим работы тележурналиста: между ним и событием, которое он наблюдает, нет никаких фильтров;
– звукозрительная форма предъявления информации (аудитория все видит и слышит);
– объективный показ (телекамера в руках оператора) и субъективное восприятие происходящего (комментарий репортера) — двойное авторство телерепортажа;
– двойная персонификация телевизионного сообщения (о происходящем рассказывает конкретный журналист, в событии участвуют реальные персонажи — усиление эффекта достоверности).
Типология жанра определяется по нескольким направлениям:
– по способу трансляции:
- прямой репортаж (выходит в эфир одновременно с развитием события),
- фиксированный (записанный на кино- или видеопленку, запечатленный в фотографиях или рисунках);
– по типу звукового сопровождения:
- синхронный (одновременно фиксирующий изображение и звук, содержащий естественные шумы события и речь его участников),
- немой (закадровый текст читает диктор, звуковое сопровождение с места события отсутствует);
– по способу изложения материала:
- некомментированный показ или трансляция (простейшая разновидность жанра, полностью лишенная авторского текста, используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, когда зрителям все ясно без дополнительных пояснений),
- комментированный репортаж (журналист поясняет происходящее с помощью стендапа или закадрового текста, своим живым образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогает зрителям понять суть происходящего);
– по специфике предмета отображения:
- событийный репортаж (показ реального события, главный жанр информационного вещания осуществляет информационную функцию, выходит в эфир со словами «сегодня» и «вчера», требует от журналиста оперативности, способности быстро думать, принимать решения, давать точные ответы на вопросы — что? где? когда? с кем? как? и почему? происходит событие, какими могут быть последствия происходящего, уметь отделить главное от второстепенного, оценить все детали события),
- постановочный репортаж или «спровоцированная ситуация» (журналист самостоятельно организует какое-то событие, чтобы увидеть реакцию его участников на предлагаемые обстоятельства; основное отличие от событийного репортажа — возможность репортера контролировать происходящее, вести действие за собой, а не следовать за ним),
- тематический (проблемный) репортаж (осуществляет социально-педагогическую и культурно-просветительскую функции: при выборе темы журналист определяет именно те проблемы, которые волнуют общество, и раскрывает их на конкретных регулярно происходящих событиях, выступает как экранное звено, как человек, добывающий свидетельства и факты и вместе с телезрителя ми эти факты анализирующий).
Роль и место автора в репортаже:
– участие журналиста в работе мат репортажем на всех этапах его создания (выбор темы, сценарная разработка, приглашение участников, определение композиции и сюжетных ходов, отбор изобразительно-выразительных средств создания видеоряда в тематическом репортаже; решение о том, какую часть события и какие синхроны дать в эфире, какие использовать детали и крупные планы в событийном репортаже);
– присутствие автора «внутри репортажа» как ведущая стилевая особенность жанра (авторское «Я» — не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации, а вполне конкретный журналист, тоже предстающий перед зрителями как объект наблюдения: именно его эмоции и чувства они воспринимают как оценку происходящего на экране);
– участие автора в репортаже определяется творческой задачей (наблюдая за происходящим со стороны, репортер совместно со зрителями размышляет об увиденном, выступает в роли исследователя, что придает событию особый характер публицистичности, документальности действий; участвуя в событии, он изменяет угол зрения, позволяет увидеть картину из гущи событий, вносит в репортаж свои чувства и переживания, оценки);
– создание «эффекта присутствия» (различные приемы авторского самовыражения способствуют более глубинному осмыслению зрителями объективных сторон события, возникновению чувства их эмоциональной причастности к происходящему).
Работа репортера внутри события — это своеобразный автопортрет создателя репортажа, демонстрация его умения публично мыслить, а не бормотать скороговоркой прописные истины. Кроме того, репортер должен непрерывно следить за развитием события, за выступлениями его участников, за работой съемочной группы, за регламентом времени. И все это делать одновременно.
Стилистика телерепортажа:
– соединение строгой документальности, точного воспроизведения событий с живописным, эмоциональным изображением действительности, стремление не только отразить происходящее, но и показать свое отношение к нему (строгое соотношение этих двух компонентов обязательно: неоправданное преобладание одного из них нарушает гармонию);
– соотношение изображения и слова (опираясь на правило Горация, рассказывать только о том, чего нельзя показать, текст должен не бороться с видеорядом за лидерство, а помогать зрителю воспринимать материал; для создания «эффекта присутствия» использовать «настоящее время репортажа» — специфическую грамматическую категорию, передающую действия: они могут относиться к фактическому прошлому, но для журналиста и зрителя они происходят в момент показа, создают иллюзию участия зрителя в происходящем);
– использование стендапа как мостика между двумя местами действия или двумя отрезками времени (описывать в стендапе свои впечатления и переживания репортер может в случае, если они имеют отношение к видеоряду);
– разработка четкой структуры репортажа (правила: интрига — инструмент, с помощью которого удерживается внимание аудитории; каждый эпизод, каждое синхронное интервью, каждый кадр дают зрителю ключи к разгадке; противоположные точки зрения подогревают зрительский интерес, делают репортаж более взвешенным и беспристрастным; неотъемлемая часть хорошего репортажа — интересный финал);
– оператор — «глаза и уши зрителя» (ориентиры для создания видеоряда — ключевые сцены как опорные моменты репортажа, как его скелет, вокруг которого организуется вся остальная информация; важный момент — определение угла подачи синхронов, использованных журналистом в репортаже, способы подачи углов: вертикальный — все синхроны последовательно дополняют друг друга, диагональный — ряд равноценных высказываний, удобный — единственный в репортаже синхрон, зигзаг или «убитый» — хаотическое расположение).
Законы монтажа репортажного материала:
– закон материальной последовательности как необходимость последовательно передавать фазы развития событий, появление новых героев или объектов, чтобы получить единый образ реальности,
– закон психологического напряжения — зритель не должен получать всю визуальную информацию сразу, он должен ждать появления следующего кадра,
– закон развития драматургического действия — в каждом последующем кадре зритель должен получать новую информацию, ответ на вопрос, даже при съемке статичных изображений зритель может получать новые впечатления при смене планов, ракурсов, показе деталей;
– функции монтажа в каждом конкретном случае могут быть различны, наиболее общими среди них являются:
- повествовательная функция, передающая событие в его развитии,
- функция движения, превращения отдельных статичных кадров в непрерывное поступательное действие,
- идеологическая функция, функция формирования определенной мысли, идеи с помощью соединения различных кадров,
- эстетическая функция, проявляющаяся в том, что в результате тех или иных монтажных соединений в нашем сознании порождаются определенные образы, настроения и эмоции, определенное отношение к изображаемому.
Специфические этические проблемы репортерства:
– уровень достоверности при изложении фактов;
– «искусство умолчания» (отсечение «ненужных» деталей);
– косвенное комментирование (оценки субъективные и предвзятые);
– опасности профессионального «дирижирования беседой»;
– работа «под маской» и работа «скрытой камерой»;
– публичное раскрытие фактов «не для печати»;
– вторжение в частную жизнь;
– присвоение права говорить от имени других.
Методические рекомендации по подготовке репортажа
Репортаж должен отвечать следующим требованиям:
– замысел репортажа начинается для журналиста с определения позиции по отношению к событию;
– в репортаже одинаково важны новая информация и ее авторское осмысление, так называемая «журналистская добавочная стоимость»;
– для проверки достоверности информации, полученной извне, надо ответить на вопросы: откуда пришла информация? она адресована лично журналисту или оповещены все СМИ? почему сообщение пришло именно сейчас? можно ли быстро выяснить контекст события?
– хороший репортаж — это передача информации изобразительными и звуковыми средствами при равновесии этих средств, обычно зрители запоминают 30% изображения и 20% текста;
– для съемок стендапа в репортаже существует три причины:
- журналист выступает как компетентный комментатор,
- журналист как свидетель происходящего события, дающий зрителям возможность «присутствовать» на месте действия,
- стендап используется как авторская подпись под проблемным репортажем, свидетельствующая о том, что журналист берет на себя ответственность за содержание;
– требования к репортажному комментарию:
- он должен быть уместным, благозвучным и понятным,
- может быть либо указанием, либо объяснением,
- ни один текст не становится хуже от сокращения, сокращайте безжалостно, старайтесь смысл происходящего на экране передать минимальным количеством слов;
– использование постановочных сцен возможно только в двух случаях:
- когда важное событие не было зафиксировано и необходима его реконструкция (зрители об этом должны знать),
- при съемках привычных действий героев (чтобы снять их монтажно, необходимы несколько дублей с разных ракурсов — герои совершают действий больше, чем обычно).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Телевизионный репортаж
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов