Телевизионное обозрение

 

Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере человече­ской деятельности.

Жанроформирующие элементы:

Предмет — общие вопросы политики, экономики, социальные явления, вопросы образа жизни, межчеловеческих отношений и многое другое.

Авторская задача — отыскание причинно-следственных связей между одновременно происходящими событиями или события­ми в какой-то одной сфере деятельности, выявление их значе­ния и тенденций развития.

Метод обозрения — панорама; заключается в том, чтобы, идя от явления к сущности, обозреватель привел аудиторию к опреде­ленной идее; изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны (оперативные съемки, оригинальные кадры, иконографический и архивный материалы).

Телевизионное обозрение — авторская передача о событиях, объеди­ненных единством времени (за месяц, за неделю), пространства (в стране, в области, в мире) или единством темы во времени и пространстве.

«Потребность быть в курсе общезначимых проблем, стремление общества познать себя, осмыслить и оценить пути своего развития — социального, политического, нравственного — в современной российской действитель­ности не только не теряют своей злободневности, но обретают особую остроту и значимость... Необходимость своевременного и всестороннего осмысления связанных с этим вопросов требует не только, а возможно, и не столько оперативного информационного отражения событий и фак­тов современной действительности, сколько скрупулезного и вдумчивого их анализа»[6, с.142|.

Обозрение — именно такой жанр, с помощью которого осущест­вляется исследование.

Определяющие признаки жанра:

– строгая фактологичность (факты отбираются и группируются в соответствии с авторской задачей);

– изложение не единичных фактов, а их совокупности, существу­ющих между ними связей;

– широта исследуемого материала;

– единство наглядного освещения событий и глубокого проник­новения мысли обозревателя в суть происходящего;

– универсальность жанра:

- по предмету и назначению обозрения могут быть общими и тематическими,

- по структуре — комплексными; проблема организует мате­риал — разные факты позволяют обозревателю пользовать­ся любыми формами отражения действительности, которые свойственны разным жанрам, поэтому обозрения включают в свои жанровые рамки видеосюжеты, репортажи, интервью, комментарии («жанр в жанре»),

- факт в обозрении выступает представителем закономерности, поэтому обозреватель ищет характерные факты.

Элементы содержания обозрения:

сами наглядные факты;

– видеоряд включает не только оперативные съемки, но и архив­ные материалы, документальные кадры, фото- и киноматериалы;

– авторская концепция, возникающая в ходе отбора и группиров­ки видеоматериалов;

– непосредственный авторский комментарий к видеоматериалам (характеристики, анализ, выводы),

- принцип панорамы как типообразующий признак жанра.

Элементы формы телеобозрений:

– классификация по жанрам (информационные, аналитические, художественно-публицистические);

– классификация по содержанию: общие и тематические (общие рассматривают разные события определенного отрезка време­ни, тематические ограничены сферой конкретной проблемати­ки: политические, экономические, литературные, театральные, музыкальные, спортивные, кинообозрения);

– классификация по объему передачи (от статистической сводки до портретной галереи).

Задача обозревателя:

– возбуждать интерес телезрителей к событиям и процессам в об­щественной жизни;

– обнаруживать в явлениях их сущность, взаимосвязи, показывать противоречия;

– осмысливать и прогнозировать ход общественного развития;

– отстаивать передовые точки зрения и способствовать выработке «собственной стратегии» телезрителей;

– способствовать практическому решению проблем общества.

Для успешного решения этих задач тележурналист, мыслящий, бе­седующий, способный не только обнародовать, но и проанализировать и откомментировать события, умеющий общаться с многомиллионной аудиторией, должен обладать:

– социальной зоркостью;

– богатым жизненным опытом;

– способностью просто говорить о сложном;

– умением быть выше личных политических пристрастий;

– «чувством камеры» — умением общаться с невидимой аудито­рией;

– глубокими знаниями о процессах, происходящих в той сфере, о которой идет речь в передаче.

Журналист-аналитик «должен обладать умением видеть факты в их взаимосвязи, находить причины, оценивать значение, перспективы развития тех или иных событий, предвидеть возможные последствия. Он мыслитель, исследователь, способный в мозаике фактов усмотреть тенденцию, в цепочке событий обнаружить общественное явление» [6, с. 142].

Обстоятельства, осложняющие работу обозревателя:

– излишняя политизированность телевизионного эфира;

– деформированная шкала моральных ценностей;

– политическая реклама;

– наличие коммерческой цензуры;

– широкое распространение методов манипулирования обще­ственным сознанием;

– снижение уровня ответственности создателей телепередач за со­блюдение этических норм тележурналистики.

 

Методические рекомендации по подготовке телеобозрения

Журналист-обозреватель — не вершитель человеческих судеб, он по­средник между обществом, государством и гражданином. В своей автор­ской программе он должен:

– при подготовке видеоматериалов, их интерпретации и оценке исхо­дить из коренных интересов народа, не допускать манипуляционного воздействия на общественное сознание;

– обеспечивать плюрализм мнений при оценке тех или иных фактов;

– быть беспристрастным и корректным при комментировании видеоря­да, анализ и аргументацию не подменять страстностью личных убеж­дений;

– реализовывать идею содержательности и зрелищности обозрения;

– четко определять свое место в программе, чтобы не стать ни инстру­ментом политического манипулирования, ни средством реализации односторонних интересов;

– не забывать о самоцензуре, не переступать этические границы.