рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Журналистское расследование

Журналистское расследование - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ   Журналистское Расследование — Жанр Проблемной Телепублици­сти...

 

Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно взятого негативного социального явления.

Жанроформирующие факторы:

Предмет отображения — «кричащее» негативное явление.

Авторская задача — поиск причин определенного события, про­цесса, отыскание скрытых пружин, приведших в действие меха­низм, породивший конкретный результат.

Метод расследования — скрупулезное изучение всех причинно-следственных связей; журналист использует методы ученого-исследователя и следователя криминалиста.

Типология жанра (по роли журналиста и ведущего);

– расследование криминала, журналист выступает как следова­тель;

– экстремальная природная ситуация, техногенная катастрофа, журналист-исследователь вскрывает суть;

– поиск истины при восстановлении тайно прошедших событий, журналист участвует в научном исследовании.

Специфические жанровые признаки телевизионного журналистского расследования:

– отдельная ситуация в ее отдельном целом как предмет исследо­вания;

– выявление закономерностей развития текущей действительно­сти на основе конкретной жизненной ситуации;

– факт, как основа передачи, как повод для интерпретации;

– авторское участие в расследовании и рассуждение, вытекающее из анализа ситуации.

Используя в подготовке журналистского расследования методы следователя-криминалиста, который из нескольких версий проис­шедшего события выбирает одну, тележурналист ничего не утверждает окончательно. Его задача — привлечь внимание зрителей к событию, заставить их поразмышлять о случившемся.

«Журналист не должен отождествлять свою деятельность с функциями правоохранительных органов. Его задача — не ловить преступника, а пре­дать гласности факты его противоправной деятельности, обозначить про­блему и, может быть, предложить пути решения» [21, с. 14].

Поводом для журналистского расследования всегда является кон­фликт — предельный случай обострения противоречий. Именно на стадии обострения возникает конфликтная ситуация. Понимание ме­ханизма столкновений, драматизма и остроты конфликта — социаль­ного, трудового или морального, умение разобраться в нем определяют уровень компетентности журналиста. Чтобы подготовить телепередачу, безупречную в логическом и эмоциональном плане, он должен владеть методикой общения, сбора и использования необходимой информации.

«Журналистское расследование — это не просто элемент экстремальной журналистики с романтическим налетом, а сложный, глубокий комплекс знаний, навыков и умений, позволяющий профессионалу-журналисту вы­полнять его общественный долг» [21, с. 7].

Каждое журналистское расследование проходит три этапа: выявле­ние фактов, прослеживание связей между ними, выдвижение версии.

Выявление фактов. Толчком к расследованию могут послужить факты и события, лежащие на поверхности, а также и конфиденциаль­ные сведения, не известные общественности:

– из открытых источников (СМИ, в том числе реклама, офици­альные сообщения о событиях, Интернет, официальные пресс-релизы, пресс-конференции и брифинги);

– из полуоткрытых источников (поиск в базах данных, изучение справок, резюме, юридических экспертиз);

– из закрытых источников (по журналистскому запросу);

– из конфиденциальных источников (осведомители: идейные — соратники и ябеды, корыстные — политические интриганы или рассчитывающие на оплату сообщаемых сведений);

– личные наблюдения журналиста.

Правила работы с информацией:

– беседы на разных уровнях;

– если информация для расследования передана журналисту на условиях «для печати», он имеет право назвать имя и должность источника и цитировать любое его высказывание;

– информацию, полученную на условии «фона», журналист име­ет право цитировать и ссылаться на нее, не раскрывая личности источника;

– информация «не для печати» не обнародуется ни при каких условиях, она используется только для ознакомления журнали­ста с ситуацией;

– необходимость оценить ту информацию, которая уже была опу­бликована на эту и подобную ей тему;

– если вы беретесь за тему, которую многие уже освещали, ответь­те себе на вопрос: сможете ли сказать что-то новое;

– имейте в виду, что зрителей интересуют обстоятельства, кото­рые могут коснуться их лично;

– обыватель любит истории из тайной жизни сильных мира сего;

– журналист несет моральную, гражданскую, а в некоторых случа­ях и уголовную ответственность за вышедшую в эфир передачу.

Прослеживание связей между фактами:

– разделение сведений своих и «источника»;

– оценка круга «источников»;

– определение ситуации (кому выгодно, на какие средства);

– оценка перспективности разрабатываемой темы, степени вы­полнимости творческой задачи;

– определение степени риска.

Выдвижение версии:

– двойной эффект телевизионного журналистского расследова­ния: аналитический характер действия, происходящего на гла­зах у телезрителей, воплощается в репортажную форму показа; на экране — не результат расследования, в процесс;

– коллективный поиск истины усиливает ощущение достоверно­сти и убедительности происходящею;

– эффект оперативного комментирования — экспертиза на ходу: сбор и анализ информации в присутствии публики предстает как детективный сюжет;

– сам эффект расследования — и новость, и интрига;

– центральная роль ведущего передачи в выдвижении версии.

Требования к журналисту:

– строжайшая проверка истинности всех имеющихся фактов;

– определение структуры передачи;

– отбор участников (активных и пассивных);

– разработка подробного сценария с включением изобразитель­ного материала.

«Основной задачей журналистского расследования является не только об­народование объективных фактов по тому или иному вопросу через сред­ства массовой информации, но и исполнение социальных функций... Для нас, журналистов, важна, в первую очередь, функция социального контро­ля. Мы не выносим приговора и не принимаем судьбоносных решений. Мы предоставляем это право обществу» [21, с. 19].

 

Методические рекомендации по подготовке журналистского расследования

Собираясь снимать, автор должен продумать и сформулировать не толь­ко то, какую историю надо рассказать, но и какое впечатление произве­сти на зрителя, с помощью каких приемов. Вот некоторые из них:

– репортажная съемка, придающая «картинке» оперативность, темп, подчеркнутую документальность;

– монтаж как способ полностью изменить смысл материала, его кон­цепцию;

– использование экстенсивного интервьюирования участников пере­дачи, имеющих отношение к расследованию ситуации: основной при­ем — «сужающиеся круги»;

– интервью широкого круга (подходы к теме),

- интервью среднего круга (уточнение группы повышенного интереса),

- «названное имя» (выход на виновника);

– умение отличить выступление по теме от «слива компромата»;

– способность конструировать материал по ходу передачи;

– особое внимание — этическому аспекту передачи.

Журналистское расследование является острым и вместе с тем самым ответственным направлением журналистики... Для того чтобы материал получился интересным, нужна богатая фактура, на чьих-то домыслах ни­чего не получится.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Журналистское расследование

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тележурналистика как творчество
  Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

Слагаемые профессиональной культуры
  Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

Методологическая культура
  Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
  Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
  Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

Методика создания телевизионной образности
  В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

Методы эфирной презентации телевизионных программ
  Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

Журналист - автор сценария
  Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

Состав съемочной группы
  Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

Этапы создания телепередачи
  Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

Особенности коллективного творческого труда
  Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

Профессиональная ответственность
  В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

Определение жанра. Жанроформирующие элементы
  Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
  Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

Репортажность - природное свойство телевидения
  Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

Телевизионная программа как единица телевещания
  Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн

Выступление в кадре
  Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

Телевизионный комментарий
  Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

На телеэкране - эссе
  Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

Телевизионное интервью
  Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

Ток-шоу - новый телевизионный жанр
  Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Беседа на телеэкране
  Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

Дискуссия
  Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

Теледебаты
  Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

Пресс-конференция
  Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

Видеосюжет как основа новостной программы
  Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

Телевизионный репортаж
  Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

Телевизионный отчет
  Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

Телевизионное обозрение
  Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

Телевизионный очерк
  Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

Сатира и юмор на экране
  Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

Фельетон
  Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

Памфлет
  Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

Суть телевизионного редактирования
  Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

Редактирование информационных программ
  Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
  Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
  Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

Телерепортаж в упражнениях и тренингах
  Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги