Сатира и юмор на экране - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Понятие «Сатира» Имеет Два Основных Определения — Это:
...
Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:
– способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными;
– система жанров, осмеивающих политические, общественные, литературные нравы.
В экранной публицистике сатира, выполняя роль социального «чистильщика», обличая пороки, занимает особое место: с одной стороны, зрелищная природа телевидения многократно увеличивает действенность передач, с другой — повышает ответственность их создателей. С творческой точки зрения сатира требует природного таланта, мастерства, специфического взгляда на жизнь, остроты восприятия и глубины осмысления жизненных фактов.
Типология экранной сатиры и юмора:
– спецпроекты (юбилейные вечера юмористов и сатириков, эстрадные юмористические концерты, сборники лучших номеров);
– цикловые программы — передачи концертного, соревновательного и «клубного» типов;
– постановочные программы (телевизионные постановки, нередко представляющие собой экранизации популярных анекдотов, а также сатирические кино- и тележурналы);
– «реальное» видео (съемки скрытой камерой, любительские видеонаблюдения и розыгрыши).
Природа экранной сатирической образности. Сатиричность — основа для создания документального сатирического образа с помощью изобразительно-выразительных средств экрана, а также специфических речевых средств и сатирических приемов.
Юмор, ирония, сарказм — три кита, на которых держатся сатирические жанры. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что или на кого он направлен. Ирония противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности. Когда ирония становится гневной, негодующей, она переходит в сарказм.
Специфика телевизионной сатиры как наглядного способа предъявления комического включает в себя четыре начала:
– публицистичность (проявляется в актуальности, злободневности, конкретности поставленных проблем, в определении общественно значимой и нравственной сущности выбранной темы, определении авторской позиции);
Сатирический образ — результат не только художнических усилий автора, но и прямое следствие неразрывности целенаправленного художественно-публицистического исследования.
Особенности сатирического образа:
– строится не на развитии отрицательных качеств, а на их проявлении;
– как правило, лишен индивидуальных черт (реальный персонаж, несмотря на свою конкретность, всегда типаж);
– лишен многоплановости;
– главное в создании сатирического образа — не беллетристические элементы, а максимально полная реализация публицистической идеи.
Сатирическая типизация на телевидении — результат не только нарочитого, целенаправленного нарушения семантико-стилистических, словообразовательных, фразеологических и грамматических норм языка, но и создание гротескных, окарикатуренных портретов, использование кадров из фильмов, книжных иллюстраций, соответствующих теме передачи, и т.д.
Сочетая документальность и художественность изображения, экранная сатира требует мастерства не только от автора-сценариста, но и от оператора и режиссера. Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость вынести на передний план определенные, порой скрытые отрицательные черты явления или ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй, особое экранное решение.
«Сущность явления в большинстве случаев раскрывается через ее противоположность: порицание через похвалу, похвала посредством порицания и т.д. и т.п. Комизм, ирония, как показывает контент-анализ, зачастую основан на неожиданности, резком переосмыслении любого явления и, чтобы уловить иронию, нужно остро чувствовать авторский подтекст: критический и сочувственный. Вот почему, используя язык образов, интеллект конкретного человека можно отождествлять с философией, а способность адекватно реагировать на ситуации игрореализации журналиста — с поэзией» [34, с. 142].
В творческой практике телевидения используются важнейшие из сатирических жанров.
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Сатира и юмор на экране
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Тележурналистика как творчество
Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх
Слагаемые профессиональной культуры
Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р
Методологическая культура
Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепередаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо
Методика создания телевизионной образности
В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналистики, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум
Методы эфирной презентации телевизионных программ
Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:
– вездесущность (
Журналист - автор сценария
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц
Состав съемочной группы
Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит
Этапы создания телепередачи
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх
Особенности коллективного творческого труда
Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо
Профессиональная ответственность
В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен
Определение жанра. Жанроформирующие элементы
Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн
Репортажность - природное свойство телевидения
Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид
Телевизионная программа как единица телевещания
Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн
Выступление в кадре
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче
Телевизионный комментарий
Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Жанроформирующие элементы: Предмет автор
На телеэкране - эссе
Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени
Телевизионное интервью
Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,
Ток-шоу - новый телевизионный жанр
Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.
Беседа на телеэкране
Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.
Жанроформирующие элементы:
Дискуссия
Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины.
Жа
Пресс-конференция
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Жанроформиру
Видеосюжет как основа новостной программы
Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанр
Телевизионный репортаж
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет
Телевизионный отчет
Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно значимого события.
Жанроформирующие элементы:
Предмет — событие официальное, значительного социального, н
Телевизионное обозрение
Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов
Журналистское расследование
Журналистское расследование — жанр проблемной телепублицистики, основным и конкретным назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно вз
Телевизионный очерк
Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии
Памфлет
Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оператив
Суть телевизионного редактирования
Телевизионная практика выработала общую методику редактирования — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност
Редактирование информационных программ
Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
– распределяет задания по сбору оперативного материала;
– отбирает готовые
Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног
Телерепортаж в упражнениях и тренингах
Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты должны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов